Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные теоретические подходы к изучению изменённых состояний сознания




 

В конце ХХ века появляются наиболее интересные теоретические модели ИСС, представленные теорией прерывных (дискретных) состояний Ч.Тарта, концепцией непрерывных (континуальных) состояний К.Мартиндейла, теорией дискретно-континуальных состояний А.Диттриха. Все они представляют современный теоретический уровень разработки ИСС и во многом связаны с уровневым рассмотрением сознания. Остановимся на них подробнее.

 

Теория прерывных (дискретных) состояний, разработанная Ч.Тартом, рассматривает дискретные измененные состояния сознания, как состояния, отличающиеся от некоторого базисного дискретного состояния сознания (к примеру, от обычного бодрствования) и обладающие стабильностью и устойчивостью даже при значительных изменениях внутренних и внешних условий. Переход от дискретного состояния сознания к дискретному измененному (ДИСС) происходит скачкообразно. К созданию теории дискретных состояний сознания Ч.Тарта привели исследования динамики изменения сознания при погружении индивида в гипнотический сон. Он обратил внимание на то, что переход от обычного бодрствования к гипнотическому состоянию происходит по типу «квантового скачка». Основные подсистемы при этом резко перестраиваются и организуются в новую, стабильную системную конструкцию, характеризуемую, в отличие от прежней, относительной пассивностью большинства структур сознания, слабым функционированием ряда важнейших психических процессов. Примерами ДИСС по Ч.Тарту могут служить обычное бодрствование, сон со сновидениями или без них, гипнотическое состояние, опьянение алкоголем, состояние депрессии, интоксикация марихуаной и др. Существуют процессы, стабилизирующие и разрушающие определенное ДИСС. Например, некоторые ДСС могут разрушаться из-за перегруженности раздражителями (один из методов наведения транса), или из-за их полного отсутствия (в условиях сенсорной изоляции), либо из-за какого-то аномального раздражителя, выходящего за рамки обычного восприятия. Таким образом, целесообразность ДСС определяется их адаптивностью, установлением и поддержанием равновесия с внешней действительностью. С позиции теории дискретных СС «состояния сознания, индуцированные разными причинами, качественно отличаются друг от друга, т.е. при использовании разных способов наведения ИСС будут обнаруживаться качественные различия между формами и ступенями индуцированных ИСС» (А.В.Россохин. В.Л.Измагурова, 2004).

 

Представитель дискретно-континуального подхода А.Диттрих (1986) в своей теории опираясь на работы В.Вундта, располагает весь спектр сознания так, что в центре помещается нормальное бодрствующее сознание, а по окружности – бессознательное, сопоставимое с выключением сознания. Между ними (внутри круга) на разных радиусах находятся ИСС, сравнимые между собой, но качественно различающиеся, при условии равной удаленности от центра (нормального бодрствования).

По мере удаления от центра к периферии отдельные психические состояния постепенно теряют свойство осознанности. А.Диттрих описывает обычное, бодрствующее сознание как исходное, наиболее отчетливое состояние, существующее при заданных качественно различающихся начальных условиях (например, состояние нормы и состояние патологии). В свою очередь, каждое из различных обычных состояний сознания (ОСС) является центром своего собственного круга (модель Вундта), внутри которого располагаются ИСС, выражающиеся в градациях, степени выраженности исходного базового состояния. А.Диттрих показывает, что, несмотря на то, что ОСС разные, наборы переменных, характеризующих ИСС различных кругов, часто линейно коррелируют друг с другом и, следовательно, ИСС, различающиеся по интенсивности, глубине, средствам вызывания, принадлежности к тому или иному начальному ОСС, имеют большую степень смежности друг с другом. Таким образом, в соответствии с моделью А.Диттриха, состояния сознания прерывны, так как ими управляют разные закономерности, но и одновременно в большой степени смежны, что устанавливается их корреляцией между собой. Этим можно объяснить феноменологическое сходство смежных состояний сознания – фармакологически вызванных, возникших в условиях сенсорной (социальной) изоляции или психозе. В связи с этим А.Диттрих предлагает новый взгляд на патологию: по данным эмпирических обследований влияния психофармакологии на больных шизофренией и на здоровых людей, измененные состояния патологии обнаруживают значительную смежность с измененными состояниями нормы.

 

Предложенная К.Мартиндейлом (1981) теория континуальных (непрерывных) состояний сознания является противоположной теории Ч.Тарта и основывается на предположении о том, что по мере постепенной регрессии сознания, происходящей при воздействии совершенно различных факторов, основные психологические показатели меняются плавно, без скачков и ИСС непрерывно переходят одно в другое. Так, например, при приеме психоделических препаратов (например, ЛСД), при гипнотическом или медитативном воздействии, при сенсорной депривации или постепенном засыпании индивид плавно проходит не различные, а идентичные ИСС. При этом индуцирование ИСС происходит однотипно – путем постепенной регрессии от обычного, базового состояния сознания (бодрствования) к измененным состояниям, характеризующимся активизацией более древних, архаичных структур сознания. В подтверждении своего подхода К.Мартиндейл ссылается на психоанализ, в котором утверждается, что, например, при углублении психического заболевания происходит регрессия от обычного, «вторичного» способа мышления к пралогическому, «первичному». К.Мартиндейл предлагает одномерную ось: вторичный процесс – первичный процесс, вдоль которого изменяется не только мышление, но и все другие аспекты сознания и где различные ИСС отличаются лишь положением на оси регрессии, а разные воздействующие факторы, приводящие к одной и той же диссолюции сознания, приравниваются друг к другу. Верхняя точка оси регрессии соответствует обычному, исходному состоянию сознания; ниже располагаются состояния, возникающие при сенсорной депривации, монотонии; далее расположены неврозы; еще ниже состояния при применении медицинских препаратов или слабых психоделиков; ниже ИСС, индуцированные техниками трансперсональной психологии; еще ниже сны; за ними глубокие гипнотические состояния, дальше психозы и психоделические ИСС при приеме ЛСД. С точки зрения теории непрерывных СС одно и то же ИСС может вызываться воздействием совершенно различных факторов (например, дыханием и психоделиками). Здесь обозначены только самые глубокие уровни ИСС, вызываемые тем или иным способом, но по мере постепенного углубления состояния от обычного к предельному индивид в той или иной степени может проходить все остальные, менее глубокие ИСС. Так, например, с помощью медитативной практики, во всяком случае, теоретически, может быть достигнуто любое ИСС, характеризующееся своей точкой на оси регрессии. К.Мартиндейл ссылается также на новое, интенсивно развивающееся направление в психофизиологии, в рамках которого для объяснения ИСС привлекается межполушарная асимметрия и появляются работы, описывающие изменение состояния как следствие изменения степени асимметрии мозга и показывающие, что любое отклонение асимметрии от нормы приводит к регрессии мышления и языка к более древним структурам.

 

Обзор исследовательских подходов был бы не полон без обращения к трансперсональному направлению в психологии, вобравшему в себя идеи классического психоанализа, юнгианской аналитической психологии, райханианства и экзистенциальной психологии. Трансперсоналистская программа изучения измененных состояний сознания во многом альтернативна большинству положений традиционной психотерапии. Говоря о трансперсональном направлении в связи с проблемой ИСС, прежде всего, следует отметить разработанные здесь стратификации сознания. Таковы, в частности, «картография сознания» С. Грофа, «спектр сознания» К. Уилбера. Предложенные трансперсоналистами «классификации», наверное, можно считать уточнением взгляда К. Юнга на строение индивидуального сознания. Хотя подобные схемы дают лишь структурное, статистическое представление о сознании, они отражают главные линии и различия, позволяют за огромным множеством содержаний увидеть целостную картину состояний сознания.

 

Прямо противоположный результат дает анализ проблемы с позиции теории дискретных состояний сознания: состояния сознания, индуцированные разными причинами, качественно отличаются друг от друга. Из теории дискретных состояний сознания следует, что при использовании разных способов наведения ИСС будут обнаруживаться качественные различия между разными формами и ступенями индуцированных ИСС. Каждый прием имеет свой «радиус действия», то есть позволяет попасть лишь в определенную область сферы ИСС. Поэтому описание ИСС, индуцированных интенсивным дыханием, с помощью модели С.Грофа, построенной для объяснения результатов воздействия сильных наркотических препаратов на психику человека, с точки зрения дискретного подхода не совсем адекватно.

С точки зрения дискретно-континуальной модели рабочая зона каждой психотехники определяется ее количественными и качественными характеристиками. Первая характеристика отражает направленность приема, его релевантность определенной области континуума ИСС, соответствие качественным характеристикам доступных ему видов или форм ИСС. Вторая характеристика – сфера охвата, размеры области континуума ИСС, доступной при использовании данной техники. Как уже отмечалось, в соответствии с теорией смежных состояний сознания, измененные состояния патологии могут обнаруживать значительное сходство с измененными состояниями нормы. Неслучайно считается, что существует тесная корреляция между переживаниями здорового человека при действии различных психоделиков и симптоматикой шизофрении.

 

Изменённые состояния сознания преимущественно объясняются с позиций теоретических моделей Ч.Тарта (теория прерывных (дискретных) состояний), К.Мартиндейла (концепция непрерывных (континуальных) состояний), А.Диттриха (теория дискретно-континуальных состояний) и С.Грофа (трансперсональная модель ИСС).

Лекция

Предложенная Мартиндейлом (1981) теория континуальных (непрерывных) состояний сознания является противоположной теории Ч. Тарта и основывается на предположении о том, что по мере постепенной регрессии сознания, происходящей при воздействии совершенно различных факторов, основные психологические показатели меняются плавно, без скачокв и ИСС нерперывно переходят одно в другое. Так, например, при приеме психоделических препаратов (например: ЛСД), при гипнотическом или медитативном воздействии, при сенсорной депривации или постепенном засыпании индивид плавно проходит не различные, а идентичные ИСС.

При этом индуцирование ИСС происходит однотипно – путем постепенной регрессии от обычного, базового состояния сознания (бодрствования) к измененным состояниям, характеризующимся активизацией более древних, архаичных структур сознания. В подтверждении своего подхода Мартиндейл ссылается на психоанализ, в котором утверждается, что, например, при углублении психического заболевания происходит регрессия от обычного, (вторичного) способа мышления к пралогическому, «первичному». Мартиндейл предлагает одномерную ось вторичный процесс – первичный процесс, вдоль которого изменяется не только мышление, но и все другие аспекты сознания и где различные ИСС отличаются лишь положением на оси регрессии, а разные воздействующие факторы, приводящие к одной и той же диссолюции сознания, приравниваются друг к другу.

Верхняя точка оси регрессии соответствует обычному, исходному состоянию сознания; ниже располагаются состояния возникающие при сенсорной депривации, монотонии; далее расположены неврозы; еще ниже состояния при применении медицинских препаратов или слабых психоделиков; ниже ИСС, индуцированные техниками трансперсональной псиъологии; еще ниже сны; за ними глубокие гипнотические состояния, дальше психозы и психоделические ИСС при приеме ЛСД.

С точки зрения теории непрерывных СС одно и то же ИСС может вызываться воздействием совершенно различных факторов (например, дыханием и психоделиками). Здесь обозначены только самые глубокие уровни ИСС. Вызываемые тем или иным способом, но по мере постепенного углубления состояния от обычного к предельному индивид в той или иной степени может проходить все остальные, менее глубокие ИСС. Так, например, с помощью медитативной практики, во всяком случае, теоретически, может быть достигнуть любое ИСС, характеризующееся своей точкой на оси регрессии.

Классификации и виды измененных состояний сознания

В литературе содержание измененных состояний сознания сводится к нескольким группам состояний: трансовые, гипнотические, медитативные состояния, состояния сна. В их составе: состояния аутогенного погружения, сверхбодрствование, озарение, индуктивные состояния, психоделические состояния, экстаз, гипноз, транс, медитация и др.

В. В. Козлов (2001) в качестве типов ИСС выделяет «расширенные» состояния сознания, возникающие при «связном» дыхании и характеризующиеся максимальной мобилизацией резервных возможностей человеческой психики; «трансовые» состояния сознания (отрешенность сознания, вызываемая произвольно или возникающая при «застревании» внимания на объектах интроспекции или качествах восприятия внешних предметов); «функциональные» состояния сознания, возникающие при концентрированном выполнении определенной деятельности; «психоделические» состояния сознания вызываемые приемом психоделиков или глубокими психофизиологическими сдвигами; «нулевое сознание» - полное отсутсвие сознания; глубокий сон.

С. В. Кардаш (1998), в ИСС выделяет 3 группы (предположенная им классификация отражает связи между различными ИСС и лишь косвенно связана с воспринимаемыми в них реальностями и феноменологией), вероятно, по степени измененности: «особые» состояния (сверхбодрствование, индуктивные состояния, предсмертные состояния, озарение, опьянение, ритуальный транс), «трансовые» (транс, медитация, гипноз) и состояния сна (быстрый, глубокий).

В основе систематики измененных состояний сознания Ганзена и Юрченко (1991) находятся аффективные, волевые, перцептивные и мыслительные составляющие сознания. Функционально-структурный анализ позволили обнаружить ряд особенностей этих состояний. Так, для волевых ориентировочных состояний (гипнотических состояний, «зомби» и др.) специфической особенностью является полное отсутствие произвольной регуляции поведения в силу жесткого программирования психики извне.

Перцептивные состояния измененного сознания, как отражательные, так и гностические (дхарана, транс и др.), характеризуются отвлечением органов чувств от внешних воздействий и сосредоточением сознания на одном или нескольких объектах, т. е. в них достигается чувственная изоляция человека от внешнего мира. Отличительными чертами мыслительных состояний (самадхи, сатори, нирвана и др.) является отсутствие пространственно-временной отнесенности при очевидной реальности и длительности, выход за рамки отношений субъект-объект, отсутствие осознания «Я», высвобождение в них реликтовых форм до логического мышления.

Своей более выраженной вербальной природой несколько отличается от этих состояний состояние исихазма как психологический метод творения молитвы в христианстве (имя Христа должно «приклеиться» к дыханию). Подобное по переживанию состояние в Исламе называется «иксан».

Неравновесные состояния

Лекция

— В экспериментах, проводимых в естественных условиях (учебная и педагогическая деятельность), было установлено, что возникновение неравновесных состояний и ход динамических изменений последних характеризуется фазовыми процессами синусоидального типа, возрастанием однородности и качественной близости в ситуациях высокой информационной насыщенности и значимости. Этот процесс сопровождается изменением структуры и рельефа состояний

Н. С. Вызваны в основном фрустрациями, как недовольством невозможностью достижения цели

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...