Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретико-методологические основы проблемы преодоления стресса




г


Глава б

Теоретико-методологические основы проблемы преодоления стресса

6. 1. Теоретические предпосылки учения о преодолении стресса

Четыре взаимосвязанные концепции сформировали со­временные подходы к пониманию преодоления стресса: 1) эволюционная теория и поведенческая адаптация, 2) психо­аналитическая концепция и личностное развитие, 3) теории жизненного цикла развития человека и 4) поведение при жизненных кризисах.

6. 1. 1. Эволюционная теория и поведенческая адаптация

Предмет эволюционной теории Ч. Дарвина — процесс адапта­ции к окружающей среде — включает категории изменчивости в развитии и воспроизводстве, наследственности, а также естественного отбора живых организмов.

Фактор изменчивости (внутренний) рассматривается как позитивный и креативный — он обеспечивает разнообразие, необходимое для прогресса. Фактор естественного отбора (внешний) устраняет вредные или бесполезные изменения и дает право на существование изменениям, представляющим ценность для развития и воспроизводства. Живые организмы борются за выживание в специфической окружающей среде. Благодаря идеям дарвинизма была сформирована область эко­логии, изучающая взаимосвязи между организмами, группами организмов и окружающей средой.

Основное направление эволюционной теории и экологии человека — адаптация в обществе. Люди не могут адаптиро-


I



Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 6. Теоретико-методологические основы проблемы преодоления стресса


JL32


 


ваться к окружающему их миру в одиночестве, они взаимо­зависимы, и чтобы выжить, должны объединить свои силы. Экология человека утверждает, что формирование социальных связей — основополагающий аспект эффективного взаимодей­ствия человека с окружающим миром. Социальная адаптация — производная от индивидуальной адаптации и специфических стратегий преодоления, способствующих выживанию группы и содействующих развитию человеческого сообщества.

Такая направленность привела к выделению поведенческих стратегий принятия решений, способствующих индивидуаль­ному выживанию и выживанию видов [462]. Бихевиоризм традиционно учитывает в первую очередь функциональные аспекты целенаправленного поведения, однако, более поздний трансактный подход выделяет значение познания для эффек­тивной адаптации. Когнитивная теория стресса подчеркивает важность индивидуальной самооценки и значимости события, равноценной значимости поведенческих способностей к приня­тию решений. Ощущение собственной эффективности (способ­ности) считается основным средством преодоления. Успешное преодоление способствует повышению уровня ожиданий собственной эффективности, что ведет к более энергичным и устойчивым усилиям при решении новых задач.

6. 1. 2, Психоаналитическая концепция и личностное развитие

Психоаналитические взгляды 3. Фрейда послужили основой, с одной стороны, для противопоставления интрапсихического и когнитивного, а с другой, эволюционному выделению пове­денческих факторов. Фрейд относил поведение к потребности снизить напряжение удовлетворением сексуальных и агрес­сивных инстинктов. Он считал, что процессы «Я» предназна­чены для решения конфликта между личными импульсами и ограничениями внешней реальности. В основном «Я»-про-цессы снижают напряжение, давая личности возможность непрямого выражения сексуальных и агрессивных импульсов (без признания их истинной подоплеки). «Я»-процессы — это когнитивные механизмы (хотя и могут включать в себя пове­денческие компоненты), основные функции которых — за-


щитная, чтобы ограничить чрезмерное действие реальности, и эмоциональная, чтобы снизить напряжение.

Неофрейдисты не были согласны с этими идеями. Они вы­деляли «свободную от конфликтов 5го-сферу» с собственной энергией, которая питает ориентированные на реальность процессы, такие как внимание и восприятие. Более того, они считают, что развитие функций «Эго», таких как познание и память, полезно само по себе. Хотя существует сильная потребность снизить чрезмерное напряжение, многие люди ищут романтики и приключений и пытаются контролиро­вать окружающий их мир. Ученые выделяют такие аспекты мотивации способностей, как любопытство и потребность в исследованиях, жажду нового и разнообразия стимулов («сти-мульный голод»), а также ощущение действия и возможности контролировать свою жизнь.

Идеи неофрейдизма сформировали основу для нового этапа развития теорий поведенческой активности человека. Напри­мер, С. Rogers [441] считал, что люди пытаются актуализировать свои возможности таким образом, чтобы это способствовало поддержанию жизни и обеспечивало развитие. A. Maslow [391] различал мотивацию избегания и достижения — первая из них отражает потребность выжить и направлена на снижение на­пряжения, возрастающего от таких потребностей, как голод и жажда, а вторая — напротив, ориентирована на самоактуализа­цию и подталкивает к расширению горизонтов и обогащению индивидуального опыта. A. Maslow считает, что взрослые здо­ровые люди, как правило, адекватно постигают реальность, они ориентированы на принятие решения, искренне готовы помочь остальным и обладают широкой перспективой на жизнь.   ;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...