Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

388  Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса




388  Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

целенаправленной деятельности психологическая активность может выражаться и в так называемом созерцании. «Есть осно­вание считать, что в любой трудовой деятельности присутствуют как целенаправленный процесс преобразования информации человеком, так и обзорное сканирование» [89, с. 192]. Оба этих компонента находятся в определенных взаимоотношениях. Степень выраженности целевой установки и характер протека­ния составляющих деятельность (действия и операции) зависят от активационно-регуляторного компонента деятельности. Последний связан с эмоциональными и другими психическими состояниями и волевой регуляцией деятельности. По мере раз­вития утомления или вследствие воздействия стресс-факторов происходят фазовые изменения в соотношениях рабочей до­минанты, определяющей направленность сознания, и фоновой активности. В результате утомления рабочая доминанта откры­того типа может перейти в доминанту закрытого типа. В первом случае концентрация внимания на выполнение деятельности не препятствует восприятию (или актуализации из памяти) и вовлечению в деятельность малозначимых сигналов, человек легко меняет способ достижения цели при возникновении не­ожиданных сигналов. Во втором случае в работе используются лишь высокопотенциальные сигналы. Способ деятельности становится жестко запрограммированным, наблюдается суже­ние внимания. Это состояние характерно для начальной стадии утомления. При дальнейшем его развитии появляется общая заторможенность ЦНС, падает мотивация, повышаются пороги как восприятия, так и актуализации сведений в памяти.

Наиболее общим выражением неспецифической регуля­ции деятельности является уровень бодрствования. Доказано, что по мере изменения уровня бодрствования как вследствие утомления, так и в результате воздействия других факторов, определенным образом меняются объем оперативной памяти, восприятие сигналов разной интенсивности и другие характе­ристики, от которых в целом зависит эффективность труда.

Таким образом, влияя на уровень бодрствования, на целевую направленность деятельности и соотношение целенаправленных и «обзорных» процессов переработки информации, можно регу­лировать как психическое состояние человека, так и его работо­способность. Активный отдых, по-видимому, и является одним


 

389

Глава 14. Приемы индивидуальной профилактики стресса

из таких регуляторов. В зависимости от способа воздействия на психические процессы в целях восстановления доминанты все средства активного отдыха можно разделить на два класса:

1) средства переключения на новую рабочую доминанту;

2) средства стимуляции фоновой, «созерцательной» пси­
хической активности.

К первому классу относятся виды деятельности, поведен­ческой активности, которые обычно и называют активным отдыхом: переключение с одной работы на другую, занятия спортом, физкультурой, настольными играми и т. д.

Ко второму классу следует отнести такие формы отдыха, как полное расслабление, отключение от работы, активной деятельности, а также созерцание природы, восприятие про­изведений искусства, чтение, прослушивание (просмотр) радио- и телепрограмм.

Воздействие средств первого класса основано на создании нового очага возбуждения в коре головного мозга, который по принципу индукционного торможения ранее возбужденно­го очага способствует восстановлению его деятельности (по И. М. Сеченову). С психологических позиций эффект восста­новления работоспособности может быть объяснен переклю­чением мотивов и соответственно целей деятельности: второй мотив деятельности — активного отдыха обладает специфиче­ским смыслом для личности, — он представляет индивидуаль­ный интерес и ему присуще свойство новизны по отношению к основной профессиональной деятельности.

Воздействие средств второго класса может быть понято, исходя из теории «созерцательной активности» и теории эсте­тического восприятия. «Созерцание» означает прежде всего «отключение» активного регуляторного компонента деятель­ности, поскольку «созерцание» не требует волевой регуляции, произвольного сосредоточения внимания и т. п. Кроме того, свободное, не связанное с обязательной целью и программой ее достижения изменение, флюктуация фокуса сознания, воз­никновение случайных ассоциаций, мыслей переводит уро­вень бодрствования в фазу превентивного или охранительного торможения, что способствует восстановлению дееспособно­сти ранее работающих нервных центров [89].

Согласно некоторым эстетическим концепциям, воспри-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...