Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы научного географического познания




Система географических наук. История изучения Земли и развитие географии. Выдающиеся географические открытия. Знаменитые путешественники и исследователи.

Глобус, географическая карта и план местности: различия по содержанию и масштабу, способам картографического изображения. Географические координаты. Аэрофото- и космические снимки. Ориентирование на местности. Геоинформационные системы.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование.

ЗЕМЛЯ И ВСЕЛЕННАЯ

Земля – часть Солнечной системы. Форма и размеры Земли. Причины смены дня и ночи, времен года. Пояса освещенности. Часовые пояса.

ЛИТОСФЕРА

Внутреннее строение Земли и литосферы. Минералы, горные породы, полезные ископаемые. Геологическая история Земли. Зависимость рельефа от строения земной коры. Внутренние и внешние процессы, изменяющие поверхность Земли. Неблагоприятные и опасные явления в литосфере, меры предупреждения и борьбы с ними. Человек и литосфера.

АТМОСФЕРА

Состав и строение атмосферы. Радиационный баланс Земли. Атмосферное давление, ветры, осадки. Метеорологические приборы. Воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Климатообразующие факторы, климатические пояса. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз погоды. Человек и климат.

ГИДРОСФЕРА

Состав и строение гидросферы. Круговорот воды в природе. Мировой океан. Воды суши. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере, меры предупреждения и борьбы с ними. Мировой океан и его роль в формировании климатов Земли. Человек и гидросфера.

БИОСФЕРА

Определение и границы биосферы. Возникновение жизни. Биологический круговорот веществ. Широтная и высотная зональность растительного, почвенного покрова и животного мира, хозяйственной деятельности людей. Человек и биосфера.

Почвенный покров (педосфера). Почва как естественно-историческое образование. Строение и плодородие почвы. Главные факторы почвообразования, основные зональные типы почв. Человек и почвенный покров.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА, ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Строение, основные свойства и закономерности географической оболочки. Географическая зональность и секторность природы материков. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные, антропогенные. Состав, строение и свойства природных комплексов суши и океана. Человек и географическая среда: взаимовлияние и взаимозависимость.


ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

Роль географической среды в жизни человека и развитии общества. Адаптация человека к окружающей среде.

Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов, их классификации. Рациональное и нерациональное природопользование. Взаимовлияние хозяйственной деятельности человека и природы. Геоэкология. Ландшафтное планирование. Проблема сохранения ландшафтного и культурного разнообразия на Земле. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия. Стратегия устойчивого развития. Ноосфера. Географическая экспертиза и мониторинг.

НАСЕЛЕНИЕ

Динамика населения Земли, отдельных регионов и стран. Размещение населения. География рас, народов и религий. Миграции населения. Города и сельская местность. Урбанизация. Условия и образ жизни людей в различных типах поселений. География рынка труда и занятости. География качества жизни населения.

ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Географическая модель глобальной экономики, ее отраслевая и территориальная структура. Основные отрасли и регионы. Взаимообусловленность особенностей природы, размещения населения и хозяйства. Географические следствия глобализации.

РЕГИОНЫ И СТРАНЫ МИРА

Политическая карта мира, этапы формирования. Типологии современных государств. Геополитика. Комплексная географическая характеристика и различия крупнейших регионов и стран мира, в том числе своей Родины. Россия в мире.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Сущность глобальных проблемы, их взаимосвязь и географические аспекты.


ИСТОРИЯ

Пояснительная записка

 

Необходимость изучения истории в школе обусловливается ее познавательными и мировоззренческими направлениями. Главная задача школьного исторического образования – формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности.

Основные цели изучения истории в школе:

· формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире;

· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка в доступной для учащихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

· воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, взаимопонимания и уважения между народами, неприятия шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; развитие у учащихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем современности;

· развитие способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

· выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;

· развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.

Содержание

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Предмет истории. Знания о прошлом. Источники и историки.

Происхождение человека. Первобытное общество.

Древний мир

Понятие и хронология.

Древние цивилизации Востока: Месопотамия, Древний Египет, Индия, Китай. Общественное устройство, экономика. Религии, культура.

Античность. Древняя Греция. Эллинизм. Древний Рим. Основные этапы исторического развития, формы политического и общественного устройства. Культура.

Античное язычество. Возникновение и распространение христианства.

Античное наследие и его значение для современного мира.

Средние века

Понятие и хронология.

Становление христианского мира. Византия.

Западное Средневековье: политическое и социальное устройство, система хозяйства, религия и церковь, ментальность и культура. Особенности развития различных регионов Европы в Средние века.

Восточное Средневековье. Возникновение и распространение ислама. Арабский халифат. Монгольские завоевания в странах Востока. Индия, Китай, Япония в Средние века.

Мезоамерика.

Международные отношения. Взаимодействие Запада и Востока в Средние века: религиозное, дипломатическое, культурное, военное, торговое.

Средневековое наследие и его значение для современности.

Новое время

Понятие и хронология.

Раннее Новое время. Переход от средневековой системы хозяйствования к рынку. Модернизация. Первоначальное накопление капитала.

Великие географические открытия.

Развитие национальных государств. Абсолютизм в Европе. Международные отношения раннего Нового времени.

Ренессанс. Реформация и контрреформация.

Просвещение.

Английская буржуазная революция. Великая французская революция и ее последствия. Образование США.

Новая система международных отношений. Воссоединение Италии и Германии. Гражданская война в США.

Промышленный переворот. Страны и нации на пути модернизации. Индустриальное общество. Консервативный, либеральный, социалистический ответы на социальные вызовы. Становление либеральной демократии.

Колониальные империи. Суверенные государства Востока и Южной Америки. Османская империя.

Наука. Культура. Быт.

Современная история

Мир на рубеже XIX―XX вв. Первая мировая война и ее последствия. Октябрьская революция в России и мир.

Тоталитарный и демократический режимы. Фашизм. Мировой экономический кризис и его последствия. Государство в жизни общества. Международные отношения в межвоенный период.

Вторая мировая война и ее итоги. «Двухполюсный мир». Биполярная система международных отношений.

Страны Европы и Северной Америки после Второй мировой войны. «Государство благосостояния».

Страны Востока после Второй мировой войны. Распад колониальных империй.

Научно-технический прогресс. Переход от индустриального общества к постиндустриальному.

Крах мировой системы социализма. Новая система международных отношений. Локальные конфликты.

«Азиатский рывок». Страны Востока и Южной Америки на пути «догоняющего развития».

Глобализация. Глобальные проблемы современности.

Наука, культура, религия, быт.

Мир в начале XXI в.

РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...