Предмет отечественной истории
История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в истории Северо-Восточной Евразии. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Древнейшие общества и государства на территории России Появление и расселение человека на территории России. Первые культуры и общества. Сарматы. Скифы. Государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Кочевые и оседлые общества эпохи переселения народов. Гунны и кочевые империи. Финно-угры, тюрки, балты, германцы и славяне в этнокультурном взаимодействии на рубеже I тысячелетия. Древняя Русь Этногенез, ранняя история, материальная и духовная культура славян. Социально-экономический и политический строй Древней Руси в контексте всемирной истории. Особенности древнерусской государственности. Политическая раздробленность. Древняя Русь и ее соседи на международных путях между Востоком и Западом. Христианство и язычество. Культура Древней Руси: единство и региональные особенности. Становление древнерусской народности. Средневековая Русь Особенности феодальной системы средневековой Руси. Структура русского средневекового общества. Кризис XIII в. Русь в системе международных связей и отношений в Средние века. Русские земли и Золотая Орда. Русь и Запад. Северо-Восточная Русь: центры консолидации, объединение земель вокруг Москвы. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Политическая централизация и становление самодержавия. Московское государство в XVI в.: территория, социально-экономическое и политическое развитие, основные процессы в духовной жизни.
Религия и церковь в средневековой Руси. Смутное время: причины и последствия. Россия в Новое время Основные исторические источники, хронология и сущность нового этапа российской истории. Экономика, общество и власть России конца XVII – начала XVIII в. Предпосылки и значение реформ Петра I. Феномен дворцовых переворотов. Изменения в экономике, социальном и политическом строе, культуре России в XVIII в. Секуляризация. Народные движения. Россия в европейской и мировой политике. Превращение России в великую европейскую державу. Отечественная война 1812 г. Реформы и общество в России XIX в. Начало индустриальной модернизации России: основные этапы и особенности. Эволюция российской власти в XIX в. Формирование территории Российской империи. Народы, страны и особенности национальной политики. Официальная идеология и общественные движения в XIX в. Традиционные религии. Российская культура, наука, образование в XIX в. Новейшая история России Источники по новейшей истории. Россия в начале ХХ в.: экономика, политика, идеология, культура. Роль России в мировой экономике и политике. Реформы в России начала ХХ в.: предпосылки и значение. Общенациональный кризис 1914―1920 гг.: причины и последствия. Великая российская революция и ее влияние на российскую и мировую историю ХХ в. Гражданская война в России. Образование СССР. Феномен советского общества. Советский Союз как тип общества и государства: структура общества, система управления, право, система образования, наука, идеология и социальная психология, традиционные религии, национальный вопрос. Советская модель модернизации: специфика, результат, цена. Решающая роль СССР в достижении победы во Второй мировой войне. Советский Союз как индустриальное общество: ресурсы, промышленность, сельское хозяйство, научно-технический прогресс и военно-промышленный комплекс.
Причины и последствия кризиса и распада советской системы. Российская Федерация в начале XXI в.: возрождение и развитие государственности, экономики, науки и культуры, духовные ценности российского общества. Российская Федерация в глобальных процессах современности. Знания о прошлом нашей страны в современных общественных и политических процессах. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Пояснительная записка
В науковедении термин «обществоведение» («обществознание») объединяет все науки об обществе. В системе образования обществоведением (обществознанием) называют учебную дисциплину, представляющую систему знаний об обществе, кроме исторических, которые даны в другом учебном предмете — истории. Обществоведение изучается с опорой на исторические знания. История изучается с использованием понятий, формируемых в курсе обществознания. Оба предмета взаимосвязаны, но не заменяют друг друга. В курсе истории изучается прошлое в его конкретном, неповторимом облике; в курсе обществоведения знания об обществе представлены в обобщенном виде и в наибольшей степени обращены к современности. Оба учебных предмета имеют самостоятельную ценность. Обществоведческое образование — необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее ее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению уникального и неповторимого собственного «Я». Для современного обществоведческого курса, освещающего проблемы человека и общества, базовыми являются философия, экономическая наука, социология, политология, социальная психология, правоведение. Овладение основами философии помогает школьнику правильно ориентироваться в мире познания и человеческих ценностей, а также найти свое место в жизни. Значение и необходимость изучения философии в школе объясняются главным образом тем, что она отвечает на вопросы, как правильно мыслить, как достойно жить. Понимание сущности социальных процессов дает социальная философия. Основы экономических знаний необходимы для формирования у подростка адекватного восприятия экономической ситуации в стране, в мире. Они также являются инструментом, который выпускник общеобразовательной школы сможет использовать для правильного выстраивания своих отношений с будущим работодателем, коллегами по профессиональной деятельности, государственными и коммерческими экономическими структурами.
Социологические знания призваны способствовать формированию всестороннего взгляда на общественные процессы, представляя собой каркас социального мышления как системного понимания объективных и субъективных элементов социальных тенденций. Целостное системное социологическое мышление поможет молодежи занять в обществе активную социальную позицию. Возрастание значения политологии — науки о политике, устройстве, распределении и осуществлении власти — определяется тем, что от суммы индивидуальных политических позиций, от сознательного политического выбора граждан зависит судьба России, а следовательно, и собственная судьба каждого человека. Укрепление демократии в России невозможно без утверждения в сознании большинства населения демократических ценностей, раскрываемых политологией. Социальная психология играет важную роль в определении выпускником своего места в обществе и формировании его позиции по отношению к обществу, при этом ее вес увеличивается в связи с усложнением в наше время межличностных отношений, значением организации взаимодействия людей в больших и малых группах. Овладение базовыми знаниями по праву – обязательный элемент развития социально активной личности, обладающей необходимым для современного общества уровнем правосознания и правовой культуры. В свою очередь, это воспитывает внутреннюю убежденность в необходимости соблюдения норм права, ответственное и уважительное отношение к правам и свободам других лиц, гражданскую позицию. Изучение названных социально-гуманитарных наук в отдельности — задача высшей школы, выпускники которой лишь при условии гуманитарного развития станут интеллигентными людьми. Что касается общеобразовательной школы, то ее учебный план ни в настоящем, ни в обозримом будущем не может в своей базисной части вместить учебные дисциплины, соответствующие всем названным областям научного знания. Между тем такие знания необходимы каждому вступающему в жизнь человеку. Оптимальное решение состоит в том, чтобы представить ученику не самостоятельные науки, как в вузе, а педагогически отобранные знания, интегрированные в единый курс обществознания. Такое решение соответствует современной тенденции к интеграции социально-гуманитарного знания. В современном обществоведческом курсе знания о человеке и обществе должны предстать перед учащимися не односторонне, не с позиций лишь одной из областей науки, а комплексно. Научная картина мира немыслима без целостного представления об обществе и современных проблемах человека.
Обществоведческое образование занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить никакой другой учебный предмет. В числе общих требований к содержанию образования, выдвинутых Законом «Об образовании», — ориентация на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Выдвинутая в законе задача формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира не может быть решена без комплекса знаний об обществе и человеке, целостность которых обеспечивается интеграцией в курсе обществознания сведений из наук, изучающих различные аспекты развития общества. Без обществоведческого образования невозможно в полной мере выполнить требование закона о воспитании гражданина, интегрированного в современное общество. Решение этой задачи предполагает усвоение учащимися гражданской культуры, которая включает в себя и политическую, и правовую, и экономическую, и нравственно-патриотическую составляющие. Она охватывает не только взаимоотношения гражданина и государства, но и различные аспекты отношений в гражданском обществе. Ниже представлено ядро знаний, которыми должен овладеть каждый человек, получающий полное среднее образование. Вместе с тем в соответствии с запросами учащихся и возможностями школы могут быть введены учебные курсы, расширяющие и углубляющие знания по любой из базовых наук. Содержание
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Проблема антропогенеза. Биосоциальная природа человека. Структура сознания. Взаимосвязь сознания и тела. Индивид и личность. Деятельность как способ существования людей, самореализации личности. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Многообразие видов деятельности. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и его роль в развитии личности.
Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения: картина мира, идеалы, ценности и цели, мироощущение. Научное, обыденное, мифологическое, религиозное, философское мировоззрение. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ЛОГИКА Познание как деятельность. Знание, его виды. Истина и ее критерии, относительность истины. Формы чувственного познания, его специфика и роль. Формы рационального мышления. Мышление и язык. Смысл и значение языковых выражений. Законы логики – ядро рационального мышления. Рассуждения и умозаключения. Дедукция и индукция. Методы обоснования истины: доказательство, наблюдение, эксперимент, практика. Объяснение и понимание. Виды объяснений. Распространенные ошибки в повседневных рассуждениях. Парадоксы, спор, дискуссия, полемика. Основания, допустимые приемы рационального спора. Способы манипуляции сознанием. Научное знание, его характерные признаки. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Способы и методы научного познания. Дифференциация и интеграция научного знания. Особенности социального познания. ЭТИКА Этика, мораль, нравственность. Основные категории этики. Добро и добродетели, зло и пороки. Проблема смысла жизни. Свобода воли и нравственная оценка. Качества характера, их отличие от физических качеств и умственных способностей. Нравственные и волевые качества, их соотношение. Милосердие, справедливость, дружба. Золотое правило нравственности – универсальная формула поведения. Эгоизм. Долг – нравственный мотив поведения. Совесть – высшая нравственная инстанция в человеке, угрызения совести. Нравственность как область индивидуально ответственного поведения. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Общество как целостная развивающаяся система. Взаимосвязь природы и общества. Основные сферы общества, их взаимодействие. Динамика общества, развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Типология обществ. Современное общество: ведущие тенденции, особенности развития. Ускорение общественного развития. Процессы глобализации, их противоречивость. Глобальные проблемы современности. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Будущее современной цивилизации. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ Экономика как способ хозяйствования. Типы экономических систем. Экономические блага, их производство, обмен, распределение и потребление. Экономические науки: микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика, экономическая история, история экономической мысли. Понятие собственности. Формы собственности. Государственный сектор в экономике. Национализация. Приватизация. Рыночная экономика. Спрос. Закон спроса. Предложение. Закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Конкуренция и монополия. Виды монополий. Монополистическая конкуренция. Факторы производства. Издержки производства. Разделение труда и производительность труда. Предпринимательская деятельность. Основные типы фирм: индивидуальные фирмы, товарищества, кооперативы, акционерные общества. Виды затрат и их экономическое значение. Виды прибыли. Влияние конкуренции на деятельность фирмы. Виды рынков. Рынок ценных бумаг. Акции, облигации. Фондовая биржа. Рынок труда. Спрос, предложение и цена на рынке труда. Занятость. Безработица. Виды безработицы. Прожиточный минимум. Минимальная зарплата. Профессиональные союзы. Экономика семьи. Источники семейных доходов. Собственность в семье. Реальный доход. Номинальный доход. Потребительский кредит. Валовой внутренний продукт. Номинальный и реальный ВВП. Экономические циклы. Фазы экономического цикла в условиях рыночного хозяйства. Экономический рост. Экстенсивный и интенсивный рост. Факторы экономического роста. Темпы экономического роста. Деньги и банки. Функции денег. Роль банков в экономике. Как банки делают деньги. Понятие инфляции. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Роль государства в экономике. Формы вмешательства государства в экономику. Общественные блага. Функции государства в современной рыночной экономике. Бюджетная и налоговая политика. Денежно-кредитная политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Мировая экономика. Внешняя торговля. Международное разделение труда. Свободная торговля и протекционизм. Валюта. Валютный рынок. Понятие валютного курса. Международные экономические организации. Глобализация экономики. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ Социальные общности и группы. Виды социальных групп. Этнические (национальные) общности. Молодежь как социальная группа. Социальная структура и стратификация, социальное неравенство. Гендерные отношения в современном обществе, основания феминизма. Основные социальные институты, их структура, функции, роль в жизни общества. Институт семьи и брака, судьбы семьи в современном обществе. Образование как социальный институт. Институт СМИ. Религия как социальный институт. Социальные нормы, их виды. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль. Социальные статусы и роли, основные социальные роли в юношеском возрасте. Социализация личности. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Социальные, этносоциальные (национальные) конфликты, пути их разрешения. Особенности социального развития современного российского общества. Конституционные основы социальной (национальной, демографической, молодежной) политики в Российской Федерации. ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ Политика как общественное явление. Понятие власти. Политическая система, ее структура и функции. Государство в политической системе. Его признаки, функции. Понятие суверенитета. Формы правления (монархия, республика), формы государственно-территориального устройства (унитаризм, федерализм). Основные направления политики государства. Гражданское общество и правовое государство. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Выборы в демократическом обществе. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Избирательные технологии. Политические партии и движения. Типология политических партий. Их признаки и функции. Партийные системы. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения, их ценности. Либерализм, консерватизм, социал-демократия, коммунизм. Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Политическая элита. Типология элит. Средства массовой информации в политической системе общества. Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие, его формы. Политический экстремизм как общественное явление. Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе. Понятие политической культуры. Типы политической культуры. Политический процесс.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|