Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2: Методы исследования эмоциональной сферы женщины во время беременности

 

Для реализации цели исследования нами были выбраны следующие методики: методика определения уровня нервно-психической устойчивости (анкета "Прогноз") и методика "Шкала тревожности" Дж. Тейлора.

"Методика определения уровня нервно-психической устойчивости" (анкета "Прогноз") разработана в ЛВМА им. С.М. Кирова и предназначена для первоначального выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Она является отражением одновременно психического и соматического уровня здоровья индивида. Нервно – психическая устойчивость показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса, то есть тогда, когда система эмоционального отражения функционирует в критических условиях, вызываемых внешними, равно как и внутренними факторами. [11]

Методика содержит 84 вопроса, на каждый из которых предлагается дать ответ "да" или "нет". Результат анкетирования определяется по 10-бальной шкале, на основании которой выносится заключение о группе нервно психической устойчивости. Обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Общее время обследования – около 20 минут.

Анкета зачитывается экспериментатором или предъявляется в записи на магнитофон в темпе, позволяющем осмыслить вопрос и сделать отметку в регистрационном бланке.

Методика имеет две шкалы: шкалу надежности, шкалу нервно-психической устойчивости. Обработка результатов начинается с первой шкалы. Если сумма баллов по ней составляет 10 и более, то оценка по второй шкале не проводится, результаты обследования считаются недостоверными. Показатель шкалы 2 получают простым суммированием положительных и отрицательных ответов, совпадающих с ключом. На основании обследования выносится оценка по 10-бальной шкале.

 

Шкала надежности Шкала нервно-психической неустойчивости    
 нет  да

 нет

1 4 6 8 9 11 15 17 18 22 25 31 34 36 43 3 5 7 10 16 20 26 27 29 32 33 35 37 40 41 42 44 45 47 48 49 50 51 52 53 56 57 59 60 62 63 64 65 66 67 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84

2 12 13 14 19 21 23 24 28 30 38 39 46 54 55 58 61 68

 

Методика определения группы нервно-психической устойчивости

Сумма информативных ответов по шкале нервно-психической устойчивости Оценка результатов по 10-бальной шкале Группа нервно-психической устойчивости Прогноз
5 и менее   6 10   9 1.высокая нервно-психическая устойчивость Благоприятный
7-8   9-10 11-13 8   7 6 2.хорошая нервно-психическая устойчивость Благоприятный
14-17   18-22 23-28 5   4 3 3.удовлетворительная нервно-психическая устойчивость Благоприятный
29-32   33 и более 2   1 4.неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость Неблагоприятный

 

Методика "Шкала тревожности" Дж. Тейлора: Опросник состоит из 50 утверждений, которые направлены на диагностику "тревожности" и 10 утверждений шкал "лжи". Оценку результатов исследования необходимо производить путем подсчета результатов ответов, свидетельствующих о тревожности, для чего используется специальный ключ. Каждый такой ответ оценивается в 1 балл. Оценка:

40 – 50 – очень высокий уровень тревожности,

25 – 40 – высокий уровень тревожности,

15 – 25 – средний уровень с тенденцией к высокой тревожности,

5 – 15 – средний уровень с тенденцией к низкой тревожности,

0 – 5 – низкий уровень тревожности,

4 – 5 по шкале лжи – критический результат. [16]

 

Шкала лжи (КЛЮЧ)

ДА 2 10 39 55    
НЕТ 16 20 28 29 41 59

 

Шкала тревожности

ДА 6 7 11 12 15 18 21 23 24 25 26  
ДА 27 30 32 33 34 35 36 37 38 40 42  
ДА 44 45 47 48 49 50 51 53 54 56 60  
НЕТ 1 3 8 13 14 17 19 22 43 52 57 58

 

Для математической обработки данных был использован U - критерий Манна-Уитни, который оценивает различия между двумя выборками по уровню исследуемого признака; позволяет работать с небольшими по объему выборками (от 3 наблюдений).

Алгоритм расчета U - критерия Манна-Уитни

1. Упорядочить значения обеих выборок в одном ряду по степени нарастания признака, отмечая, к какой выборке они относятся.

2. Проранжировать значения в соответствии с правилами ранжирования.

Правила ранжирования

1. Меньшему значению начисляется меньший ранг. Наименьшему значению начисляется ранг 1. Наибольшему значению начисляется ранг, соответствующий количеству ранжируемых значений, за возможным исключением для тех случаев, которые предусмотрены правилом 2.

2. В случае, если несколько значений равны, им начисляется ранг, представляющий собой среднее значение из тех рангов, которые они получили бы, если бы не были равны.

3. Общая сумма рангов должна совпадать с расчетной, которая определяется по формуле:

 

 

где N - общее количество ранжируемых наблюдений (значений). Несовпадение реальной и расчетной сумм рангов будет свидетельствовать об ошибке, допущенной при начислении рангов или их суммировании. Прежде чем продолжить работу, необходимо найти ошибку и устранить ее.

3. Подсчитать сумму рангов отдельно для каждой выборки, обозначить их как Т1 и Т2. Проверить совпадение общей суммы рангов с расчетной.

4. Определить значение Uэмп по формуле:

 

 

где n 1 - количество испытуемых в выборке 1;

n 2 - количество испытуемых в выборке 2;

Тх - большая из двух ранговых сумм;

nх - количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

5. Определить критические значения Uкр по таблице. Если Uэмп Uкp, Но отвергается, принимается Н1 о значимости различий. Чем меньше значения Uэмп, тем достоверность различий выше. Uкр(р=0,05)= 72 [14]


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...