Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Единый учет преступлений и документы первичного учета




них дел, Государственного таможенного комитета и Федеральной служ­бы налоговой полиции следующие документы первичного учета (статистические карточки) (см. приложение в конце главы):

— на выявленное преступление (форма № 1);

— о результатах расследования преступления (форма № 1.1);

— на преступление, по которому лицо, его совершившее, ус­тановлено (форма № 1.2);

— на лицо, совершившее преступление (форма № 2);

— о движении уголовного дела (форма № 3);

— о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (форма № 4);

— о результатах рассмотрения дела в суде (форма № 6).

В связи с введением перечисленных статистических карточек утратили силу ранее действовавшие (на основании совместного при­каза Прокуратуры РФ и МВД России от 14 декабря 1994 г.) ана­логичные документы первичного учета преступлений и лиц, их со­вершивших.

Реквизиты документов первичного учета (за исключением карточки формы № 6) могут быть дополнены с учетом местных условий с письменного согласия прокуроров субъектов Россий­ской Федерации.

Известно, что в новом УК РФ значительное число составов преступлений дёкриминализировано, в целом ряде статей изме­нены диспозиции. При отсутствии разъяснений Пленума Вер­ховного Суда РФ понимание признаков состава большинства норм Особенной части нового УК не является однозначным. По­этому в целях обеспечения сопоставимости данных уголовно-пра­вовой статистики 1997 г. с данными предшествующих лет ГИЦ МВД России разработал рекомендации для определения соответствия составов преступлений, содержащихся в УК РСФСР, составам пре­ступлений нового УК РФ. Они разосланы в учетно-регистраци-онные подразделения органов внутренних дел на местах.

В этой связи выводы о сопоставимости отдельных норм УК РСФСР и УК РФ потребуют в дальнейшем корректировки с уче­том практики применения статей нового Уголовного кодекса.

В документах первичного учета содержится обширная инфор­мация по разнообразным признакам (уголовно-правовым, уголов­но-процессуальным, криминологическим, социально-демогра­фическим и др.), характеризующая в большей или меньшей ме­ре, с одной стороны, все элементы состава преступления: субъ 186 Глава IV. Статис тическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

§ 4, Единый учет преступлений и документы перви чного учета

ект преступления, объект посягательства, объективную и субъек­тивную стороны преступления, их криминологически значимые свойства, с другой — процессуальные, криминалистические и оперативно-розыскные аспекты деятельности органов уголов­ной юстиции по обнаружению, раскрытию и расследованию пре­ступлений, а также предупредительно-профилактическую работу органов уголовной юстиции.

Вместо составления статистических карточек допускается пе­ренос аналогичной информации по ним на магнитные носители с обязательной регистрацией преступления (уголовного дела).

В целях обеспечения единообразия в процессе заполнения соответствующих реквизитов в документах первичного учета пре­ступлений и лиц, их совершивших (ф. 1, 1.1, 2, 4), ГИЦ МВД Рос­сии разработал 13 справочников, используемых для составления форм статистической отчетности: № 1 — классификатор отрас­лей; № 2 — место совершения преступления; № 3 — предмет пре­ступного посягательства или незаконного оборота; № 4 — оружие, боеприпасы, взрывчатые материалы и т.д.

Регистрация преступлений — это фиксация основных сведений о преступлениях, лицах, их совершивших, об уголовных делах, вне­сенных прокурором, следователем или работником дознания в до­кументы первичного учета или на заменяющие их магнитные но­сители, в едином журнале учета преступлений, ведущемся в учет-но-регистрационных подразделениях правоохранительных органов по установленной форме (это один из документов первичного уче­та по списочной форме), а также выдача регистрационного номе­ра уголовного дела и передача карточек на централизованный учет. Централизованным учетом преступлений признается обработ­ка учетно-регистрационными подразделениями (информационны­ми центрами) органов внутренних дел всех поступающих к ним статистических карточек с целью первичного формирования ста­тистической отчетности по преступности.

Преступление, лицо, его совершившее, и уголовное дело счи­таются учтенными, когда они внесены в соответствующие стати­стические карточки первичного учета (либо перенесены на магнит­ные носители), зарегистрированы в журнале учета преступлений и по­ставлены на централизованный учет в информационном центре.

Система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, действующая, как уже отмечалось, с 1961 г., основывается на сле­дующих принципах.

первичном учете и регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела либо отказа в возбуждении уголов­ного дела по ^реабилитирующим основаниям, направления в суд материалов с протоколами, санкционированными в порядке ст. 415 УПК РСФСР;

— первичном учете лиц, совершивших преступления, по мо­менту утверждения прокурором обвинительного заключения ли­бо санкционирования направления протокола и материалов в суд в порядке ст. 415 УПК РСФСР.

Корректировка этих сведений в зависимости от результатов рас­следования и судебного рассмотрения уголовного дела допуска­ется только в пределах отчетного года, являющегося законченным отчетным периодом, на основании статистической карточки о ре­зультатах рассмотрения дела в суде (форма № 6).

Учет преступлений ведется путем заполнения прокурором, следователем или работником органа дознания карточек на вы­явленные преступления (форма № 1) по каждому ставшему им известным в отчетном периоде преступлению, независимо от то­го, когда эти преступления имели место и установлены или не ус­тановлены совершившие их лица.

Указанная карточка заполняется немедленно после возбужде­ния уголовного дела, направления в суд материалов с протоколом, санкционированным прокурором в порядке ст. 415 УПК РСФСР.

Аналогично она заполняется и в тех случаях, когда необходи­мо зарегистрировать преступление, ранее не зарегистрирован­ное. В частности, в случаях:

— принятия к производству уголовного дела, возбужденного судом, а также поступившего из органов контрразведки и воен­ной прокуратуры;

— освобождения лица, совершившего преступление, от уго­ловной ответственности вследствие акта амнистии без возбужде­ния уголовного дела;

— возобновления производства по уголовному делу, ранее прекращенному со снятием преступления с учета;

— приобщения к расследуемому делу материалов о другом, ра­нее не зарегистрированном преступлении, либо дополнительно к вы­явленному в процессе расследования и ранее не зарегистрирован­ному преступлению;

— выделения уголовного дела о преступлении из другого дела.

188 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

Заполненная и подписанная следователем (работником орга­на дознания) карточка направляется в учетно-регистрационные подразделения органов внутренних дел.

Инструкцией о едином учете преступлений урегулированы особенности учета некоторых составов преступлений (бандитиз­ма, взяточничества, преступлений, связанных с наркотиками, вы­могательства), множественности преступлений: реальной и иде­альной совокупности, длящихся и продолжаемых преступлений, преступлений, совершенных в виде промысла или неоднократно, а также другие вопросы (основания снятия с учета преступлений и случаи, в которых они остаются на учете).

Что касается учета лиц, совершивших преступления, то ему подлежат все лица, в отношении которых по уголовному делу про­курором утверждено обвинительное заключение либо санкциони­ровано направление протокола с материалами в суд в порядке ст. 415 УПК РСФСР. Учету подлежат также лица, уголовные дела по об­винению которых прекращены либо в возбуждении уголовного де­ла отказано:

— в связи с истечением сроков давности (п. 3 ст. 5 УПК);

— вследствие акта амнистии или помилования (п. 4 ст. 5 УПК);

— в отношении умершего обвиняемого (п. 8 ст. 5 УПК);.— в связи с изменением обстановки (ст. 6 УПК);

— по основаниям, предусмотренным в ст. 7, 8 и 9 УПК. Ли­цо, производившее расследование (либо досудебную подготовку в порядке ст. 415 УПК РСФСР), одновременное направлением дела (либо материалов досудебной подготовки) прокурору за­полняет карточку на лицо, совершившее преступление (форма № 2), подписывает ее и только после этого передает в соответствующий орган внутренних дел для внесения сведений, касающихся этого лица, в журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совер­шивших преступления, и последующего направления в учетно-ре-гистрационное подразделение органа внутренних дел.

Учет уголовных дел, необходимый для отслеживания их дви­жения в процессе расследования, осуществляется на основании карточек на выявленное преступление (форма № 1) и карточки о движении уголовного дела (форма № 3), заполняемых проку­рором, следователем или органом дознания немедленно после при­нятия по делу одного из следующих процессуальных решений:

— возбуждения уголовного дела;

— соединения уголовного дела;

 

§ 4. Единый учет преступлений и документы первичного у чета

— утверждения прокурором обвинительного заключения, по­становления о направлении дела в суд для применения мер ме­дицинского характера;

— передачи дела по подследственности;

— прекращения дела;

— приостановления дела;

— возобновления производством ранее прекращенного или при­остановленного дела по п. 2 ст. 195 УПК РСФСР;

— изъятия прокурором дела и передачи его для расследования другому органу;

— возвращения дела на дополнительное расследование проку­рором или судом;

— продления срока расследования;

— предъявления для ознакомления материалов дела обвиня­емому и его защитнику;

— выделения в отдельное производство дела в отношении од­ного или нескольких обвиняемых.

Карточки формы № 4 (на возмещение материального ущер­ба и изъятие предметов преступной деятельности) также сдают­ся в горрайорганы внутренних дел и соответствующие органы вну­тренних дел на транспорте для внесения необходимых сведений в журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершив­ших преступления, и последующего направления в учетно-реги-страционное подразделение органа внутренних дел.

В указанных подразделениях документы первичного учета пре­ступлений хранятся в течение одного года после составления на их основе статистической отчетности о преступности и о лицах, со­вершивших преступления, при условии, что по делам, направляв­шимся с обвинительным заключением в суд, поступили справки по форме № 6.

Правила единого учета преступлений, лиц, их совершивших, а также уголовных дел распространяются на органы прокуратуры, внутренних дел (в том числе и на все исправительные учрежде­ния), Федеральной службы налоговой полиции и Государствен­ного таможенного комитета.

Указанные принципы единого учета преступлений распро­страняются и на преступления, по которым следствие и дознание производятся органами ФСБ и военной прокуратуры.

Преступления, дела о которых возбуждаются в порядке част­ного обвинения, учитываются судами. Однако в тех случаях, ког190 Глава IV. Статисти ческое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

§ 4. Единый учет преступлений и документы первичного учета

да прокурором или судом признано необходимым возбудить уго­ловное дело и провести дознание или предварительное следствие, преступления учитываются органом, производившим дознание или

расследование.

Проблема надлежащего учета преступлений всегда привлека­ла внимание как практиков, так и ученых. Хотя введение едино­го учета преступлений для органов МВД и прокуратуры, как от­мечалось, было важной мерой совершенствования уголовно-пра­вовой статистики, однако и в существующей организации уголов­но-правовой статистики есть ряд нерешенных вопросов. Так, дей­ствующая система учета не охватывает всех этапов реализации го­сударственных мер социального контроля над преступностью и ограничивается лишь отражением тех стадий уголовного процес­са, которые осуществляют органы дознания и прокуратуры. На наш взгляд, назрела необходимость с учетом исторического опы­та возобновить практику дореволюционной уголовно-правовой статистики и поднять обязательность надлежащего заполнения и представления документов первичного учета установленных форм до уровня процессуальных документов. В разрабатываемом новом уго­ловно-процессуальном кодексе этот вопрос должен быть урегули­рован надлежащим образом. Ждет своего разрешения и ряд дру­гих вопросов организации единого учета преступлений и лиц, их совершивших.

Документы первичного учета в судах и органах юстиции

В районных судах документы первичного учета карточной фор­мы ведутся на подсудимых, уголовные и гражданские дела, на ис­полнительные производства (см. приложение). Очень важным до­кументом первичного учета является карточка по учету сумм ущерба, причиненного преступлением имуществу различных форм собственности. При рассмотрении судебных дел в кассационной и надзорной инстанциях дела регистрируются также в учетно-ста-тистических карточках (формы № 7, 10, 33, 34). По некоторым направлениям работы народных судов (рассмотрению материалов в порядке исполнения приговоров, дел об административных правонарушениях и др.) ведутся специальные журналы. Так, для учета материалов об административных правонарушениях в районных судах ведутся два журнала: один — для регистрации материалов о мелком хулиганстве, другой — для всех остальных

материалов об административных правонарушениях. Регистраци­онные журналы, как и карточки, являются документами первич­ного учета. Учет административных правонарушений, рассмотре­ние которых отнесено к компетенции органов МВД, ведется как в журналах, так и в карточках1.

В учреждениях, исполняющих уголовные наказания, документа­ми первичного учета являются: личное дело осужденного, учетная карточка на осужденного, ранее отбывавшего наказание в местах лишения свободы и вновь поступившего в данное учреждение, и др.

Сведения для заполнения документов первичного учета берут­ся в основном из материалов уголовных и гражданских дел, су­дебных приговоров и решений. Ведомственными нормативными актами (инструкциями) установлены строгие правила и порядок их заполнения, обязательные для исполнения соответствующими должностными лицами (следователем, лицом, производившим до­знание, районным судьей, судебным исполнителем и т.д.). Их со­блюдение очень важно, поскольку документы первичного учета яв­ляются исходным материалом для составления высококачествен­ной официальной статистической отчетности как первой и основ­ной формы статистического наблюдения, широко используемой в науке и практике борьбы с преступностью.

В связи со все большим внедрением механизации и компью­теризации в статистическую практику правоохранительных орга­нов многие из документов первичного учета сконструированы с та­ким расчетом, чтобы они могли быть подвергнуты автоматизиро­ванной обработке на ЭВМ.

В систему органов юстиции, понимаемую в широком смыс­ле, входят такие правоприменительные организации, как нотари­ат и судебно-экспертные учреждения, органы записи актов граж­данского состояния и адвокатура. Эти организации также перио­дически представляют статистическую отчетность о своей деятель­ности на основе соответствующих документов первичного стати­стического учета.

Так, в нотариальных конторах (в том числе и частными нота­риусами) статистическое наблюдение осуществляется по спи­сочной форме, т.е. в одном реестре (списке) регистрируются све­дения о всех нотариальных действиях (удостоверение сделок, до-

i См.: Инструкция по делопроизводству в районном (городском) суде, утверж­денная приказом министра юстиции РФ от 16 июня 1994 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...