Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В этом разделе помещены очерки о тех наиболее известных бунтовщиках и революционерах, которые были канонизированы советской пропагандой как предшественники организаторов октябрьской революции. Хотя такая «генеалогия» во многих случаях спорна, сама по себе




В этом разделе помещены очерки о тех наиболее известных бунтовщиках и революционерах, которые были канонизированы советской пропагандой как предшественники организаторов октябрьской революции. Хотя такая «генеалогия» во многих случаях спорна, сама по себе деятельность этих лиц объективно была направлена против российской государственности и, не имея ничего общего с либеральным реформаторским движением, обычно носила откровенные черты бандитизма и терроризма.

 

Бабушкин

Иван Васильевич Бабушкин (партийные псевдонимы Николай Николаевич, Богдан, и др.; 1873-1906) родился в Вологодской губернии, в крестьянской семье. Он рано лишился отца; в 1883 г. мать отвезла его в столицу и отдала «мальчиком» в лавку. В 1887-1891 гг. Бабушкин - ученик слесаря в Кронштадте, с лета 1891 г. - слесарь на Семянниковском заводе в Петербурге.

В 1894 г. он начал заниматься в марксистском кружке под руководством Ленина, затем приступил к революционной пропаганде среди рабочих Семянниковского, Александровского и Стеклянного заводов. В феврале 1897 г. Бабушкина на три года выслали в Екатеринослав, где он продолжил прежнюю деятельность, перейдя на нелегальное положение. В декабре 1897 г. Бабушкин стал одним из организаторов екатеринославского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В октябре 1898 г. под его руководством был создан Екатеринославский комитет РСДРП. В 1900 г. он организовал выпуск нелегальной газеты «Южный рабочий», стал агентом и корреспондентом газеты «Искра». Поселившись под видом столяра на окраине Полоцка; он и там пытался создать социал-демократическую ячейку.

В конце февраля 1901 г. Бабушкин переезжает в Орехово-Зуево, где ведет пропаганду среди рабочих текстильных фабрик Саввы Морозова, бывшего тогда главным спонсором издания «Искры». Вместе с Л. Б. Красиным и Н. Э. Бауманом Бабушкин участвует в получении от Морозова средств на партийные нужды.

В конце 1901 г. Бабушкин был арестован, но летом 1902 г. бежал из екатеринославской тюрьмы и приехал к Ленину в Лондон. Ленин уговорил Бабушкина как «живую легенду партии» писать воспоминания (изданы в 1925 г. ). В октябре 1902 г. Бабушкин вернулся в Петербург с новым заданием. В это время начальник Особого отдела Департамента полиции С. В. Зубатов создал легальные объединения рабочих, занятые улучшением экономического положения представителей своего социального слоя. Большевикам грозила потеря поддержки рабочих, и Петербургский комитет РСДРП стал внедрять в ряды «зубатовских» организаций своих агентов для дискредитации легального рабочего движения. Зубатов считал необходимым создание гражданского общества, основанного, по его словам, «на примирении, на уравновешивании борющихся сил». Ленин требовал обратного: «К черту всех примирителей… Лучше 2-3 энергичных и вполне преданных человека, чем десяток рохлей» (письмо от 16 января 1903 г. ). Однако сорвать планы Зубатова удалось не Бабушкину, а его товарищам на Юге России: летом 1903 г. они втянули «зубатовцев» во всеобщую стачку. Зубатов был отстранен от дел.

В 1903 г. Бабушкин снова арестован и на пять лет сослан в Верхоянск (Восточная Сибирь). Освобожденный по амнистии в 1905 г., он стал членом Иркутского и Читинского комитетов РСДРП, сотрудничал в партийной газете «Забайкальский рабочий», и вместе с В. К. Курнатовским и А. А. Костюшко-Валюжаничем во время Русско-японской войны возглавил в Чите вооруженный мятеж. В результате была блокирована единственная железная дорога, соединявшая европейскую часть страны с Сибирью и действовавшей в Маньчжурии русской армией. Большевики привлекли на свою сторону солдат запасных полков, эшелоны с которыми двигались по железной дороге. Мародерство и бандитизм, процветавшие в 1905 г. в Читинской и других «красных республиках», привели к хаосу.

Навести порядок на магистрали был направлен генерал Меллер-Закомельский; он имел под своим началом 200 солдат Литовского полка и два артиллерийских орудия, но справился со своей задачей за три недели. В январе 1906 г. Бабушкин с несколькими товарищами вёз из Читы оружие для подготовки такого же мятежа в Иркутске. Он был захвачен с поличным и расстрелян на станции Мысовая Забайкальской железной дороги.

Имя революционера Бабушкина носит бывший город Мысовск в Бурятии, переулок в Борисоглебске, улицы в Петербурге, Владимире (бывшая Заводская), Чите, Краснодаре, Улан-Удэ. Их не следует путать с улицами, названными в честь однофамильца - известного в 1930-е гг. полярного летчика Михаила Сергеевича Бабушкина.

 

Бакунин

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) родился в селе Премухино Тверской губернии, в имении своих родителей. Закончил Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, затем год прослужил в армии в чине прапорщика и вышел в отставку.

С начала 1836 г. Бакунин жил в Москве, временами навещая родительское имение и Петербург. В это время он много общался с В. Г. Белинским, В. П. Боткиным, М. Н. Катковым, Т. Н. Грановским, входил в философский кружок Н. В. Станкевича. В 1839-1840 гг. познакомился с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. Увлечение немецкой философией (трудами Канта, Фихте и Гегеля), а также напряженные отношения с окружающими (ссора с Катковым едва не завершилась дуэлью) побудили Бакунина уехать в 1840 г. в Германию.

На втором году жизни в Берлине его интерес к философии сменился страстью к политике. Уже в первой своей политической статье, «Реакция в Германии» (1842), Бакунин написал «Страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть». Эта страсть одобряется и в следующей работе - «Коммунизм» (1843). В это время Бакунин еще не имел собственной программы, но был уверен, что Европа находится «накануне великого всемирно-исторического переворота», в ходе которого существующий строй будет разрушен. В 1844 г. Бакунин познакомился в Париже с Марксом и Энгельсом. В том же году был заочно приговорен российским Сенатом, в случае возвращения в Россию, к лишению прав и ссылке в Сибирь на каторгу.

В конце 1847 г. на собрании поляков-эмигрантов в Париже Бакунин произнёс речь, в которой обличал «царизм», предсказывал неизбежность революции и призывал поляков к союзу во имя освобождения всех славян. По настоянию русского правительства он был выслан из Франции. С восторгом окунулся в революцию 1848-1849 гг., охватившую ряд стран Европы. Позднее он так описал это, по его собственным словам, «духовное пьянство»: «Я вставал в пять, в четыре часа поутру, а ложился в два; был целый день на ногах, участвовал решительно во всех собраниях, сходбищах, клубах, процессиях, прогулках, демонстрациях; одним словом, втягивал в себя всеми чувствами, всеми порами упоительную революционную атмосферу». В 1848 г. Бакунин участвовал в работе Славянского съезда в Праге и стал одним из лидеров начавшегося во время этого съезда бунта. В мае 1849 г. Бакунин в числе руководителей восстания в Дрездене (Саксония). Он был арестован и в апреле 1850 приговорён судом Саксонии к смертной казни, замененной пожизненным заключением. Передан в руки австрийского правительства и в мае 1851 вторично приговорён военным судом в Ольмюце (Оломоуц) к смертной казни, которая снова была заменена пожизненным заключением. Затем Австрия предпочла избавиться от Бакунина и выдала его России.

Отсидев несколько лет в Петропавловской, а потом в Шлиссельбургской крепости, Бакунин в 1857 г. был сослан в Сибирь, а в 1861 бежал через Японию и США в Лондон. В 1860-х гг. он поддерживал связь с обществом «Земля и воля». Пытаясь помочь польскому восстанию 1863-1864 гг. участвовал в неудачной экспедиции Ф. Лапинского на пароходе «Уорд Джексон» к берегам Литвы. В 1864 г. Бакунин вступил в I Интернационал. В 1864-1867 гг. жил в Италии, с 1867 г. - в Швейцарии.

В середине 1860-х гг. у него окончательно оформилось анархическое мировоззрение. Отрицая любую форму государственной власти, Бакунин утверждал идею организации общества «снизу вверх» в виде федерации самоуправляющихся общин, артелей, ассоциаций, областей, народов; рассматривал будущее общество как строй ничем не ограниченной свободы. В 1864-1865 гг. он создал тайное общество «Интернациональное братство»; в 1867-1868 гг. выступал с пропагандой своих идей на конгрессах «Лиги мира и свободы» в Женеве. Тогда же образовал анархистскую организацию «Международный альянс социалистической демократии», которая была принята в I интернационал. В 1868 г. под его редакцией и с его программной статьей в Швейцарии вышел № 1 журнала «Народное дело».

В 1869 г. Бакунин вступил в тесные отношения с одной из самых одиозных фигур революционного подполья - С. Г. Нечаевым, чтобы распространить на Россию влияние анархистской международной организации, однако в 1870 порвал с ним). К 1869-1870 гг. относится ряд печатных обращений Бакунина к русской молодёжи; в 1873 появилась его книга «Государственность и анархия», отрицавшая любые формы государства. Бакунин внушал молодёжи, что русский крестьянин - революционер по природе, поэтому «ничего не стоит поднять любую деревню» и призывал к установлению «всеми возможными средствами живой бунтовской связи между разъединёнными общинами». Программа Бакунина состояла из «освобождения умственного» (распространение в народе атеизма), социально-экономического (передача средств производства земледельческим общинам и рабочим ассоциациям) и политического (замена государственности федерацией земледельческих и фабрично-ремесленных артелей). Предполагалось также осуществить «полную волю всех народов, ныне угнетенных империею, с правом полнейшего самораспоряжения». Идеи Бакунина воплотились в программах и деятельности разных подпольных кружков, а также организации «Земля и воля».

В 1870 г. Бакунин участвовал в Лионском восстании, в 1874 - в выступлении анархистов в Болонье (Италия). В 1872 г. на Гаагском конгрессе он был исключен из Интернационала, что привело к расколу организации и переезду Генерального совета в Нью-Йорк (анархический Интернационал, объединявший сторонников Бакунина, действовал в Европе до 1876 г. ). Умер Бакунин в Швейцарии, там и похоронен.

Время показало утопичность воззрений Бакунина. Всенародный бунт и вольная организация масс ведут куда угодно, но только не к свободе и справедливости. Советские идеологи относились к Бакунину неоднозначно, так как он был оппонентом марксизма. Однако его вклад в разрушение русской государственности был признан, поэтому его имя появлялось на картах СССР.

В честь Бакунина были названы улицы в Москве (быв. Покровская), Томске (быв. Ефремовская), Пензе (быв. Предтеченская), Петербурге, Новосибирске, Новочеркасске и других городах.

 

Бауман

Николай Эрнестович Бауман (партийная кличка - Грач; 1873-1905) родился в Казани, в семье балтийского немца, владельца обойной и столярной мастерской. В седьмом классе был исключен из гимназии за плохое поведение. Обучаясь в Казанском ветеринарном институте, увлекся нелегальной народнической и марксистской литературой, участвовал в работе подпольных рабочих кружков. Получив в 1895 г. диплом ветеринара, Бауман приехал в Саратовскую губернию, но не лечить животных, а призывать крестьян к борьбе с правительством. Не встретив отклика, Бауман в 1896 г. уехал в Петербург и полностью посвятил себя революционной деятельности.

Он стал одним из активистов «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», за что в 1897 г. попал в Петропавловскую крепость и в 1899 г. был сослан в Вятскую губернию, откуда вскоре бежал за границу.

В 1900 г. Бауман стал одним из ближайших помощников Ленина в создании газеты «Искра», В декабре 1901 г. он был направлен в Москву, стал членом Московского комитета РСДРП. В начале 1902 г. для установления связей с «искровцами» выехал в Киев, затем в Воронеж. Снова был арестован, летом 1902 бежал из киевской тюрьмы и перебрался за границу. В декабре 1903 г. вернулся в Россию; руководил Московской партийной организацией большевиков и Северным бюро ЦК РСДРП, организовал у себя на квартире нелегальную типографию.

В это время большевики сталкивались с большими трудностями. Рабочие отдавали предпочтение не их кружкам, а «зубатовским организациям». Легальные профсоюзы, организованные С. В. Зубатовым, создавали кассы взаимопомощи и потребительские общества, вели борьбу за повышение заработной платы и сокращение рабочего дня. Постепенно они брали под контроль все отношения рабочих с работодателями. Их филиалы возникли в Киеве, Минске, Харькове, Одессе. 19 февраля 1902 г., в день годовщины отмены крепостного права, около 50 тысяч московских рабочих провели демонстрацию с возложением венка к памятнику Александру II. Хозяева их предприятий отказались оплатить им время участия в демонстрации. Предпринимателей поддержал министр финансов С. Ю. Витте, которому те пожаловались. Но Зубатов, занимавший пост начальника Особого отдела Департамента полиции, взял рабочих под защиту и пригрозил крупнейшему промышленнику Москвы, Ю. П. Гужону высылкой из страны. Эта история создала легальным профсоюзам такой авторитет, на фоне которого пропаганда большевиков была обречена на провал.

Зато Бауман успешно добывал деньги на издание нелегальной «Искры» и легальных большевицких газет «Новая жизнь» и «Борьба». Основным источником этих средств был знаменитый фабрикант и меценат Савва Морозов (в 1901-1903 гг. он давал на «Искру» по 2000 рублей в месяц). Бауману удавалось уговорить Морозова самому провозить в Россию типографские шрифты, прятать у себя разыскиваемых полицией большевиков и хранить запрещенную литературу на фабрике. Морозов давал деньги и на организацию побегов из ссылки и на подпольные типографии в провинции. В декабре 1903 г., скрываясь от жандармов, Бауман сам целую неделю ночевал у него в особняке. Причиной таких симпатий миллионера к большевикам была его неразделенная любовь к мхатовской актрисе Марии Федоровне Андреевой - деятельному члену РСДРП, известной в партии под кличками «Белая ворона» и «Феномен». Станиславский писал Андреевой: «Отношения Саввы Тимофеевича к Вам - исключительные. Это те отношения, ради которых ломают жизнь, приносят себя в жертву». Ради Андреевой, недовольной тем, что большинство первых ролей отдается более талантливой Книппер-Чеховой, Морозов отказался от директорства во МХАТе и начал вместе с Горьким создавать новый театр. Чувство Морозова не охладило даже начало сожительства Андреевой с Горьким.

Режиссером этой человеческой драмы был Бауман. Красавец-мужчина, неразборчивый в своих связях (хотя официально женатый на члене РСДРП Медведевой), легко нашел общий язык со столь же развращенной светской красавицей Андреевой. Жаждущая острых ощущений женщина согласилась участвовать в операции по использованию в партийных интересах «главного денежного мешка России» («Товарищество Никольской мануфактуры Савва Морозов, сын и Ко» входило в тройку самых прибыльных производств страны). Бауман же, участвуя в этой операции, получил индульгенцию на случай любых неудач. Ему простили полный провал партийной работы в Москве. Ради него Ленин пошел на первый серьезный конфликт с Львом Мартовым (Ю. О. Цедербаумом), который в конце 1902 г. поднял в РСДРП дискуссию о партийной этике. Мартов сообщил о «недостойном поведении агента „Искры“ Николая Баумана» (в это время покончила с собой соблазненная и брошенная Бауманом жена одного из партийных активистов). Мартов требовал отстранить Баумана от дел, аргументируя тем, что человек, неразборчивый в личной жизни, ненадежен и в партийной работе. Но Ленин покрывал Баумана, объясняя это его «полезностью для дела». Работа Баумана с Морозовым уже стала для Ульяновых семейным делом (миллионер передавал деньги на квартире Андреевой лично Дмитрию Ульянову).

Бауман был неприкосновенен, но только до тех пор, пока соглашался на роль посредника в передаче средств. В 1903 г., когда в РСДРП начались разговоры о том, что часть партийной кассы Ульяновы используют на личные нужды, Бауман пожелал участвовать в контроле за расходованием денег. Это было его единственным разногласием с Лениным. В 1903 г., как делегат II съезда РСДРП от московской организации, Бауман по всем спорным вопросам поддержал Ильича. Он рассчитывал получить возможность остаться в эмиграции. Ленин же снова послал его в Москву, отстранив от единоличного руководства сношениями с Морозовым (зимой 1903 г. в окружение миллионера был введен член ЦК Красин).

В июне 1904 г. Бауман был арестован и заключён в Таганскую тюрьму, но уже в октябре освобожден. 18 октября на заседании Московского комитета партии он предложил силой освободить остальных заключенных. К Таганской тюрьме направилось революционное шествие, в которое Бауман решил вовлечь замеченную им группу рабочих и направился к ней с красным флагом. Один из рабочих, Михайлин, убил Баумана обрезком газовой трубы. Убийца был арестован и осужден. По версии большевиков, Бауман был убит «царской охранкой», а по слухам - заказчиком убийства был Ленин. Ранее, 13 мая 1905 г., в Каннах был найден застреленным и Савва Морозов.

Похороны Баумана вылились в политическую демонстрацию, ставшую прологом к московскому декабрьскому восстанию. Андрей Белый написал стихотворение «Похороны», Ленин написал некролог Баумана и партийная пропаганда быстро сделала из него героя и мученика: Именем Баумана названы, среди прочего, станция московского метрополитена, две улицы в Басманной управе Москвы, городской район Казани, улица во Владимире и престижный институт в Москве.

 

Декабристы

Движение декабристов началось в среде образованных дворян - офицеров победоносной армии, вернувшейся в Россию после походов против Наполеона. Эти люди выросли на литературе Просвещения, утверждавшей равенство естественных прав людей, и в большинстве своем были членами различных масонских лож. Уже в 1814 г. М. Ф. Орлов создал тайную организацию «Орден русских рыцарей». Орлов предполагал отменить крепостное право и ограничить самодержавную власть императора, лишив Государя права объявлять войну, изменять законы и вводить налоги без согласия Сената, включающего 200 представителей высшей знати, 400 провинциальных дворян и 400 депутатов от других сословий. В том же 1814 г. возникла «Священная артель», в которую входили офицеры и лицеисты. Артель не имела ни программы, ни устава, но ее участники обсуждали желательность изменения существующего строя.

В 1816 г. был создан «Союз Спасения». Его возглавили Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Иван Якушкин, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы. Туда вступили Павел Пестель, Михаил Лунин, Иван Пущин, Евгений Оболенский. Всего в Союзе состояло около 30 человек. Устав, разработанный Пестелем и Трубецким, намечал установление в России конституционной монархии. В связи с известием о подготовке царем конституции и отмены крепостного права Союз спасения был преобразован в 1818 г. в более широкую организацию «Союз благоденствия», насчитывавший около 200 человек.

Деятельностью «Союза благоденствия» руководила так называемая Коренная управа. Был выработан устав - «Зеленая книга». Целями Союза провозглашались совершенствование нравов, распространение гуманных взглядов и просвещения. Члены организации обязаны были бороться против жестокого обращения с крепостными и солдатами. Более откровенно о целях тайного общества говорилось во второй части «Зеленой книги», которая, не была принята в качестве формального устава и оставалась известна лишь немногим членам общества. Постепенно члены «Союза благоденствия» склонялись к республиканским взглядам, но единства по этому вопросу не было. И далеко не все члены Союза соглашались с идеей вооруженного захвата власти.

В 1821 г. съезд Коренной управы в Москве объявил «Союз благоденствия» распущенным. Умеренные члены организации с облегчением отошли от ее деятельности. Но наиболее решительные создали новые тайные общества: Северное и Южное. Северное действовало в Петербурге, Южное - на Украине, где располагалась 2-я армия. Наиболее известными деятелями в Южном обществе были П. Пестель, С. Муравьев-Апостол, С. Волконский, М. Бестужев-Рюмин. В Северном - М. Лунин, И. Пущин, С. Трубецкой, Е. Оболенский, Н. Муравьев, К. Рылеев. Были составлены программные документы: «Русская правда» П. Пестеля в Южном обществе и «Конституция» Н. Муравьева в Северном.

Обе программы предлагали упразднить крепостное право и неограниченное самодержавие. Однако «Русская правда» (написанная на французском языке) предлагала превратить Россию в республику со строго централизованным правлением, а «Конституция» - в конституционную монархию с федеративным устройством по образцу Соединенных Штатов Америки. Пестель предлагал предоставить избирательные права всем гражданам России, а Муравьев ограничивал их имущественным цензом. Однако за внешним демократизмом «Русской правды» скрывалась приверженность диктаторским методам. Пестель считал, что избирать парламент («Народное вече») Россия сможет лишь через десять лет, а в течение этого срока власть должна принадлежать временному революционному правительству. «Русская Правда» была как бы наказом диктатору, который должен прийти к власти после казни всех без исключения членов царского дома. Предполагалось после убийства царя принудить Синод и Сенат объявить Временное правление, из членов Общества и «облечь оное неограниченною властию». Муравьев же предлагал вынести конституцию на рассмотрение Учредительного собрания.

Оба проекта предусматривали наделение крестьян землей. Муравьев предполагал предоставить каждому крестьянскому двору усадебный участок и две десятины полевой земли. Этого было недостаточно, чтобы крестьяне смогли прокормиться, и они вынуждены были бы арендовать землю у помещиков. Пестель предполагал наделить всех граждан землею, при чем половина ее стала бы их частной собственностью, а половина - общественной. Безвозмездно отчуждались только земли самых крупных помещиков (свыше 10 тыс. десятин). Оба общества пришли к выводу о необходимости осуществить преобразования революционным путем. Образцом для них стала революция в Испании, совершенная военными. Однако между обществами сохранялись разногласия. Северное было более умеренным.

В 1825 г. к Южному обществу присоединилось еще Общество соединенных славян, созданное армейскими офицерами, выходцами из мелкопоместного дворянства: И. Горбачевским, братьями Борисовыми и др. Они мечтали о создании федерации славянских народов, основанной на свободе от крепостничества и самодержавия. «Славяне» с подозрением относились к идее чисто военной революции, считая, что она грозит диктатурой.

19 ноября в Таганроге внезапно умер Александр I. Формально наследником был его брат Константин. Однако он не раз заявлял, что не желает царствовать. Поэтому Александр решил передать престол следующему брату Николаю, но этого решения не опубликовал. Николай оказался в двусмысленном положении. Он не был уверен, что отречение Константина окончательно и распорядился, чтобы войска присягнули Константину. Лишь когда от последнего был получен решительный отказ, на 14 декабря была назначена новая присяга.

Междуцарствие создало благоприятную обстановку для антиправительственного выступления. К тому же заговорщики знали, что находятся в опасности. Уже Александру I было известно о существовании тайных обществ, но он никаких мер по их ликвидации не принял, сказав: «Не мне их судить», поскольку сам в юности был увлечен либеральными идеями. У Николая же такого сдерживающего обстоятельства не было.

В этой обстановке декабристы решили, используя авторитет офицеров-заговорщиков, склонить солдат к мятежу, силой воспрепятствовать присяге и заставить Сенат и Государственный совет принять Манифест к русскому народу. Этот Манифест провозглашал отмену крепостного права, рекрутчины и цензуры; в нем объявлялось также о созыве Великого собора для решения вопроса о форме правления. Руководителем восстания был избран князь С. Трубецкой.

Однако план заговорщиков сорвался. К тому моменту, когда им удалось вывести войска на Сенатскую площадь, Сенат и Государственный совет уже присягнули Николаю. На Сенатскую площадь вышли лейб-гвардии Московский полк, лейб-гвардии Гренадерский полк и Морской Гвардейский экипаж - всего около 3 тыс. человек. Остальные части гарнизона остались верны новому Императору. Трубецкой, назначенный руководителем восстания, не явился на площадь. Мятежные части выстроились в каре у Медного всадника и не предпринимали никаких действий: их командиры не могли решить, как поступить в изменившейся ситуации. С уговорами прекратить мятеж к войскам обратился генерал М. А. Милорадович, популярный среди солдат герой войны 1812 года. Декабристы опасались, что генерал переломит настроение их подчиненных и П. Каховский выстрелом из пистолета смертельно ранил Милорадовича.

Но и после этого правительство пыталось разрешить ситуацию мирным путем. К собравшимся на Сенатской площади обращались брат Императора великий князь Михаил, петербургский митрополит, начальник гвардейского корпуса генерал Воинов. Уговоры не подействовали: солдаты твердо стояли «за Константина и супругу его Конституцию». Идеи декабристов были им непонятны, и вышли они на площадь лишь потому, что доверяли своим командирам.

Атаки конной гвардии мятежники отбили ружейным огнем. Тогда в ход была пущена артиллерия. После второго залпа каре, простоявшее на декабрьском ветру несколько часов, рассыпалось и побежало. Несколько сот солдат погибло, остальные были подвергнуты наказаниям. Декабристов заточили в Петропавловскую крепость, а в июле 1826 г. суд представил царю доклад, где было сказано, что «все подсудимые, без изъятия, по точной силе наших законов подлежат смертной казни».

Николай I смягчил участь приговоренных: П. Пестель («наиболее виновный из всех главарей»), С. Муравьев, К. Рылеев, П. Каховский и М. Бестужев-Рюмин приговаривались к повешению (что и было осуществлено 13 июля 1826 г. ), все остальные - к каторжным работам на разные сроки и к поселению в Сибири. Государь не отказал в помощи родственникам декабристов. Так, жене Рылеева он послал денежное вспомоществование.

Восстание декабристов стало трагедией не только плеяды выдающихся людей, но и всей страны. Попытка провести необходимые преобразования революционным путем на деле роковым образом задержала их осуществление. Идеи декабристов были откликом на реальные язвы российского общества и государства. Но осуждены декабристы были не за свои реформаторские идеи, которые вынашивал сам Александр I и от которых Николай I отказался в результате декабрьского восстания. Осуждены они были за военный мятеж и умысел убийства всей царской семьи.

Именно за это большевики их ценили, считали своими предтечами, и назвали многие улицы в честь декабристов так, например, в Москве а управе Отрадное.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...