Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники таможенного права Таможенного Союза




С 1 июля 2010 года Таможенный союз - Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация - функционирует в полном объеме, с этого же момента вступили в действия нормы Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС), а также международные договоры и решения Комиссии Таможенного союза, принятые в развитие вышеуказанного Кодекса.

Основной целью Таможенного союза - является проведение единой таможенной политики, направленной на создание благоприятных условий для международной интеграции национальных экономик, расширение рынков сбыта национальной продукции, формирование единого экономического пространства с государствами-участниками Содружества Независимых Государств.

Под источниками права принято понимать внешние формы права. В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются условным термином «источники права».

Действующий в настоящее время Таможенный союз трех государств постсоветского пространства: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, дает основание для пересмотра всей системы источников таможенного права. Да и само таможенное право уже не может рассматриваться в качестве только отрасли российского права, поскольку главенствующее положение в системе источников приобретают нормы международного права; существенно расширился предмет правового регулирования: это уже отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, а не Российской Федерации.

Исчезло и само понятие «таможенная граница РФ», в соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенной границей Таможенного союза являются пределы таможенной территории Таможенного союза, т.е. пределы территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящихся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией [2].

В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ таможенное регулирование находится в ведении РФ. Однако в настоящее время таможенное регулирование в РФ не отделимо от таможенного регулирования в Таможенном союзе, и реально оно уже не может находиться только в ведении Российской Федерации. Федеральный закон №311-ФЗ закрепляет: «Таможенное регулирование в РФ в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в РФ» (п. 1 ст. 2). «Отношения в области таможенного дела в РФ регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле» (п. 3 ст. 4).

В области таможенного права Российской Федерации до недавнего времени источники таможенного права определялись как правовые акты федеральных законодательных и исполнительных органов государственной власти, содержащие общеобязательные правила поведения в области таможенного дела [7].

Определения источников таможенного права, данные в других научных трудах, практически ничем не отличались от вышеприведенного.

В комментарии к таможенному кодексу Таможенного союза О.Г. Анохина устанавливает шестиуровневую систему таможенного законодательства в рамках Таможенного союза, включая в нее: ТК ТС; международные соглашения; решения Комиссии Таможенного союза, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации»; иные федеральные законы; акты Правительства РФ; нормативные правовые акты Федеральной таможенной службы РФ [6].

Рассматривая систему нормативного правового регулирования в таможенном союзе (систему источников таможенного права таможенного союза), Д.В. Чермянинов, со ссылкой на доклад руководителя Федеральной таможенной службы РФ А.В. Бельянинова, определяет ее следующим образом:

. ТК ТС;

. Международные договоры государств участников Таможенного союза;

. Решения Комиссии Таможенного союза;

. Таможенные кодексы государств-участников Таможенного союза;

. Решения правительств государств-участников Таможенного союза;

. Нормативные правовые акты таможенных служб государств-участников Таможенного союза [5].

Условно приведенную систему нормативного правового регулирования в Таможенном союзе, можно разделить на две части, первая - наднациональная, вторая - национальная.

Вместе с тем, представляется, что в предложенной системе источников таможенного права Таможенного союза отсутствует обязательный и необходимый элементом, являющийся связующим звеном между двумя частями. Таким элементом является Конституция государства-участника Таможенного союза, ибо Конституция государства, являясь основой правовой системы, предопределяет взаимоотношения национального законодательства и международных договоров.

По мнению Матвеевой Т.А.: «…она остается базовым, основополагающим источником таможенного права. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (п. 1 ст. 15). В Конституции РФ 1993 г. впервые появился термин «таможенное регулирование», которого не было в действующем на тот момент Таможенном кодексе РФ 1993 г. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ таможенное регулирование находится в ведении РФ. Однако в настоящее время таможенное регулирование в РФ не отделимо от таможенного регулирования в Таможенном союзе, и реально оно уже не может находиться только в ведении Российской Федерации».

К актам, составляющим договорно-правовую базу Таможенного союза, относятся:

. Таможенный кодекс Таможенного союза, являющийся приложением к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. №17, с изменениями, внесенными Протоколом о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 16 апреля 2010 г.

. Международные договоры государств - членов Таможенного союза, направленные на формирование Таможенного союза: Договор о Комиссии Таможенного союза (Душанбе, 6 октября 2007 г., в ред. Протокола от 9 декабря 2010 г.), Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним (Душанбе, 6 октября 2007 г.), Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о применении международных договоров в рамках формирования Таможенного союза от 28 мая 2010 г.

. Международные договоры государств - членов Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в Таможенном союзе: Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза (Санкт-Петербург, 21 мая 2010 г.), Соглашение об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.), Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.), Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.), Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза (Астана, 5 июля 2010 г.) и др.

. Решения органов Таможенного союза, прежде всего, Решения Высшего органа Таможенного союза - Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества. Например, Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. №18 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. №19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. №51 «О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза», и др.

Договором от 6 октября 2007 г. (действует в редакции Протокола от 9 декабря 2010 г.) учреждена Комиссия Таможенного союза как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза, к функциям которой отнесены: исполнение решений, принятых Высшим органом Таможенного союза; разработка рекомендаций для Высшего органа Таможенного союза по вопросам формирования и функционирования Таможенного союза; обеспечение в пределах своих полномочий реализации международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза, и др. Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. №18 Комиссии Таможенного союза предоставлены полномочия по ведению Единого таможенного тарифа Таможенного союза. В пределах своих полномочий Комиссия принимает решения, имеющие обязательный характер для сторон, т.е. для Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Например: Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. №260 «О формах таможенных документов», Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. №287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации», Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. №333 «О применении мер нетарифного регулирования в рамках единой таможенной территории», Решение Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. №343 «О вопросах технического регулирования в Таможенном союзе», Решение Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. №335 «О проблемных вопросах, связанных с функционированием единой таможенной территории, и практике реализации механизмов Таможенного союза», Решение Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 г. №422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения», Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. №505 «О перечне товаров, в отношении которых с 1 января 2011 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств - членов Таможенного союза», и др.

. К современным источникам таможенного права следует отнести Протоколы и иные документы рабочих встреч руководителей таможенных служб Российской Федерации (Федеральная таможенная служба), Республики Беларусь (Государственный таможенный комитет РБ) и Республики Казахстан (Комитет таможенного контроля Министерства финансов РК). Например: Протокол рабочей встречи заместителей руководителей таможенных служб Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, состоявшейся 15 декабря 2010 г. в г. Астане. Административное и таможенное право

Таможенный кодекс Таможенного союза, международные договоры государств - членов Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения, решения Комиссии Таможенного союза, названные Таможенным кодексом ТС «Таможенное законодательство Таможенного союза» (ст. 3), действуют на таможенной территории Таможенного союза. Как отмечал выдающийся теоретик С.С. Алексеев: «Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы самостоятельное, развитое юридическое «хозяйство», в котором должно быть «все», что необходимо для юридического регулирования той или иной группы отношений… Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу».2

Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 г. №48 Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза считается вступившим в силу с 6 июля 2010 г., но в Республике Казахстан и в Российской Федерации он применяется с 1 июля 2010 г., поскольку эти государства до намеченной даты ратифицировали Договор о ТК ТС. Этим же Решением Правительствам государств - членов Таможенного союза предписано обеспечить приведение национального законодательства в соответствие с законодательством Таможенного союза. Нормы Таможенного кодекса Таможенного союза имеют прямое действие.

ТК ТС установлено, что таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества представляет собой правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Следующая группа источников таможенного права - нормативные правовые акты государств - членов Таможенного союза. Иерархию нормативных правовых актов Российской Федерации возглавляет теперь уже Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». В Федеральном законе №311 впервые определяются цели и предмет регулирования закона. В качестве цели на первое место поставлено обеспечение выполнения Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, решений органов Таможенного союза в сфере таможенного регулирования и таможенного дела.

Закон делает различие между правовыми отношениями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, которые регулируются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, и отношениями в области таможенного дела, которые в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, может быть предусмотрено применение актов законодательства РФ о таможенном деле и иных правовых актов РФ в области таможенного дела на территории государства - члена Таможенного союза при вывозе товаров, страной происхождения которых является РФ, или продуктов их переработки с территории этого государства - члена

Таможенного союза за пределы единой таможенной территории Таможенного союза. Международным договором РФ может быть предусмотрено применение актов законодательства РФ о таможенном деле, а также иных правовых актов РФ в области таможенного дела на территории иностранного государства или применение нормативных правовых актов иностранного государства на территории РФ при осуществлении таможенными органами РФ совместного таможенного контроля с таможенными органами этого иностранного государства.

Исходя из вышеизложенного, система источников таможенного права Таможенного союза - это совокупность норм права, установленных в таможенном законодательстве Таможенного союза и правовых норм национального законодательства государств-участников Таможенного союза, предназначенная для осуществления таможенного регулирования в Таможенном союзе.

Таким образом, можно согласиться с мнением ряда ученых, что система источников таможенного права Таможенного союза включает в себя:

. Таможенный кодекс таможенного союза.

. Международные договоры государств-участников Таможенного союза.

. Решение Комиссии Таможенного союза.

. Конституции государств-участников Таможенного союза.

. Законы государств-участников Таможенного союза, осуществляющие национальное таможенное регулирование.

. Решение правительств государств-участников таможенного союза.

. Нормативные правовые акты таможенных служб государств-участников таможенного союза [8].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...