Расскажите о брачно-семейных отношениях в мусульманском праве
Основным источником мусульманского права служит Коран (Священное Писание). Коран является для мусульман высшим законом. Основными источниками мусульманского семейного права являются: Коран, Сунна, Иджма, Кияс, фетвы (юридические заключения высших духовных лиц) и адаты (традиции, обычаи арабов и других народов, исповедующих Ислам). Мусульманское право (законы шариата) сформулировало свои представления о жизненном укладе мусульман, в том числе о правовом положении женщин-мусульманок. Ущемленное, ограниченное положение женщины по сравнению со статусом мужчины в мусульманских государствах всегда являлось традиционной отличительной чертой исламской концепции прав человека. Предписания мусульманской религии устанавливали различный статус мужчин и женщин в сфере семейно-брачных отношений. Различие в статусах проявлялось в угнетенном положении мусульманских женщин по сравнению с положением мусульманских мужчин. Так, например, мужчина-мусульманин мог иметь не больше четырех жен, мог принудить женщину к вступлению в брак, продолжению брачного сожительства, уполномочить женщину расторгнуть брак (женщина-мусульманка самостоятельно не могла расторгнуть брак), запретить разведенной женщине вступать в новый брак и пр. Коран разрешал мужу применять к женам различные наказания, включая телесные. В мусульманском праве подробно определялись поводы к разводу и его процедура. Любой из четырех браков мог быть расторгнут, число последующих браков и разводов не регламентировалось. Шариат знал несколько видов разводов, различавшихся как по самому порядку, так и по его юридическим последствиям. Например, был возможен временный развод, предусматривающий своеобразный испытательный срок. Хотя поводы для развода были точно определены (отступничество от ислама и т.д.), муж мог развестись с женой и без объяснения причин в упрощенной форме (талак), произнеся одну из установленных фраз: «ты отлучена» или «соединись с родом». В случае развода муж должен был выделить жене необходимое имущество «согласно обычаю». Разведенная женщина в течение трех месяцев оставалась в доме бывшего мужа, чтобы определить, не является ли она беременной. В случае рождения ребенка он должен был быть оставлен в доме отца. Жена могла требовать развода только через суд, ссылаясь лишь на строго очерченные основания: муж имел физические недостатки, не выполнял супружеских обязанностей, жестоко обращался с женой или не выделял средств на ее содержание.
Мусульманское право (законы шариата) рассматривают безбрачие как нежелательное состояние, а брак как религиозную обязанность мусульманина. Но на деле брачный договор часто выступал как своеобразная торговая сделка. Формально для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты. Но поскольку считалось, что волю невесты вправе выразить родители, брачный договор часто превращался в замаскированную форму продажи девушки. Фактически отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей, стремясь при этом получить максимально высокий выкуп. Так как согласно преданию Мухаммед женился на Айше, когда ей исполнилось девять лет, этот возраст был признан как достаточный для вступления в брак женщин. У шиитов допускался временный брак, заключенный на определенный срок. По Шариату мусульманин не имел права вступать в брак с неверующими и отступниками от Ислама. Браки, заключенные с нарушением этих условий, расторгались. Но мусульманину разрешалось жениться на женщинах, исповедующих другую религию, поскольку предполагалось, что муж обратит жену в свою веру. Женщине-мусульманке было запрещено выходить замуж за иноверца.
Коран признавал за мусульманином право иметь четырех жен одновременно и помимо этого иметь наложниц из числа рабынь. На практике содержать гарем и нескольких жен могли лишь представители верхушки феодального общества. Коран разрешал мужу применять к женам различные наказания, включая телесные. В мусульманском праве подробно определялись поводы к разводу и его процедура. Любой из браков мог быть расторгнут, число последующих браков и разводов не регламентировалось. Права незамужней женщины-мусульманки были очень ограниченными, по сравнению не только со статусом мужчины, но и замужней женщины-мусульманки. Так, незамужняя женщина-мусульманка могла быть выдана замуж иногда без ее согласия посредством заключения договора о браке ее представителем. Для действительности такого договора необходимо было, чтобы действия представителя соответствовали всем положениям, закрепленным в законах шариата, регламентирующим заключение брачного союза. Права женщины-мусульманки как матери были шире по своему объему, по сравнению с правами незамужней женщины-мусульманки. Однако больший объем прав женщины-матери был обусловлен исключительно интересами ее детей и мужа. Каких-либо прав, непосредственно связанных с личностью женщины-мусульманки, она практически не имела. Так, например, мусульманское право при решении вопроса о том, с кем будет проживать ребенок в случае расторжения брака, исходит из следующего. Правом воспитания ребенка наделяются мать, ее родственники, а в случае, когда родственники матери отсутствуют, - отец, родственники отца. Однако это преимущество матери, родственников по материнской линии предоставляется только на определенный период - до того времени, когда ребенок сможет самостоятельно удовлетворять свои минимальные необходимые ежедневные потребности. Впоследствии ребенок подпадает под отцовскую власть. Согласно исламской религии обязанность по содержанию семьи возлагается исключительно на мужа. Это правило основывается на следующем аяте: «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества». Коран. Сура «Ан-Нисан», аят 3.
В соответствии с законами шариата изменение семейного статуса ведет к изменению правового статуса личности, изменению совокупности прав и обязанностей, которыми наделена данная личность. Такое изменение касается, прежде всего, женщины, которая при вступлении в брак попадает под опеку мужа и не имеет права без разрешения мужа работать и менять место жительства. При том что мужчина в общем наделен правом запретить жене работать, он все же обязан дать ей такое разрешение, в случае если в обществе существует нехватка рабочей силы в тех областях, где шариат допускает применение женского труда. Изучая положения Корана, Сунны, Иджмы и других источников мусульманского права относительно прав женщин, можно сделать вывод о том, что дискриминации женщин-мусульманок способствовали религиозные положения, которые запрещали мусульманским женщинам участвовать в общественно-политической жизни мусульманского общества и государства и устанавливали различный статус мужчин и женщин в семейно-брачных правоотношениях. Замужняя женщина-мусульманка без разрешения своего мужа, а незамужняя женщина-мусульманка без разрешения своего отца или близкого родственника не могла участвовать в публичной сфере. То есть женщина-мусульманка не могла самостоятельно осуществлять право на выбор, она зависела от воли указанных лиц и не могла ослушаться. Принимая во внимание вышеотмеченное, можно прийти к выводу о том, что положение мужчины-мусульманина изначально признавалось высшим и незыблемым, а правовое положение женщины-мусульманки лишь подстраивалось под статус мужчины-мусульманина.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|