Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности развития основных физических качеств




 

Важное значение имеет проблема выявления оптимальной взаимосвязи процесса развития физических качеств. Пристальное внимание исследователей привлекает вопрос о взаимосвязи основных физических качеств на различных возрастных этапах становления спортсменов. Рядом специалистов подчеркивается необходимость комплексного воспитания физических качеств.

Сила. Достаточной физической силой должны обладать спортсмены, занимающиеся как силовой, так и прыжковой акробатикой. Сила характеризуется степенью напряжения, которое может развивать мышцы при сокращении. Основными условиями для успешного развития силы являются:

а) постоянное и регулярное ее развитие. В конце каждого занятия необходимо выполнять упражнения на силу;

б) многократное выполнение каждого силового упражнения. Для спортсменов-разрядников – до полной усталости;

в) разностороннее воздействие силовых упражнений. Упражнения, входящие в комплекс, должны развивать силу основных мышечных групп.

По характеру мышечной работы упражнения на силу можно подразделить на статические и динамические.

При статических упражнениях акробат, преодолевая силу тяжести, удерживает определенное положение или определенный вес относительно длительное время (до усталости). Например, угол в висе или упоре, стойка на руках, сложное равновесие партнера и т.д. После небольшого отдыха упражнение повторяется. От занятия к занятию время фиксации и количество повторений постепенно увеличивается. Для повышения нагрузки применяется отягощение (штанги, гири, гантели, набивные мячи).

При выполнении динамических упражнений преодолевается определенный вес или вес меньший, чем предельный. В первом случае спортсмен поднимает максимальный для себя вес один раз. Он повторяет упражнение несколько раз, делая перерывы между подходами. Типичным примером служит упражнение со штангой предельного веса, при выполнении которых мышцы выполняют главным образом преодолевающую работу. Во втором случае спортсмен поднимает вес меньший, чем предельный, но много раз подряд (до полной усталости, до отказа мышц от работы). Следует учесть, что сила лучше всего развивается при последних попытках, которые выполняют в состоянии значительной усталости. Затем следует кратковременный отдых, и упражнение повторяется вновь. От занятия к занятию количество подходов и повторений в каждом подходе следует увеличивать.

В этих упражнениях преодолевающая работа производится максимально быстро, а уступающая – относительно спокойно. Применяются специальные упражнения с партнером, со штангой и др., в основе которых лежит быстрое поднимание определенного веса.

Следует отметить, что развитие силы и быстроты взаимосвязано: упражнения на силу развивают быстроту и наоборот. Поэтому необходимо включать в тренировки скоростно-силовые упражнения.

Быстрота. Совершенствование различных скоростных действий имеет огромное значение для акробатов. Поэтому в переходном периоде и вначале подготовительного им необходимо включать в тренировки бег на короткие дистанции, прыжки в длину. Высоту, тройной прыжок и некоторые другие упражнения, совершенствующие нервных процессов возбуждения и торможения. По мере тренировки в скоростных движениях улучшаются возможности для быстрой смены сокращения и расслабления мышц, уменьшается скрытый период двигательной реакции, улучшается координация движения. Одновременно с этим совершенствуется способность быстро совершать любые движения, реагировать на неожиданные ситуации, производить быстрые мышечные сокращения.

Быстрота мышечных сокращений играет большую роль в выполнении любых акробатических упражнений, и особенно прыжков. Для ее совершенствования, помимо перечисленных упражнений необходимо выполнять различные общеразвивающие упражнения для рук, туловища и ног в быстром темпе. Особенно полезны быстрые силовые упражнения. Таким образом, акробат должен уметь сокращать мышцы рук. Ног, туловища, плечевого пояса.

Упражнения на быстроту одновременно служат хорошим средством для развития силы. Преодолевая силу тяжести отдельных звеньев и всего тела, а также применяя различные отягощения при выполнении скоростных упражнений, акробат развивает скоростно-силовые качества.

Ловкость - способность овладевать новыми движениями, быстро и правильно реагировать в неожиданно складывающейся обстановке. Процесс освоения техники акробатических упражнений требует постоянного проявления ловкости. Несомненно, что лучшим средством для ее совершенствования является сама акробатика. Неслучайно на занятиях самыми различными видами спорта для развития ловкости применяют акробатические упражнения. Однако акробатам для совершенствования в ловкости в подготовительном и переходном периодах кроме акробатических следует использовать упражнения на гимнастических снарядах, прыжки на батуте, вращения на ренском колесе, лопинге, бросковые упражнения. Все это позволяет воспитывать чувство ориентировки во времени и пространстве и умение быстро реагировать на создающиеся положения соответствующими действиями.

Развитию ловкости содействуют и спортивные игры, предлагаемые обычно в переходном возрасте для совершенствования общей выносливости.

Гибкость - способность использовать возможную анатомическую подвижность в суставах и костных соединениях. Акробаты обладают большой подвижностью в суставах. Этого они достигают регулярной тренировкой, выполнением целого ряда специальных упражнений.

Гибкость рекомендуется развивать в детском и юношеском возрасте. Взрослым людям развивать подвижность в суставах до необходимых пределов почти не удается. Обычно у них недостаточная подвижность одних костных соединений компенсируется подвижностью других, что отрицательно сказывается на технике выполнения упражнений.

Акробатам особенно важно развивать подвижность в плечевых, тазобедренных, голеностопных суставах, а также в сочленениях позвоночного столба.

Гибкость зачастую развивают одними и теми же упражнениями, что и силу. По своему характеру упражнения на гибкость можно подразделить на три вида: 1) упражнения с использование веса собственного тела (например, шпагаты, выполняемые одиночно); 2) упражнения с соупражняющимся, который помогает увеличить подвижность (как отягощение); 3) упражнения активные, при выполнении которых акробат, сокращая определенные мышечные группы, стремится увеличить подвижность в соответствующих суставах (например, резкие взмахи ногой вперед, назад, в стороны, наклоны вперед с дополнительным притягиванием туловища к ногам, захватив руками голени и др.)

Важно помнить, что прежде чем приступить к упражнениям на гибкость, необходимо хорошо разогреть соответствующие мышечные группы. Амплитуду движений следует увеличивать постепенно.

Выносливость - способность производить заданную работу в течение длительного времени. При выполнении упражнений на выносливость требуется согласованная деятельность всех систем организма, и особенно сердечно-сосудистой и дыхательной.

Чтобы легче справляться с большой нагрузкой на соревнованиях, необходимо очень много и упорн6о тренироваться. Акробату необходима как общая выносливость, так и специальная. Общая выносливость, развиваемая длительной ходьбой, бегом, ходьбой на лыжах. Спортивными играми и т.д., служит лишь основой для развития специальной выносливости, то есть способности длительное время выполнять акробатические упражнения. Средствами развития специальной выносливости являются сами акробатические упражнения. Вначале следует научиться выполнять комбинации несколько раз подряд с небольшим отдыхом между подходами, а затем и без отдыха.

Одновременное развитие и воспитание всех физических качеств ведет к более благоприятным сдвигам в подготовленности занимающихся, нежели изолированное воспитание отдельных качеств.

В практике современной спортивной тренировки большое внимание уделяется развитию и воспитанию скоростно-силовых качеств занимающихся, качественно повышающих способность человека к проявлению максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени. Высокий уровень воспитания скоростно-силовых качеств положительно сказывается на физической и технической подготовленности занимающихся, на их способности и концентрации усилий в пространстве и времени. Как отмечает Н.В. Зимкин, скоростно-силовые нагрузки более разносторонне и эффективно, чем просто скоростные или силовые нагрузки, адаптируют организм к выполнению работы, создавая предпосылки для увеличения не только силы, но и быстроты движения. Ряд авторов рекомендуют начинать воспитывать скоростно-силовые качества в детском и юношеском возрасте, поскольку это способствует не только развитию и воспитанию быстроты и силы, но и всестороннему физическому развитию детей.

Скоростно-силовые качества детей проявляются в беге, прыжках, метаниях, передвижении на лыжах, катании на коньках, плавании и т.д. Воспитание этих качеств направлено на повышение уровня физической подготовленности детей, их всестороннего гармонического развития. В младшем школьном возрасте движения скоростно-силового характера составляют основную часть двигательного режима детей и играют большую роль в развитии их локомоторных актов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...