Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел II. Преодоление психологического стресса




Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 11. Роль личности в развитии и преодолении психологического стресса


_292


 


Во многих исследованиях были предприняты попытки обнаружить связь между локусом контроля, способностями справляться со стрессом и проблемами с личным здоровьем или здоровьем семьи. J. R. Averill отмечает три основных ти­па личного контроля: а) поведенческий контроль, который затрагивает некоторое направление действий; б) когнитив­ный контроль, который в первую очередь отражает личную интерпретацию событий; в) контроль решительности, кото­рый определяет процедуру выбора способа действия. Автор утверждает, что «каждый из типов контроля связан со стрессом комплексно, иногда увеличивая его силу, иногда снижая его и иногда не влияя на него совсем... связь личного контроля со стрессом — это в первую очередь функция самой значимости... контроля... для индивида» [244, с. 286].

Есть люди, которые выглядят особенно жизнерадостными и невозмутимыми — стресс почти не влияет на их действия или чувства. S. Kobasa [361, 364] нашла доказательства того, что особенности личности играют значительную роль в со­противлении болезням, связанным со стрессом. Она отмечает, что жизнерадостные люди — психологически выносливы, устойчивы. По ее мнению, три основные характеристики со­ставляют выносливость: контроль, самооценка и критичность. Контроль определяется и измеряется как локус контроля. Самооценка — это чувство собственного предназначения и своих возможностей. Критичность отражает степень важности для человека безопасности, стабильности и предсказуемости событий.

S. Nady и С. Nix [415] показали, что психологическая выносливость способствует снижению стресса и формиро­ванию превентивных здоровых установок. F. Rhodewalt и J. Zone [436] провели одно из наиболее интересных иссле­дований выносливых и невыносливых. Их результаты под­тверждают гипотезу о том, что недостаточная психологиче­ская выносливость может быть более значима для человека, чем ее наличие. С этой точки зрения невыносливые люди склонны расценивать большинство событий как негатив­ные и нежелательные и считают, что они требуют подчас непосильной для них приспособляемости. Таким образом, для этой категории лиц экстремальные воздействия в со-


четании с большими трудностями в их купировании могут стать основой тяжелого стресса, много большего, чем для выносливого человека.

Понятие самооценки часто используется, чтобы объяснить чувство позитивного анализа и самоконтроля. Самооценку иногда смешивают с «^-концепцией, «^-концепция — это очень широкое понятие, которое включает все направления, по которым люди сравнивают себя с другими и оценивают свои физические, умственные и социальные качества. Са­мооценка, таким образом, «подпитывает» «^-концепцию. J. S. Fleming и В. Е. Courtney свидетельствуют [314], что само­оценка состоит из трех социально-психологических факторов (самоуважения, социальной доверительности и способности к обучению) и двух физических факторов (внешнего вида и физических особенностей).

Многие исследователи изучают различные проявления самооценки, и в частности, ее связи с успехом или неудачей преодоления стресса. Связь самооценки с преодолением стресса комплексна — она включает в себя обратную связь от многих предыдущих успешных или неуспешных попыток купирования воздействий. Если люди оценивают себя доста­точно высоко, маловероятно, что они будут реагировать или интерпретировать многие события как эмоционально тяжелые или стрессовые. Кроме того, если стресс возникает, они справ­ляются с ним лучше, чем лица с низкой самооценкой. Это дает человеку дополнительную информацию о своих возможностях и способствует повышению уровня самооценки. Как считают Т. Rosen et al. [442], трудности с преодолением стресса у людей с низкой самооценкой исходят из двух видов негативного са­мовосприятия. Во-первых, люди с низкой самооценкой имеют более высокий уровень страха или тревожности под действием угрозы, чем люди с положительной самооценкой. Во-вторых, люди с низкой самооценкой воспринимают себя как имеющих неадекватные способности для того, чтобы противостоять угрозе. Они менее энергичны в принятии превентивных мер и, вероятно, имеют более фатальные убеждения, что ничего не смогут сделать для предотвращения плохих последствий. Они пытаются избежать трудностей, так как уверены, что не справятся с ними.


I


298_


Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 11. Роль личности в развитии и преодолении психологического стресса


 


11. 3. Устойчивость к стрессу как личностное

свойство

Устойчивое поведение человека в условиях стресса («стрессо-устойчивость») является одним из важных психологических факторов обеспечения успешного преодоления стресса. Ис­следование природы стрессоустойчивости, путей и средств ее формирования и поддержания имеет важное значение для целого ряда жизненных и профессиональных событий, кото­рые протекают в экстремальных условиях.

В настоящее время, несмотря на достаточное количество работ по данной проблеме, нет ясности в понимании сущ­ности стрессоустойчивости, роли психики в ее обеспечении, особенностей проявления в различных ситуациях. Однако эти вопросы нашли отражение применительно к понятию «эмоцио­нальная устойчивость», которое можно считать с определен­ным допущением синонимом понятия «стрессоустойчивость» [1, 82, 139, 159 и др. ].

Ряд авторов свойство эмоциональной устойчивости свя­зывают с характеристиками темперамента, которые оказы­вают определенное влияние в основном на реактивность и силу эмоциональных переживаний и проявлений, а не на их содержание [93, 181]. Другие исследователи считают эмоцио­нальную устойчивость проявлением волевых характеристик личности и определяют ее как способность управлять воз­никающими эмоциями при выполнении деятельности [139, 154]. В исследованиях М. И. Дьяченко и его коллеги [81] и К. Изарда [96] обосновывается положение о том, что эмоцио­нальная устойчивость в значительной мере детерминируется динамическими (интенсивность, гибкость, лабильность) и содержательными (виды эмоций и чувств, их уровень) харак­теристиками эмоционального процесса. Важный фактор эмо­циональной устойчивости — содержание и уровень эмоций, чувств, переживаний в экстремальной обстановке. П. Б. Зиль-берман [93] приходит к выводу, что под эмоциональной устой­чивостью следует понимать интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивида, которое обеспечивает


успешное достижение цели деятельности в сложной эмоцио­нальной обстановке.

Таким образом, многие авторы отмечают, что эмоциональ­ная устойчивость как свойство психики отражает способность человека успешно осуществлять необходимую деятельность (жизнедеятельность) в сложных условиях. М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко [82], развивая это положение, считают, что очень важно определить в этом свойстве психики место и роль собственно эмоционального компонента. В противном случае трудно избежать отождествления эмоциональной устойчиво­сти с волевой и психической устойчивостью, которые также могут рассматриваться как интегральные свойства личности. Другими словами, соотнося результаты деятельности с эмо­циональной устойчивостью, нельзя не учитывать, что успех выполнения необходимых действий в сложной обстановке обеспечивается не только ею, но и многими личностными ка­чествами и опытом человека. По мнению авторов, собственно эмоциональными детерминантами стрессоустойчивого по­ведения являются эмоциональная оценка ситуации, эмоцио­нальное предвосхищение хода и результатов деятельности, испытываемые в данной ситуации эмоции и чувства, эмоцио­нальный опыт личности (эмоциональные установки, образы, прошлые переживания). Результаты их исследований показы­вают, что эмоциональная устойчивость как качество личности является единством компонентов: а) мотивационного; б) эмо­ционального; в) волевого, который выражается в сознатель­ной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации; г) интеллектуального — оценка и определение требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий.

Эмоциональная устойчивость личности в экстремальных условиях обеспечивает переход психики на новый уровень активности — такая перестройка мотивационных, регуля-торных и исполнительных функций позволяет не только предотвратить, но и преодолеть сложную ситуацию в жизни и деятельности.

Попытки установить универсальный принцип разделения людей на устойчивых и неустойчивых к воздействию стресса, предпринимались рядом исследователей. Так, активное и


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...