Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первое мая. Советский




Первое мая

День 1 мая остается в России государственным праздником, унаследованным от коммунистических времен. Сейчас он называется «День Весны и Труда», а в СССР именовался «Международным днем солидарности трудящихся». Согласно советским энциклопедиям, это «праздник победившего социализма, праздник борьбы за мир и дружбу между народами».

Происхождение праздника неопределенно. В советское время обычно ссылались на демонстрацию рабочих в Чикаго 1 мая 1886 г., которая будто бы стала прецедентом для последующих выступлений. В «Политическом словаре» (М., 1956) говорится: «Постановление о проведении в день первого мая ежегодных демонстраций было принято в июле 1889 г. I конгрессом II интернационала». Год спустя в европейских странах впервые прошли «маевки»; одна из них на территории Российской империи - в Варшаве.

В Петербурге первая маевка прошла в 1891 г., в Москве - в 1895. Проводились, они, однако, не обязательно в день 1 мая, а в ближайшее к нему воскресенье. На таких сходках требовали «свержения самодержавия, свободы личности, собраний, стачек». Вот образец листовки РСДРП: «Товарищи! Готовьтесь к международному празднику пролетариата 1-го мая, который мы будем праздновать 18-го апреля, так как наш календарь отстает от заграничного на 13 дней, мы же должны праздновать этот день одновременно с нашими товарищами в других странах. В этот день рабочие всего мира выходят все, как один человек, на улицу, чтобы показать буржуазии, сколько их, как дружны все между собою, какую неодолимую силу они собою представляют. Это мобилизация пролетариата всего мира».

С 1897 г. маевки превратились в России в массовые политические мероприятия. Вот как описывает маевку в Сокольниках В. Гиляровский в очерке «Праздник рабочих»: «Народу было более 50 000… Гулянье было в разгаре… Появились ораторы, полились речи, которые одним нравились, другим нет. И вот во время речей среди толпы кто-то сделал выстрел из револьвера. Более 10 000 стремглав ринулось, ища спасения. Это была полная паника… Когда прошла волна толпы, на мостовой валялись шапки, шляпы, зонтики … масса прокламаций».

Случайно ли европейские социалисты, задумывая свой праздник, остановились именно на этом дне? На 1 мая приходился день святой Вальпургии, и предыдущая ночь именовалась Вальпургиевой. Во Франции ее отмечали довольно безобидно: если хотели навредить соседу, то старались унести с его двора немного навоза и разбросать на своем поле. В скандинавских странах в ночь на 1 мая было принято зажигать костры: по народным поверьям, ведьмы и демоны в эту ночь летят на свои сборища, а огни костров мешают им останавливаться и вредить людям. В Германии Вальпургиева ночь также считалась ночью ведьм. Крестьяне в этот день никуда не ездили и не пахали. Местами жгли костры, на которых сжигали старые метлы или соломенное чучело ведьмы. В Эйфеле в церквах звонили в колокола, чтобы отпугнуть нечисть. В Австрии день 1 мая именовался «Дикой охотой духов», в Болгарии - «Змеиным днем».

Не исключено, что, выбирая день своего праздника, европейские социалисты-безбожники вполне осознанно остановились именно на 1-м мая - дне разгула нечистой силы - чтобы лишний раз погрозить «буржуям», припугнуть их своей символической связью с бесами.

Исторические корни праздника дают себя знать и в наши дни в России. В газетах после празднования 1-го мая нередки заголовки: «Вальпургиево весеннее обострение». «Шабаш местного масштаба»; «Ночь Силы, или Вальпургиева ночь»; «Вальпургиева ночь солидарности трудящихся». Отмечают этот день и члены антихристианских сект: «Тревожные сигналы об активности сатанистов поступили в МВД. В Лобне, Балашихе и Дубне под видом просветительских семинаров на днях шли закрытые чтения „Сатанинской библии“…». Каждый выбирает такой первомай, какой ему ближе, но это не дает оснований называть этим именем улицы и районы.

Между тем, топоним «первомайский», майский, «1-е мая» был в советское время одним из любимейших. Около полусотни городов, поселков и административных районов носило это имя. Улиц же, фабрик, колхозов и площадей - без счета. До сих пор такие поселки и города есть в Нижегородской (б. Ташино), Амурской, Белгородской, Ростовской (три! ), Кировской, Оренбургской (два! в т. ч. б. Теплово), Пермской, Самарской (Кожемяки), Саратовской (Гнаденфлюр), Тамбовской (Новобогоявленский), Томской (два! в т. ч. село Пышкино-Троицкое), Челябинской, Читинской (ст. Завитая) областях, в Кабарде, Башкирии (Кукшик), Алтайском (село Среднекраюшкино), Ставропольском и Хабаровском (б. Дэсна) краях, на Украине в Луганской, Николаевской (б. Ольвиополь), Харьковской областях, в Крыму (Джурчи) и даже в Болгарии. В Москве есть станция метро Первомайская, пять Первомайских улиц, проезд, аллея и даже улица Первой Маёвки в Кусково. И другие города не отстают от столицы.

 

Советский

Прилагательное от слова «Совет»: так в 1905 году стали именоваться самопровозглашенные органы власти, стремившиеся играть роль руководящих органов революционных рабочих. Эти Советы обычно не выбирались по какой-либо упорядоченной процедуре, но заявляли о себе явочным порядком. Первый возник в Иваново-Вознесенске весной 1905 г., и к началу осени Советы стали возникать во многих городах России, в том числе в Москве и Петербурге. Руководство Советов пыталось заместить экономические требования бастующих рабочих политическими, спровоцировать, в условиях войны с Японией, государственный кризис, свергнуть монархию и захватить власть. Советы подстрекали рабочих к забастовкам, а в Москве и к вооруженному восстанию. Практиковались нападения на войска и представителей власти, насильственные экспроприации и уничтожение имущества. Однако, в 1905-1906 гг. революционная деятельность советов была пресечена государственной властью, их руководители арестованы или бежали за границу.

1 марта 1917 года деятели так называемой «революционной демократии», преимущественно меньшевики и эсеры, в Петрограде заново создали «Совет рабочих и солдатских депутатов», и такие «совдепы» вскоре распространились по всей России, которую после большевицкого переворота даже стали называть «Совдепией».

В отличие от выборных органов дореволюционной России (Государственной Думы, органов городского и земского самоуправления), которые, хотя и не на равных началах, но представляли все слои населения, Советы объявили себя органами классовыми, противостоящими «буржуазии». Временное правительство они готовы были поддерживать лишь «постольку, поскольку» оно шло у них на поводу. В первый же день Петроградский Совдеп (Петросовет) издал пресловутый «Приказ № 1», лишивший офицеров власти над солдатами, а Временное правительство - возможности, эффективно управлять армией. В городах и селах складывалась параллельная правительству власть с крайне неопределенными полномочиями, но опирающаяся на революционных солдат и рабочих.

В августе 1917 г. генерал Л. Г. Корнилов, исполняя свой служебный долг, и по согласованию с министром-председателем Временного правительства А. Ф. Керенским, направил на Петроград контингент войск с целью ликвидации Петросовета, этого источника разложения фронта и тыла. Цели достичь не удалось, поскольку Керенский уже в ходе начавшейся операции переменил решение, очевидно испугавшись установления диктатуры Корнилова, в случае достижения им успеха. Керенский сделал все, чтобы остановить войска Корнилова, даже распорядился выдать оружие отрядам Красной гвардии - боевикам большевицкой партии.

Если в момент образования Петросовета большевиков в нем было настолько мало, что они даже не могли создать собственную фракцию (преобладали эсеры и меньшевики), то к осени 1917 г. картина изменилась. Большевики стали самой влиятельной силой в Петросовете, а сам он превратился в «троянского коня», в котором большевикам предстояло въехать во власть. Ленин с присущим ему цинизмом говорил, что лозунг «Вся власть Советам! » при сложившейся ситуации очень удобен, лозунг «Вся власть большевикам! » мало кого бы вдохновил, хотя, по сути, эти два лозунга означали одно и то же.

Получив власть после октябрьского переворота, Ленин быстро превратил советы в ширму, прикрывающую диктатуру большевиков. Так называемое «триумфальное шествие советской власти», т. е. процесс установления власти Советов на местах, сопровождалось разгоном большевиками тех Советов, в которых большинство принадлежало не им. Весна 1918 года в городе за городом большевики терпели поражение на выборах от меньшевиков и эсеров. Но ЧК изгоняла неугодных большевикам депутатов и подвергала их репрессиям.

Согласно первой советской «Конституции» 1918 г., высшим законодательным органом власти был Всероссийский Съезд Советов, а в перерывах между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Высшим исполнительным органом власти - Совет Народных Комиссаров (Совнарком, СНК). На первый взгляд идея разделения властей, которая, по мысли Монтескье, служит гарантией от тирании, соблюдена. Но и Президиум ВЦИК и Совнарком состояли из одних и тех же людей - членов ЦК большевицкой партии. Все жизненно важные решения принимались партаппаратом, затем провозглашались от имени ВЦИК и принимались к исполнению тем же партаппаратом уже в лице Совнаркома. «Советской власти», т. е. буквально - власти Советов, не было никогда. Под этим политическим камуфляжем скрывалась власть партии - партократия.

В «Конституции» говорилось о всевластии Советов, избираемых беднейшими, в прошлом эксплуатируемыми группами населения. Не пролетарские слои города и деревни были лишены и пассивных и активных избирательных прав. Прямые и тайные выборы отменялись. Выборы в Советы были многоступенчатыми и открытыми, голос одного рабочего приравнивался к голосам пяти крестьян. Все выборы в Советы проходили под бдительным наблюдением комиссаров и в случае неугодного им голосования отменялись.

III съезд Советов в январе 1918 г. одобрил разгон большевиками только что всенародно избранного Учредительного собрания.

В начале 1918 г. уполномоченные петроградских рабочих направили Съезду советов заявление, где среди прочего сказано:

«Новая власть называет себя советской и рабочей, и крестьянской. А на деле важнейшие вопросы государственной жизни решаются помимо Советов; ЦИК вовсе не собирается или собирается затем, чтобы безмолвно одобрить шаги без него самодержавно предпринятые народными комиссарами. Советы, не согласные с политикой правительства, бесцеремонно разгоняются вооруженной силой; и всюду голос рабочих и крестьян бесцеремонно подавляется… На деле всякая попытка рабочих выразить свою волю в Советах путем перевыборов пресекается, и не раз уже петроградские рабочие слышали из уст новой власти угрозы пулеметами, испытали расстрелы своих собраний и манифестаций…» На VIII Всероссийском Съезде Советов 23 декабря 1920 г. меньшевик Ф. И. Дан говорил: «За истекший год поражает всякого наблюдателя прогрессивное отмирание всякой советской системы управления государством. Вся советская система сверху донизу за этот год была парализована. Все из вас знают, что на местах Советы совершенно перестали собираться… Самые важные законодательные акты были проведены без всякого участия ВЦИК…».

Вполне закономерно в этой связи, что жестоко подавленные выступления крестьян и рабочих в 1920-1921 гг. (Западно-Сибирское, Кронштадтское и другие восстания) проходили под лозунгом «За Советы без коммунистов! ». Сторонники таких Советов либо уничтожались, либо, если это были люди хорошо известные мировому социалистическому сообществу, например тот же Дан, - высылались из «советской» России.

30 декабря 1922 г. большевики, подчинив своей власти многие республики, образованные на территории бывшей Российской Империи, объявили о создании Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Советского в нем было не больше, чем в РСФСР: вся власть в отдельных республиках и в центре принадлежала узкому кругу большевицких вождей, диктовавших свою волю стране через структуры коммунистической партии. При этом новое государство предполагало распространить такую же систему (жесткая вертикаль партийной диктатуры, прикрытая фиговым листком Советов) на весь мир и включать в свой состав всё новые республики. Поэтому гербом СССР стало изображение земного шара с наложенными на него символами «рабоче-крестьянской» власти - молотом и серпом и увенчанного пятиконечной звездой (единение в «советском» государстве всех пяти континентов Земли).

Сталинская «Конституция», принятая 5 декабря 1936 г., объявила переход к «общенародному» государству, формально восстановила, упраздненные в 1918 г., гражданские и демократические права, в том числе всеобщее избирательное право с прямым, равным и тайным голосованием, свободу слова, собраний и объединений. Из классового органа «диктатуры пролетариата» Советы как будто бы превращались в обычную систему местного и общенационального народовластия.

Однако в действительности, на выборах по каждому избирательному округу предлагался всегда только один кандидат от единого «блока коммунистов и беспартийных», назначенный партийной властью соответствующего уровня. Это были «выборы без выбора», как их называли в народе. В объявляемых результатах выборов за таких кандидатов всегда голосовали 99, 98 % избирателей и в самих выборах принимало участие не менее 97-98 % внесенных в списки для голосования. Агитация против выдвинутых коммунистами кандидатов была немыслима.

Та же ложь о всевластии Советов была воспроизведена в брежневской «Конституции» 1977 г. «Советская власть», ставшая с декабря 1936 г. формально общенародной, на деле как была, так и осталась фикцией, прикрывавшей всевластие компартии.

Выборы в Советы на частично соревновательной основе впервые за 71 год состоялись в марте 1989 г., и сразу же советские депутаты поставили вопрос об отмене статьи конституции, утверждающей «руководящую и направляющую» роль КПСС. Эта статья была отменена в январе 1991 г., а вскоре после того, как компартия, допустившая попытку путча 19 августа 1991 г. была запрещена, распался и Союз Советских Социалистических Республик. Их единство обеспечивали отнюдь не советы, а только партия.

Верховный Совет Российской Федерации сначала поддержал избранного всенародно президента Б. Н. Ельцина, но далее миф о всевластии Советов сыграл с ними злую шутку. Они могли заниматься законодательством, пока их повестку дня определяла партия. Когда партии не стало, они остались без руля и без ветрил и решили, что могут и реформы отменять, и новую конституцию принимать, и президента свергать. Состоявший в значительной мере еще из коммунистических назначенцев Верховный Совет, возглавил вооруженное восстание против избранного на свободных выборах президента, и был им разогнан. В Конституции, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. для Советов места уже не нашлось. Россия стала президентской республикой. Попытка превратить систему Советов из драпировки тоталитарного режима в парламентский механизм не удалась.

Итак, Советы с самого начала были организацией не демократической по способу формирования, антигосударственной по целям и террористической по методам деятельности. После октябрьского переворота они сохранялись только как прикрытие неограниченной диктатуры коммунистической партии. Никакой самостоятельной роли в «советском» государстве они не играли. Их попытка перейти на демократические рельсы в 1990-1992 гг. не удалась, и они сделались, хотя и не повсеместно, инструментом коммунистического реванша. Ни одна из перечисленных ролей не делают им чести.

Между тем, число топонимов, содержащих понятие «советский», огромно. Одних административных единиц с таким названием насчитывалось в конце «советской» эпохи пятьдесят пять. Городские, именуемые Советскими, были в Москве, Красноярске, Алма-Ате, Улан-Уде, Караганде, Брянске, Вильнюсе, Новосибирске, Ашхабаде, Омске, Тамбове, Орле, Нижнем Новгороде, Минске, Кургане, Макеевке, Уфе, Самаре, Рязани, Казани, Челябинске, Волгограде. Во многих из этих городов Советские районы существуют и сейчас. Древний восточно-прусский город Тильзит, где на реке Неман в 1809 г. Император Александр І встречался с Наполеоном, все еще носит название Советск. Города с таким же названием есть в Кировской и Тульской областях, поселки городского типа близ Петербурга, в Мари Эл, в Ханты-Мансийском округе, в Саратовской области (быв. Мариенталь), в Ошской области Киргизии и в Крыму (быв. Ички).

Донская станица Чернышевская носит название Советская. Районные центры с таким названием имеются в Алтайском крае и Оренбургской области, в Дагестане, Чувашии, Калмыкии. Военный порт на Тихом океане (бывшая Императорская гавань) носит имя Советская гавань. Улицы, площади и переулки с именем «Советский» и вовсе несчитаны. В одной Москве Советские улицы есть в Крюково, в Рублёве и две (первая и вторая) - в Восточном Измайлове.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...