Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор и обоснование объекта проектирования

Введение

 

В рыночной экономике российские предприятия функционируют в постоянно меняющейся экономической обстановке и в крайне нестабильных институциональных условиях. Для того чтобы выжить и адекватно реагировать на изменения рыночных условий, повысить устойчивость и адаптационную способность в удовлетворении потребительского спроса, преодолеть отставание в развитии техники и технологии, обеспечить высокое качество выпускаемой продукции, предприятия должны целенаправленно и планомерно проводить организационные изменения.

Эти положения имеют особое значение для малого бизнеса, поскольку в ходе реформирования экономической системы Российской Федерации практически вся промышленность перешла из государственной собственности - в акционерную (частную). [8, 181]

Актуальность темы обусловлена тем, что происходящие в стране процессы либерализации и регионализации экономики выдвигают перед малым бизнесом задачу приведения системы управления в соответствие с рыночными условиями.

Целью данной работы является разработка проекта системы управления предпринимательской организации на примере розничного магазина "Лилия" города Липецка. Поставленная цель определила содержание исследования, которое сводится к решению следующих взаимосвязанных задач:

определение "проблемного сценария";

формирование целевой системы управления;

проведение анализа и синтеза эффективной организационной структуры управления;

моделирование и оценка параметров организационной структуры;

оценка эффективности мероприятий по совершенствованию системы управления.

Объектом исследования является розничный магазин "Лилия" в городе Липецка.

Предметом исследования является процесс проектирования системы управления предприятия.

Методологической и теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам совершенствования организации управления. В процессе исследования применялись методы: опроса, моментных наблюдений, экспертных оценок, моделирования, графический, расчетно-аналитический, а также системный подход.

Информационную базу составили нормативно-правовые акты Российской Федерации, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и территориального органа по Липецкой области, отчетные материалы предприятия, публикации в периодической печати, а также интернет-ресурсы.

Научная новизна работы состоит в разработке методических рекомендаций по совершенствованию проектирования системы управления на предприятиях розничной торговли.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в деятельности розничных предприятий Липецкой области и других регионов Российской Федерации в процессе совершенствования систем управления.

 


Выбор и обоснование объекта проектирования

 

Объектом проектирования является розничный магазин "Лилия". Организационно - правовая форма - ПБОЮЛ (предприятие без организации юридического лица). Данная организация является представителем малого бизнеса с общим количеством человек 11 человек. Магазин специализируется на продаже бытовой химии, подарков и других промышленных товаров.

 

2. "Проблемный сценарий"

 

Организационно-правовая основа магазина - ПБОЮЛ. Вид деятельности - розничная продажа промышленных товаров. Численность персонала - 11 человек, аппарат управления состоит из 2 человек: директора и бухгалтера. Организационная структура представлена на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1. Организационная структура магазина "Лилия"

 

Объем продаж за 2007 год составил 12 387 390 тыс. руб., что на 13% больше чем в 2006 году и на 21% больше чем в 2005 году. Прибыль в 2007 году увеличилась на 10% по сравнению с предыдущим годом. Основные показатели хозяйственной деятельности представлены в таблице 1 и 2. [7, 288]

 

Таблица 1.

Структура активов и пассивов в динамике за 2005-2007 годы.

Актив 01.01.05 01.01.06 абс. откл. 01.01.07 абс. откл.
Внеоборотные активы 8 538 26 716 18 178 27 663 19 125
в% к итогу 24,7% 28,0%   21,8%  
в% к началу периода   312,9%   324,0%  
Материально-производственные запасы 22 347 56 926 34 579 83 257 60 910
в% к итогу 64,6% 59,8%   65,6%  
в% к началу периода   254,7%   372,6%  
Ликвидные активы 3 699 11 616 7 917 15 987 12 288
в% к итогу 10,7% 12,2%   12,6%  
в% к началу периода   314,0%   432,2%  
ИТОГО имущества 34 584 95 258 60 674 126 907 92 323
Пассив          
Краткосрочные обязательства 26 793 43 699 16 906 70 627 43 834
в% к итогу 77,5% 45,9%   55,7%  
в% к началу периода   163,1%   263,6%  
Долгосрочные обязательства 0 0 0 0 0
Собственный капитал 7 791 51 559 43 768 56 280 48 489
в% к итогу 22,5% 54,1%   44,3%  
в% к началу периода   661,8%   722,4%  
ИТОГО источников имущества 34 584 95 258 60 674 126 907 92 323
в% к началу периода   275,4%   367,0%  
Собственные оборотные средства -747 24 843   28 617  

 

Таблица 2.

Анализ прибыли и рентабельности прибыли магазина в динамике за 2005-2007 гг.

Наименование показателя 2005

2006

2007  
1 2

3

4  

Анализ прибыли от реализации

 
Объем реализации продукции, работ, услуг по отгрузке 60 626

135 280

261 640  
Темп роста к аналогичному периоду прошлого года  

223,1%

193,4%  
Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг 54 058

126 854

251 584  
Затраты на 1 рубль реализованной продукции, руб. 0,89

0,94

0,96  
Прибыль от реализации 6 568

8 426

10 056  
Рентабельность продаж 10,8%

6,2%

3,8%  

Анализ прибыли от финансово-хозяйственной деятельности

 
Операционные доходы (расходы) -323

-137

-2 467  
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности 6 245

8 289

7 589  
Рентабельность финансово-хозяйственной деятельности 10,3%

6,1%

2,9%  

Анализ балансовой прибыли

 
Внереализационные доходы (расходы) 349

42

125  
Балансовая прибыль (убыток) (прибыль до налогообложения) 6 594

8 331

7 714  
Рентабельность деятельности (по балансовой прибыли) 10,9%

6,2%

2,9%  
Рентабельность общего капитала 19,1%

8,7%

6,9%  

Анализ чистой прибыли

 
Чистая прибыль 5 096

6 878

5 696  
Чистая рентабельность продаж 8,4%

5,1%

2,2%  
1 2

3

4  
Рентабельность собственного капитала 65,4%

23,2%

10,6%  
Рентабельность внеоборотных активов 59,7%

39,0%

20,9%  

Анализ прибыли и рентабельности от выпуска товарной продукции

 
Выпуск товарной продукции

57 595

148 808

256 407

Темп роста к аналогичному периоду прошлого года

 

258,4%

172,3%

Себестоимость товарной продукции

50 831

136 809

244 364

Затраты на 1 рубль выпущенной продукции, руб.

0,88

0,92

0,95

Прибыль от выпуска тов. продукции

6 764

11 999

12 043

Рентабельность товарной продукции

13,3%

8,8%

4,9%

           

 

В качестве метода анализа внешней среды используем SWOT - анализ, который представлен в таблице 3. [13, 171]

 

Таблица 3.

SWOT - анализ магазина "Лилия" г. Липецка

Сильные стороны Возможности во внешней среде
Известная торговая марка в располагаемом районе Дилерские договора с известными поставщиками Рыночная структура Работает маркетинговая информационная система В этом году организован проект перспективного развития   Улучшение сервиса и сокращение времени на обслуживание Возможность узкой специализации Развитие корпоративных клиентов и новых отраслей потребителей Интеграция с производителям Плотная интеграция с заводами и получение больших скидок Увеличение рентабельности, контроль над затратами
Слабые стороны компании Угрозы внешней среды для бизнеса
Проблемы с качеством (качество ниже среднего) Нехватка оборотных средств для закупок Последний год резкие изменения: высокая текучесть кадров (20% за последние полгода) Нестабильность курса доллар (закупочные цены привязаны к $ а продают в рублях) Происходит изменение политики поставщиков  

 

Приоритетность факторов внешней и внутренней среды осуществляется с использованием метода "парных сравнений". [3, 108]

При анализе внешней и внутренней среды приоритетными оказались четыре представленных в таблице 1.

А1 ˃ А2 А2˂ А3 А3˂ А1 А4 ˂А3

 

Таблица 1.

Матрица парных сравнений

Факторы

А1 А2 А3 А4 Σ α
Известность А1 1 1.5 1.5 1.5 5.5 0.343
Качество А2 0.5 1 0.5 1.5 3.5 0.218
Сервис А3 0.5 1.5 1 1.5 4.5 0.281
Изменение рынка А4 0.5 0.5 0.5 1 2.5 0.156
            16  

 

Таким образом, приоритетность факторов составит

А4˂А2˂ А3˂ А1.

Точность нормированных значений коэффициента приоритета можно увеличить, если принять во внимание при назначении весовой характеристики её ранговое значение. (Таблица 2)


Таблица 2.

Первое преобразование матрицы парных сравнений

  А1 А2 А3 А4 Σ α
А1 1*5.5= 5.5 1.5*3.5=5.25 1.5*4.5=6.75 1.5*2.5=3.75 21.25 0.349
А2 0.5*5.5=2.75 1*3.5=5.25 0.5*4.5=2.25 1.5*2.5=3.75 14 0.23
А3 0.5*5.5=2.75 1.5*3.5=5.25 1*4.5=4.5 1.5*2.5=3.75 16.25 0.267
А4 0.5*5.5=2.75 0.5*3.5=1.75 0.5*4.5=2.25 1*2.5=2.5 9.25 0.152
          60.75  

 

Наибольшее отклонение от предыдущего значения коэффициента приоритетности составляет

 

(0.152 - 0.156) /0.156 * 100 = 0.2%

 

Тогда наибольшее отклонение коэффициента приоритетности от предыдущих значений составит

 

(0.221 - 0.22) /0.22 = 0.46%.

 

Так как эта величина меньше установленного диапазона, то коэффициента приоритетности можно считать установленными.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...