Единый учет преступлений и документы первичного учета
них дел, Государственного таможенного комитета и Федеральной службы налоговой полиции следующие документы первичного учета (статистические карточки) (см. приложение в конце главы): — на выявленное преступление (форма № 1); — о результатах расследования преступления (форма № 1.1); — на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено (форма № 1.2); — на лицо, совершившее преступление (форма № 2); — о движении уголовного дела (форма № 3); — о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (форма № 4); — о результатах рассмотрения дела в суде (форма № 6). В связи с введением перечисленных статистических карточек утратили силу ранее действовавшие (на основании совместного приказа Прокуратуры РФ и МВД России от 14 декабря 1994 г.) аналогичные документы первичного учета преступлений и лиц, их совершивших. Реквизиты документов первичного учета (за исключением карточки формы № 6) могут быть дополнены с учетом местных условий с письменного согласия прокуроров субъектов Российской Федерации. Известно, что в новом УК РФ значительное число составов преступлений дёкриминализировано, в целом ряде статей изменены диспозиции. При отсутствии разъяснений Пленума Верховного Суда РФ понимание признаков состава большинства норм Особенной части нового УК не является однозначным. Поэтому в целях обеспечения сопоставимости данных уголовно-правовой статистики 1997 г. с данными предшествующих лет ГИЦ МВД России разработал рекомендации для определения соответствия составов преступлений, содержащихся в УК РСФСР, составам преступлений нового УК РФ. Они разосланы в учетно-регистраци-онные подразделения органов внутренних дел на местах.
В этой связи выводы о сопоставимости отдельных норм УК РСФСР и УК РФ потребуют в дальнейшем корректировки с учетом практики применения статей нового Уголовного кодекса. В документах первичного учета содержится обширная информация по разнообразным признакам (уголовно-правовым, уголовно-процессуальным, криминологическим, социально-демографическим и др.), характеризующая в большей или меньшей мере, с одной стороны, все элементы состава преступления: субъ 186 Глава IV. Статис тическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации § 4, Единый учет преступлений и документы перви чного учета ект преступления, объект посягательства, объективную и субъективную стороны преступления, их криминологически значимые свойства, с другой — процессуальные, криминалистические и оперативно-розыскные аспекты деятельности органов уголовной юстиции по обнаружению, раскрытию и расследованию преступлений, а также предупредительно-профилактическую работу органов уголовной юстиции. Вместо составления статистических карточек допускается перенос аналогичной информации по ним на магнитные носители с обязательной регистрацией преступления (уголовного дела). В целях обеспечения единообразия в процессе заполнения соответствующих реквизитов в документах первичного учета преступлений и лиц, их совершивших (ф. 1, 1.1, 2, 4), ГИЦ МВД России разработал 13 справочников, используемых для составления форм статистической отчетности: № 1 — классификатор отраслей; № 2 — место совершения преступления; № 3 — предмет преступного посягательства или незаконного оборота; № 4 — оружие, боеприпасы, взрывчатые материалы и т.д. Регистрация преступлений — это фиксация основных сведений о преступлениях, лицах, их совершивших, об уголовных делах, внесенных прокурором, следователем или работником дознания в документы первичного учета или на заменяющие их магнитные носители, в едином журнале учета преступлений, ведущемся в учет-но-регистрационных подразделениях правоохранительных органов по установленной форме (это один из документов первичного учета по списочной форме), а также выдача регистрационного номера уголовного дела и передача карточек на централизованный учет. Централизованным учетом преступлений признается обработка учетно-регистрационными подразделениями (информационными центрами) органов внутренних дел всех поступающих к ним статистических карточек с целью первичного формирования статистической отчетности по преступности.
Преступление, лицо, его совершившее, и уголовное дело считаются учтенными, когда они внесены в соответствующие статистические карточки первичного учета (либо перенесены на магнитные носители), зарегистрированы в журнале учета преступлений и поставлены на централизованный учет в информационном центре. Система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, действующая, как уже отмечалось, с 1961 г., основывается на следующих принципах. — первичном учете и регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела либо отказа в возбуждении уголовного дела по ^реабилитирующим основаниям, направления в суд материалов с протоколами, санкционированными в порядке ст. 415 УПК РСФСР; — первичном учете лиц, совершивших преступления, по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения либо санкционирования направления протокола и материалов в суд в порядке ст. 415 УПК РСФСР. Корректировка этих сведений в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения уголовного дела допускается только в пределах отчетного года, являющегося законченным отчетным периодом, на основании статистической карточки о результатах рассмотрения дела в суде (форма № 6). Учет преступлений ведется путем заполнения прокурором, следователем или работником органа дознания карточек на выявленные преступления (форма № 1) по каждому ставшему им известным в отчетном периоде преступлению, независимо от того, когда эти преступления имели место и установлены или не установлены совершившие их лица.
Указанная карточка заполняется немедленно после возбуждения уголовного дела, направления в суд материалов с протоколом, санкционированным прокурором в порядке ст. 415 УПК РСФСР. Аналогично она заполняется и в тех случаях, когда необходимо зарегистрировать преступление, ранее не зарегистрированное. В частности, в случаях: — принятия к производству уголовного дела, возбужденного судом, а также поступившего из органов контрразведки и военной прокуратуры; — освобождения лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности вследствие акта амнистии без возбуждения уголовного дела; — возобновления производства по уголовному делу, ранее прекращенному со снятием преступления с учета; — приобщения к расследуемому делу материалов о другом, ранее не зарегистрированном преступлении, либо дополнительно к выявленному в процессе расследования и ранее не зарегистрированному преступлению; — выделения уголовного дела о преступлении из другого дела. 188 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации Заполненная и подписанная следователем (работником органа дознания) карточка направляется в учетно-регистрационные подразделения органов внутренних дел. Инструкцией о едином учете преступлений урегулированы особенности учета некоторых составов преступлений (бандитизма, взяточничества, преступлений, связанных с наркотиками, вымогательства), множественности преступлений: реальной и идеальной совокупности, длящихся и продолжаемых преступлений, преступлений, совершенных в виде промысла или неоднократно, а также другие вопросы (основания снятия с учета преступлений и случаи, в которых они остаются на учете). Что касается учета лиц, совершивших преступления, то ему подлежат все лица, в отношении которых по уголовному делу прокурором утверждено обвинительное заключение либо санкционировано направление протокола с материалами в суд в порядке ст. 415 УПК РСФСР. Учету подлежат также лица, уголовные дела по обвинению которых прекращены либо в возбуждении уголовного дела отказано:
— в связи с истечением сроков давности (п. 3 ст. 5 УПК); — вследствие акта амнистии или помилования (п. 4 ст. 5 УПК); — в отношении умершего обвиняемого (п. 8 ст. 5 УПК);.— в связи с изменением обстановки (ст. 6 УПК); — по основаниям, предусмотренным в ст. 7, 8 и 9 УПК. Лицо, производившее расследование (либо досудебную подготовку в порядке ст. 415 УПК РСФСР), одновременное направлением дела (либо материалов досудебной подготовки) прокурору заполняет карточку на лицо, совершившее преступление (форма № 2), подписывает ее и только после этого передает в соответствующий орган внутренних дел для внесения сведений, касающихся этого лица, в журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления, и последующего направления в учетно-ре-гистрационное подразделение органа внутренних дел. Учет уголовных дел, необходимый для отслеживания их движения в процессе расследования, осуществляется на основании карточек на выявленное преступление (форма № 1) и карточки о движении уголовного дела (форма № 3), заполняемых прокурором, следователем или органом дознания немедленно после принятия по делу одного из следующих процессуальных решений: — возбуждения уголовного дела; — соединения уголовного дела;
§ 4. Единый учет преступлений и документы первичного у чета — утверждения прокурором обвинительного заключения, постановления о направлении дела в суд для применения мер медицинского характера; — передачи дела по подследственности; — прекращения дела; — приостановления дела; — возобновления производством ранее прекращенного или приостановленного дела по п. 2 ст. 195 УПК РСФСР; — изъятия прокурором дела и передачи его для расследования другому органу; — возвращения дела на дополнительное расследование прокурором или судом; — продления срока расследования; — предъявления для ознакомления материалов дела обвиняемому и его защитнику; — выделения в отдельное производство дела в отношении одного или нескольких обвиняемых. Карточки формы № 4 (на возмещение материального ущерба и изъятие предметов преступной деятельности) также сдаются в горрайорганы внутренних дел и соответствующие органы внутренних дел на транспорте для внесения необходимых сведений в журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления, и последующего направления в учетно-реги-страционное подразделение органа внутренних дел. В указанных подразделениях документы первичного учета преступлений хранятся в течение одного года после составления на их основе статистической отчетности о преступности и о лицах, совершивших преступления, при условии, что по делам, направлявшимся с обвинительным заключением в суд, поступили справки по форме № 6.
Правила единого учета преступлений, лиц, их совершивших, а также уголовных дел распространяются на органы прокуратуры, внутренних дел (в том числе и на все исправительные учреждения), Федеральной службы налоговой полиции и Государственного таможенного комитета. Указанные принципы единого учета преступлений распространяются и на преступления, по которым следствие и дознание производятся органами ФСБ и военной прокуратуры. Преступления, дела о которых возбуждаются в порядке частного обвинения, учитываются судами. Однако в тех случаях, ког190 Глава IV. Статисти ческое наблюдение - основной метод сбора первичной информации § 4. Единый учет преступлений и документы первичного учета да прокурором или судом признано необходимым возбудить уголовное дело и провести дознание или предварительное следствие, преступления учитываются органом, производившим дознание или расследование. Проблема надлежащего учета преступлений всегда привлекала внимание как практиков, так и ученых. Хотя введение единого учета преступлений для органов МВД и прокуратуры, как отмечалось, было важной мерой совершенствования уголовно-правовой статистики, однако и в существующей организации уголовно-правовой статистики есть ряд нерешенных вопросов. Так, действующая система учета не охватывает всех этапов реализации государственных мер социального контроля над преступностью и ограничивается лишь отражением тех стадий уголовного процесса, которые осуществляют органы дознания и прокуратуры. На наш взгляд, назрела необходимость с учетом исторического опыта возобновить практику дореволюционной уголовно-правовой статистики и поднять обязательность надлежащего заполнения и представления документов первичного учета установленных форм до уровня процессуальных документов. В разрабатываемом новом уголовно-процессуальном кодексе этот вопрос должен быть урегулирован надлежащим образом. Ждет своего разрешения и ряд других вопросов организации единого учета преступлений и лиц, их совершивших. Документы первичного учета в судах и органах юстиции В районных судах документы первичного учета карточной формы ведутся на подсудимых, уголовные и гражданские дела, на исполнительные производства (см. приложение). Очень важным документом первичного учета является карточка по учету сумм ущерба, причиненного преступлением имуществу различных форм собственности. При рассмотрении судебных дел в кассационной и надзорной инстанциях дела регистрируются также в учетно-ста-тистических карточках (формы № 7, 10, 33, 34). По некоторым направлениям работы народных судов (рассмотрению материалов в порядке исполнения приговоров, дел об административных правонарушениях и др.) ведутся специальные журналы. Так, для учета материалов об административных правонарушениях в районных судах ведутся два журнала: один — для регистрации материалов о мелком хулиганстве, другой — для всех остальных материалов об административных правонарушениях. Регистрационные журналы, как и карточки, являются документами первичного учета. Учет административных правонарушений, рассмотрение которых отнесено к компетенции органов МВД, ведется как в журналах, так и в карточках1. В учреждениях, исполняющих уголовные наказания, документами первичного учета являются: личное дело осужденного, учетная карточка на осужденного, ранее отбывавшего наказание в местах лишения свободы и вновь поступившего в данное учреждение, и др. Сведения для заполнения документов первичного учета берутся в основном из материалов уголовных и гражданских дел, судебных приговоров и решений. Ведомственными нормативными актами (инструкциями) установлены строгие правила и порядок их заполнения, обязательные для исполнения соответствующими должностными лицами (следователем, лицом, производившим дознание, районным судьей, судебным исполнителем и т.д.). Их соблюдение очень важно, поскольку документы первичного учета являются исходным материалом для составления высококачественной официальной статистической отчетности как первой и основной формы статистического наблюдения, широко используемой в науке и практике борьбы с преступностью. В связи со все большим внедрением механизации и компьютеризации в статистическую практику правоохранительных органов многие из документов первичного учета сконструированы с таким расчетом, чтобы они могли быть подвергнуты автоматизированной обработке на ЭВМ. В систему органов юстиции, понимаемую в широком смысле, входят такие правоприменительные организации, как нотариат и судебно-экспертные учреждения, органы записи актов гражданского состояния и адвокатура. Эти организации также периодически представляют статистическую отчетность о своей деятельности на основе соответствующих документов первичного статистического учета. Так, в нотариальных конторах (в том числе и частными нотариусами) статистическое наблюдение осуществляется по списочной форме, т.е. в одном реестре (списке) регистрируются сведения о всех нотариальных действиях (удостоверение сделок, до- i См.: Инструкция по делопроизводству в районном (городском) суде, утвержденная приказом министра юстиции РФ от 16 июня 1994 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|