Феноменология измененных состояний сознания
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ДЗ презентация по п с какое одно состояние на лекцию и семинар Тема измененные состояние сознания, Характеристика одного из измененных состояний сознания: гипноз, сон Функции и функциональные структуры:
ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ
Измененные состояния сознания (ИСС) – категория психических состояний, связанная с актуализацией «резервных» возможностей человека. Сюда относятся явления мнимоумирания, «огнехождения», эффекты телепатии, телесенсорики и т.д.
Категория ИСС – одна из наименее изученных в психологии. У ее исследователей отсутствуют единые представления о природе измененных состояний сознания, целостном научном определении этого понятия, моделях исследования, особенностях переживания социальным субъектом (индивидуальным, групповым, массовым) этих состояний. В связи с этим, классификации разновидностей ИСС, разработанные на сегодняшний день, носят весьма условный характер, являются неоднородными и пока не имеют полного, системного описания.
Понятие об измененном состоянии сознания ИСС вызванное тем или иным физиологическим, психологическим или фармакологическим агентом, субъективно описываемоеиндивидом в терминах внутреннего опыта и при объективном наблюдении за ним, характеризуемое как отклонение от определенной нормы функционирования психики»
Особенностями ИСС является потеря ощущения границ личности (при сохранении индивидуальности) за счет восприятия себя частью недифференцированной целостности; временность (от нескольких секунд до нескольких часов – в отличие от психоза); возрастание интеграции личности, обновленное ощущение личной ценности и собственных потенциальных творческих возможностей после выхода из этих состояний, что является следствием снятия в них организующей роли логической (вербальной) составляющей сознания; интенсивностью и «границами» проявлений; а также открытием «спящих» резервных способностей.
К функции ИСС относится получение нового знания, опыта. Религиозный человек использует молитвы, медитации, мистические и трансцендентальные переживания, чтобы открывать и переосмыслять нравственные ценности, разрешать эмоциональные конфликты (Ч.Тарт). ИСС обогащают человеческий опыт и во многих других сферах жизни. Интенсивные эстетические переживания человека, полностью захваченного произведением искусства или музыкой, могут расширить его эмоциональный опыт и послужить источником творческого вдохновения. Известны многочисленные примеры внезапного озарения, творческого инсайта и разрешения сложных проблем при погружении в транс, медитацию и др.
Феноменология измененных состояний сознания
Выделены следующие основные характеристики и признаки изменённых состояний сознания. К ним относятся:
1. «Изменения мышления» – субъективные нарушения концентрации внимания, памяти, суждений. Ведущей становится архаическая манера мышления, в той или иной степени нарушается способность к проверке реальности, стираются причинно-следственные связи, часто снижается рефлексивное сознавание. 2. «Изменение восприятия времени». Субъективно время начинает либо ускоряться, либо замедляться, либо останавливаться. Изменяется последовательность происходящих во внутренней реальности событий, частичное или полная их амнезия, обусловленная трудностью, а иногда и невозможностью перевода внутреннего опыта, полученного в ИСС на «язык» социально-нормированных форм категоризации (например, сложность воспроизведения последовательности событий сновидения в бодрствующем состоянии).
3. «Потеря контроля» – сознательного контроля над действительностью. 4. «Изменения в эмоциональном выражении». Связанные с ослаблением сознательного контроля, часто возникают внезапные вспышки более примитивных и интенсивных эмоций, крайних эмоциональных состояний – от экстаза до глубоко страха и т.д. 5. «Изменения образа тела». Чувство деперсонализации, специфических ощущений в теле, потери самосознания или размывание границ между собой и другими. 6. «Искажения восприятия». Наличие перцептивных аберраций: галлюцинации, псевдогаллюцинации, иллюзии, увеличение визуальной образности, обостренности восприятия. 7. «Изменения смысла или значения». Склонность вкладывать повышенный смысл и значение в свои субъективные переживания, размышления. 8. «Чувство невыразимости». Затруднения в передаче природы и сущности опыта в ИСС в силу уникальности субъективных переживаний. 9. «Повышенная внушаемость». Склонность человека к некритичному восприятию различных стимулов. 10. «Потеря ощущения границ личности» (при сохранении индивидуальности) за счет восприятия себя частью недифференцированной целостности. 11. «Временность» (от нескольких секунд до нескольких часов — в отличие от психоза). 12. «Возрастание интеграции личности». Обновленное ощущение личной ценности и собственных потенциальных творческих возможностей после выхода из ИСС. Часто отмечается преобразование ведущих мотивов, трансформация личностных черт, определяющих отношение к себе, к миру, изменение способов взаимодействия с миром и со своей психической реальностью. 13. «Интровертированная установка сознания» (значимыми становятся собственные ощущения и переживания) и удаление от окружающего мира с изменением отношения к нему. 14. «Изменение чувства активности». 15. «Присутствие аффективных нарушений». 16. «Изменение способов и форм упорядочения внутреннего опыта и переживаний» (переход от вербально-логических к наглядно-чувственным образам; изменения эмоциональной окраски отражаемого в сознании внутреннего опыта - возникновение интенсивных эмоциональных переживаний новизны, необычайности, ирреальности, сопровождающие переход к новым формам категоризации; изменения процессов самосознания, рефлексии, проявляющиеся в том, что некоторые элементы феноменологии ИСС переживаются субъектом не как продукты собственной психической активности, а как нечто объективное и независимое от него, например, интерпретация внутреннего опыта как откровения свыше: «было мне видение», «слышал я голос» и т.п.
Особо выделяется в феноменологии ИСС образная сфера. Содержание образов – от бессмысленных геометрических паттернов до целостных сцен мистического содержания – определяется «широчайшим перекомбинированием психического материала под воздействием различных факторов возникновения ИСС» (А.А.Гостев, 2007).
Примечательно, что, несмотря на множественность условий, и механизмов возникновения образов ИСС, существует значительная инвариантность в их содержании, причем возрастающая по мере увеличения «измененности сознания» за счет его активации различными факторами в сторону «сверхактивации».
Инвариантность в образах ИСС отражена в феноменологии, описанной С. Грофом (1994). Его «картография» наиболее полно отражает спектр образных феноменов. Хотя, безусловно, следует учитывать культурологические, индивидуальные различия в константном содержании образов, а также особенностях, вытекающих из применяемого способа моделирования измененных состояний сознания.
С. Гроф выделил 4 основных уровня переживаний образов:
Абстрактно-эстетические образы. «Парад образов» невыразимой красоты обычно сравнивается с ярким впечатляющим интрапсихическим фильмом, который невозможно описать словами. Человек «видит» драгоценные камни, кристаллы, пространственные структуры («воронки», «конусы», «туннели», «сотоподобные конструкции», «решетки», «спирали», «бесконечные проходы») фантастическую архитектуру (дворцы, соборы), пейзажи с великолепной растительностью, экзотическими животными и другие ярчайшие образы. Фантастическо-экзотический оттенок приобретают и послеобразы, часто видятся джунгли, коралловые рифы и др.
Психодинамические образы воссоздают содержания неосознаваемого, принадлежащего к различным периодам жизни человека, в виде повторного проживания эмоционально-значимых событий (травмирующих и приятных) в их взаимосвязи, кажущейся человеку истинной. Актуализация переживаний может происходить и в символической форме.
Онто-эмбриональные (перинатальные) образы. Содержания данных образов – события индивидуальной истории, связанные с памятью о внутриутробном развитии и процессе рождения.
Трансперсональные образы – их невозможно вывести из переживаний в нашем трехмерном мире, ибо оно парадоксально и не вписывается в законы формальной логики. Общей характеристикой образов является трансцендирование сознания, выход его за Эго-границы и за пространственно-временные ограничения (человек переживает нахождение совершенно в иных мирах). Переживается единство мира и всеобщность существования, в частности, возможность «слияния» с любым аспектом реальности. Усиливается ощущение настоящего момента, могут возникать ощущения «вечности», ухода от линейного времени, время может остановиться, последовательность событий исчезает, прошлое, настоящее, будущее переживаются наложенными друг на друга.
В зависимости от вида ИСС (и соответственно мотивов, установок, опыта, ценностей и т.п.) меняются как его содержание и эмоциональная окрашенность возникающих образов, так и функции.
Представление о распространенности ситуаций, инициирующих ИСС, позволяет сказать, что фактически вся жизнь есть лишь на время прерывающаяся динамика подобных ситуаций, и нормально функционирующее сознание - это сознание, способное изменяться. Можно заключить, что нет какого-то раз и навсегда фиксированного оптимального состояния, а имеется целый набор состояний сознания, адекватных для решения разных задач.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|