Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Результаты исследования эмоционального состояния женщин во время беременности

 

Исследование проводилось путем опроса испытуемых. Испытуемым предъявлялось два бланка с вопросами, на которые они должны были ответить.

Исследование проводилось индивидуально.

Испытуемым предлагалось ответить на вопросы, согласно шкал инструкции. Испытуемые должны работать самостоятельно, внимательно и правдиво отвечать на вопросы.

В данном исследовании приняли участие 30 женщин, из них 15 беременных, и 15 не беременных женщин.

В результате диагностики с помощью методики "Шкала тревожности" Дж. Тейлора, было выявлено нижеследующее.

 

Диаграмма 1. Результаты исследования уровня тревожности у беременных женщин

 

По результатам исследования уровня тревожности у беременных женщин можно увидеть, что среди беременных женщин, принявших участие в исследовании, женщины с таким уровнем тревожности как низкий и очень высокий не встречаются. Но высокий уровень тревожности встречается у 27% беременных женщин, что говорит о проявлении состояния тревожности в разнообразных ситуациях. Это является нарушением эмоциональной сферы личности, свидетельствует о недостаточной приспособляемости человека к тем или иным социальным ситуациям. Такой уровень тревожности может дезорганизовать любую деятельность, что в свою очередь может привести к пониженной самооценке, неуверенности в себе, это состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует усугублению личностных противоречий. Что же касается беременных женщин, то согласно анализу психологической литературы, такой высокий уровень тревожности может быть вызван многими факторами, например: боязнью родов, генетическими страхами, эстетическими страхами (боязнью тех изменений, которые происходят с лицом и фигурой), боязнью ответственности за судьбу ребенка и т. д.

У 73% беременных женщин встречается средний уровень с тенденцией к высокой тревожности, что говорит о склонности беременной переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.

Диаграмма 2. Результаты исследования уровня тревожности у беременных женщин (по вертикали – количество испытуемых, набравших определенный балл, по горизонтали – количество баллов)

 

При рассмотрении диаграммы 2 можно увидеть разброс результатов изучения тревожности беременных женщин, он колеблется от 19 до 29, что соответствует высокому или среднему уровню с тенденцией к повышенной тревожности. Чаще всего встречается результат с количеством баллов 23 – 24, что говорит о среднем уровне с тенденцией к высокой тревожности.

 

Диаграмма 3. Результаты исследования уровня тревожности у женщин, которые не беременны

Анализируя результаты исследования уровня тревожности у женщин, которые не беременны, можно отметить, что среди испытуемых, вошедших в выборку исследования, не встречаются женщины с низкой, высокой и очень высокой тревожностью, но у большинства небеременных женщин (87%) уровень средний с тенденцией к высокой тревожности. Средний уровень тревожности с тенденцией к низкому характерен для людей с устойчивой психикой, уверенных в себе (этот вариант встречается у 13% испытуемых).

 

Диаграмма 4. Результаты исследования уровня тревожности у женщин, которые не беременны (по вертикали – количество испытуемых, набравших определенный балл, по горизонтали – количество баллов)


По результатам диаграммы 4 наблюдается разброс результатов изучения тревожности у не беременных женщин, от 9 – 25 баллов, что соответствует среднему уровню тревожности (с тенденцией к повышенной / пониженной).

Чаще всего у испытуемых встречается результат от 16 – 24 баллов, что определяет средний уровень с тенденцией к высокой тревожности.

 

Диаграмма 5. Результаты исследования уровня тревожности у беременных и не беременных женщин (по вертикали – количество испытуемых, набравших определенный балл, по горизонтали – количество баллов)

При сопоставлении результатов определения уровня тревожности беременных и небеременных женщин можно выделить общее и различие. Общее заключается в том, что чаще всего для беременных и небеременных женщин характерен средний уровень с тенденцией к высокой тревожности. Среди результатов женщин из обеих выборок не встречаются очень высокий и очень низкий уровень тревожности (то есть крайние варианты).

Если рассматривать различия, то можно заметить, что беременные женщины имеют высокий / средний с тенденцией к высокому уровень тревожности, а не беременные – средний уровень тревожности (с тенденцией к низкому или высокому уровню тревожности).

 


Диаграмма 6. Результаты исследования уровня тревожности у беременных и не беременных женщин (среднее арифметическое)

Uэмп = -46,5, Uкp =72, так какUэмп Uкp, принимается гипотеза о значимости различий между уровнем тревожности беременных и не беременных женщин.

Результаты исследования нервно – психической устойчивости беременных и не беременных женщин позволяют сделать следующие выводы.

Диаграмма 7. Определение нервно психической устойчивости у беременных женщин


Анализируя диаграмму 7, можно выявить, что у беременных женщин высокая и хорошая нервно-психическая устойчивость не встречается, а у (67%) было выявлена удовлетворительная нервно-психическая устойчивость, что говорит о эмоциональной нестабильности и неустойчивости эмоциональных и психических состояний, отсутствие склонности к частой смене эмоций, легкую возбудимость, пессимистичность, озабоченность, колебание настроений, что может привести к не стабильности эффективности деятельности. У (33%) наблюдается неудовлетворительная нервно-психическая неустойчивость, что характеризуется эмоциональной невозмутимостью, невпечатлительностью, т.е. нереагированием человека на эмоциогенные раздражители, ситуации.

 

Диаграмма 8. Результаты исследования нервно-психической устойчивости у беременных женщин (по вертикали – количество испытуемых, набравших определенный балл, по горизонтали – количество баллов)

По результатам диаграммы 8, можно заметить колебание результатов определения нервно-психической устойчивости от 22 – 37, что соответствует удовлетворительному и неудовлетворительному уровню нервно-психической устойчивости. Чаще всего встречается результат от 26 – 27 баллов, что соответствует удовлетворительной нервно – психической устойчивости.

 


Диаграмма 9. Определение нервно-психической устойчивости у небеременных женщин.

 

По результатам диаграммы 9, в которую вошли не беременные женщины, которые приняли участие в нашем исследовании не имеют высокого и неудовлетворительного уровня нервно психической устойчивости. В основном у не беременных женщин встречается удовлетворительный уровень нервно-психической устойчивости (80%), женщины, имеющие хорошую нервно – психическую устойчивость (20%) обладают способностью сохранять определенную направленность своих действий, адекватно функционировать и контролировать выражение своих эмоций, способны подавлять эмоциональные реакции, проявляемые в терпеливости, настойчивости, самоконтроле, выдержке (самообладании).

 


Диаграмма 10. Результаты исследования нервно-психической устойчивости у небеременных женщин (по вертикали – количество испытуемых, набравших определенный балл, по горизонтали – количество баллов)

 

При рассмотрении диаграммы 10 можно увидеть разброс результатов изучения нервно-психической устойчивости у не беременных женщин, который наблюдается от 10 – 28 баллов, что говорит о хорошей и удовлетворительной нервно-психической устойчивости, в основном преобладают результаты 14-17 баллов, что соответствует удовлетворительной нервно – психической устойчивости.

 

Диаграмма 11. Результаты исследования уровня тревожности у беременных и не беременных женщин (по вертикали – количество испытуемых, набравших определенный балл, по горизонтали – количество баллов)

 


При сопоставлении результатов определения уровня нервно-психической устойчивости беременных и небеременных женщин можно выделить общее и различие. Общее заключается в том, что чаще всего для беременных и небеременных женщин характерна удовлетворительная нервно – психическая устойчивость. Среди результатов женщин из обеих выборок не встречаются высокая нервно-психическая устойчивость (то есть крайний вариант).

Если рассматривать различия, то можно заметить, что беременные женщины имеют удовлетворительную/неудовлетворительную нервно-психическую устойчивость, а не беременные – удовлетворительную/хорошую нервно-психическую устойчивость.

 

Диаграмма 12. Результаты исследования уровня нервно-психической устойчивости у беременных и не беременных женщин (среднее арифметическое).

Uэмп = -99, Uкp =72, так какUэмп Uкp, принимается гипотеза о значимости различий между уровнем нервно-психической устойчивости беременных и не беременных женщин.


Заключение

У беременной женщины возникает особое психологическое состояние сосредоточенности на своем внутреннем мире и на будущем ребенке, которое в значительной степени отражается на ее самочувствии и состоянии плода. Это состояние материнской сосредоточенности достигает своего пика во время родов и затем продолжается в течение всего периода кормления грудью.

Во время беременности у женщины изменяются ощущения, чувства и настроения. Ей кажется, что мир вокруг нее изменился из-за перемен, происходящих в ней самой. Изменение психического состояния женщины при нормальной беременности возникает под влиянием изменений, происходящих в ее нервной и эндокринной системах, регулирующих беременность.

Наше исследование показало, что во время беременности в личности женщины, в ее сознании и самосознании происходят определенные изменения. Полученные данные подтверждают связь формирования готовности к материнству с типом переживания беременности, возникают значительные изменения в сфере эмоциональной устойчивости и тревожности. Эмоциональная устойчивость сопровождается негативным эмоциональным состоянием. В их число входят раздражительность, особая чувствительность к стрессогенным факторам, неясность жизненной перспективы, ощущение одиночества, изменяется ее жизненная ситуация.

Увеличивается и уровень тревожности у беременных женщин. Ответственность за ребенка порождает повышенные требования к себе. Завышенные требования к себе, стремление достичь идеала и стать образцовой мамой также ведет к тревоге.

Таким образом из выше изложенных заключений можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтвердилась.


Список литературы

1. Баженова О.В, Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребёнка //Синапс,1993, №4.)

2. Белогай К.Н. Современные подходы к психологическому исследованию беременности // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГУ, 2004. - 498с.

3. Боулби Д. Материнская забота и психическое здоровье / Д. Боулби // Хрестоматия по перинатальной психологии. – М.: Изд-во УРАО, 2005. – С. 246 – 251.

4. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения./ А.И. Брусиловский – М.: "Знание", 1991. – 224с.

5. Брутман В.И., Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью.//Психология сегодня.-вып.4.-1996.-с.150-151.

6. Виткин, Дж. Женщина и стресс/ Дж. Виткин. – СПб: Питер Пресс, 1996. – 320с.

7. Драпкин Б.З. Психотерапия материнской любовью / Б.З. Драпкин. – М: ДеЛи принт, 2004. – 230с.

8. Емелина, Н. Жду малыша./ Емелина Н.// Мама, это я! – 2009. - № 11 (44). – С. 88 – 91.

9. Захарова Е.И. Личностные изменения, связанные с появлением ребенка // Журнал практического психолога 2003 № 4–5 с. 38 — 45

10. Колосов, Л.Ю. Мамы разные бывают. / Л.Ю. Колосов // Растем вместе. – 2007. - № 05. – С. 3 – 5.

11. Котельникова, А. Что чувствует кроха. / А. Котельникова // Полезные советы и идеи. – 2009. - № 45. – С.16 – 18.

12. Овчарова Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Издательский центр "Академия", 2005. – 368с.

13. Рыжков В.Д. Психопрофилактика и психотерапия функциональных расстройств нервной системы у беременных женщин // Мед.помощь, 1996, №3, с. 33-36

14. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В.Сидоренко. – СПб.: Речь, 2000 – 350с. ISBN 5-9268-0010-2

15. Филиппова, Г.Г. Психология материнства/ Г.Г. Филиппова. - М.: Издательство Института психотерапии, 2002. – 240с.)

16. Шапарь, В.Б., Тимченко, А.В., Швыдченко В.Н./ Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство "Феникс", 2002. – 688с.


Приложение 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...