388 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса
388 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса целенаправленной деятельности психологическая активность может выражаться и в так называемом созерцании. «Есть основание считать, что в любой трудовой деятельности присутствуют как целенаправленный процесс преобразования информации человеком, так и обзорное сканирование» [89, с. 192]. Оба этих компонента находятся в определенных взаимоотношениях. Степень выраженности целевой установки и характер протекания составляющих деятельность (действия и операции) зависят от активационно-регуляторного компонента деятельности. Последний связан с эмоциональными и другими психическими состояниями и волевой регуляцией деятельности. По мере развития утомления или вследствие воздействия стресс-факторов происходят фазовые изменения в соотношениях рабочей доминанты, определяющей направленность сознания, и фоновой активности. В результате утомления рабочая доминанта открытого типа может перейти в доминанту закрытого типа. В первом случае концентрация внимания на выполнение деятельности не препятствует восприятию (или актуализации из памяти) и вовлечению в деятельность малозначимых сигналов, человек легко меняет способ достижения цели при возникновении неожиданных сигналов. Во втором случае в работе используются лишь высокопотенциальные сигналы. Способ деятельности становится жестко запрограммированным, наблюдается сужение внимания. Это состояние характерно для начальной стадии утомления. При дальнейшем его развитии появляется общая заторможенность ЦНС, падает мотивация, повышаются пороги как восприятия, так и актуализации сведений в памяти.
Наиболее общим выражением неспецифической регуляции деятельности является уровень бодрствования. Доказано, что по мере изменения уровня бодрствования как вследствие утомления, так и в результате воздействия других факторов, определенным образом меняются объем оперативной памяти, восприятие сигналов разной интенсивности и другие характеристики, от которых в целом зависит эффективность труда. Таким образом, влияя на уровень бодрствования, на целевую направленность деятельности и соотношение целенаправленных и «обзорных» процессов переработки информации, можно регулировать как психическое состояние человека, так и его работоспособность. Активный отдых, по-видимому, и является одним
Глава 14. Приемы индивидуальной профилактики стресса из таких регуляторов. В зависимости от способа воздействия на психические процессы в целях восстановления доминанты все средства активного отдыха можно разделить на два класса: 1) средства переключения на новую рабочую доминанту; 2) средства стимуляции фоновой, «созерцательной» пси К первому классу относятся виды деятельности, поведенческой активности, которые обычно и называют активным отдыхом: переключение с одной работы на другую, занятия спортом, физкультурой, настольными играми и т. д. Ко второму классу следует отнести такие формы отдыха, как полное расслабление, отключение от работы, активной деятельности, а также созерцание природы, восприятие произведений искусства, чтение, прослушивание (просмотр) радио- и телепрограмм. Воздействие средств первого класса основано на создании нового очага возбуждения в коре головного мозга, который по принципу индукционного торможения ранее возбужденного очага способствует восстановлению его деятельности (по И. М. Сеченову). С психологических позиций эффект восстановления работоспособности может быть объяснен переключением мотивов и соответственно целей деятельности: второй мотив деятельности — активного отдыха обладает специфическим смыслом для личности, — он представляет индивидуальный интерес и ему присуще свойство новизны по отношению к основной профессиональной деятельности.
Воздействие средств второго класса может быть понято, исходя из теории «созерцательной активности» и теории эстетического восприятия. «Созерцание» означает прежде всего «отключение» активного регуляторного компонента деятельности, поскольку «созерцание» не требует волевой регуляции, произвольного сосредоточения внимания и т. п. Кроме того, свободное, не связанное с обязательной целью и программой ее достижения изменение, флюктуация фокуса сознания, возникновение случайных ассоциаций, мыслей переводит уровень бодрствования в фазу превентивного или охранительного торможения, что способствует восстановлению дееспособности ранее работающих нервных центров [89]. Согласно некоторым эстетическим концепциям, воспри-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|