Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел И. Преодоление психологического стресса




Глава 6. Теоретико-методологические основы проблемы преодоления стресса__________________ f43

информации о различных обстоятельствах жизни они вызы­вают у него разные переживания и реакции. Таким образом, «личность со своим особым жизненным миром, в котором " в осадке" содержится ее индивидуальная история, выступает как медиатор событий, подвергающий их психической пере­работке прежде, чем выбрать соответствующий тип стратегий совладания с ними» [10, с. 5].

Второй методологический недостаток решения проблемы преодоления стресса — это упрощенное определение трудных жизненных ситуаций. Они понимаются как обстоятельства жизни, требующие от индивида таких действий и усилий, ко­торые находятся на грани его адаптивных возможностей или даже превосходят имеющиеся у него резервы. Однако, по мне­нию Л. И. Анцыферовой, при таком определении жизненных трудностей не учитывается как ценность индивидуальных по­терь, величина ущерба, так и субъективная значимость «труд­ных» событий, которые и определяют уровень стресса. При этом «чем более значительное место занимает находящийся в опасности объект, тем выше мотивационный потенциал со­владания (преодоления) с возникшей трудностью» [там же].

Понятие ценности, по мнению Н. Thomae [483], синони­мично ряду таких понятий, как «когнитивные репрезентации», «субъективное жизненное пространство» и «техники» жизни, которые можно рассматривать в качестве концепта «темы бытия». Содержание «темы» он описывает как центральное устремление личности, ее главные интересы или же как объ­екты, обладающие высокой личностной значимостью для индивида. R. Lazarus [374], характеризуя структуру проблемы, использует термин «commitments», который обычно перево­дится как " возложение на себя обязанностей", способность «вверять» (принадлежать, посвящать) себя кому-то или чему-то. По его мнению, commitments — это идеальные или высоко ценимые людьми цели. Когда эти смысловые образования актуализируются, у субъекта возникают интересы, появляются настойчивость, мобилизуются внутренние силы (энергия). От­сутствие приверженностей (commitments) R. Lazarus связывает с переживанием незначимости, бессмысленности мира.

Л. И. Анцыферова отмечает, что позитивной методологи­ческой тенденцией в исследованиях по преодолению стресса


Раздел И. Преодоление психологического стресса

является растущее стремление учитывать «приватный опыт» субъекта, рассматривать трудные ситуации его глазами с точ­ки зрения его «внутренней ситуации». До недавнего времени активность человека по преодолению жизненных трудностей изучалась в рамках когнитивно-поведенческой парадигмы, представители которой с позиций внешнего наблюдателя анализировали то, как человек воспринимает и оценивает свои трудности, как связан уровень его самооценки с приемами пре­одоления, какими способами можно усилить мотивацию инди­вида в особо трудных условиях. Вопросы о том, почему разные люди весьма различно воспринимают одни и те же ситуации, почему они, обладая приблизительно равным набором стра­тегий, выбирают неодинаковые приемы разрешения трудных проблем, стали получать ответы тогда, когда психологи начали переходить к иной парадигме — анализу сложных ситуаций и действий в них индивида с позиций его собственного внутрен­него мира, «внутренней реальности». Основой этой парадигмы является представление о том, что человек на протяжении сво­ей жизни строит, перестраивает и достраивает личностную «те­орию» мира, включая и его самоконцепцию. Весь опыт жизни, а также предвосхищаемое будущее закрепляются в виде систем значений и значимостей, убеждений и ценностей, — они-то и регулируют восприятие и представления человека, определяют интерпретацию окружающего мира и действия в нем субъекта. «Свою теорию индивид стремится сделать упорядоченной, вза­имосогласованной — теорией предсказуемого и понятного ми­ра. Личностной концепции благополучного мира соответствует и концепция себя как удачливого и неуязвимого» [10, с. 6].

Люди часто игнорируют неблагоприятную информацию о себе, понижающую самооценку, и даже прибегают к разным формам самообмана. Обобщая ряд исследований в этой об­ласти, L. Рег1огГпишет, что индивиды «мотивированы верить в справедливый и упорядоченный мир, в котором люди получа­ют то, что заслужили, и заслуживают то, что получают, — мир, в котором плохие вещи не случаются с хорошими людьми» [426, с. 220]. При таком личностном мировоззрении можно представить себе, сколь разрушительным будет воздействие на человека неожиданного тяжелого события. Анализируя подобную ситуацию, Л. И. Анцыферова отмечает: «Глубоко


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...