Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изобразительная деятельность - средство диагностики личностных особенностей




 

Весь материал предыдущей части дает убедительные доказательства сохранения, или, точнее, отображения индивидуально - психологических особенностей субъекта изобразительной деятельности в продуктах этой деятельности.

Следовательно, научный анализ продуктов деятельности может стать надежный источником психологической информации о человеческой индивидуальности.

История и опыт психологического анализа показывают, что в рисунках на заданную тему содержится значительно больше информации о психологических особенностях человека, чем в простом рукописном тексте (почерке). Это означает, что рисунок на заданную тему уже в сегодняшнем виде становится весьма мощным психодиагностическом средствам. При этом сам результат выполнения такого задания (как и задание выполнить рисунок) адресован не к логическим формам мышления, а непосредственно к образному его содержанию, смыслу графического изображения, в котором в общей слитной форме представлены и образ, и отношения к миру, и личный опыт, и переживания субъекта. Такая ситуация требует специального анализа самого рисунка, соотнесенного с анализом индивидуально - личностных особенностей его авторов. Предлагаемые далее варианты графических диагностических процедур имеют практическую ценность, которая состоит в относительной простоте и привлекательности (для обследуемых) самой психодиагностической ситуации.

Вместе с тем считаю полезным дать не только чисто "технологическое" описание выбранных мною процедур, но и снабдить это описание историей развития метода, в некоторой части - их концептуальным обоснованием, и, конечно же, общими подходами к интерпретации полученных результатов. Можно убедиться, сколько различны эти основы и правила интерпретации. Однако есть достаточная область надёжной диагностики индивидуальных психических качеств, которая к тому же подтверждается дополнительной проверкой диагностических результатов с помощью независимых психодиагностических процедур.

При этом последние принадлежат традиционной психодиагностической технике, и в настоящее время их практическая применимость не вызывает больших сомнений.

В число рассмотренных далее процедур включены известные оригинальные версии рисуночных диагностических тестов: "Автопортрет", "Рисунок семьи", "Самый счастливый день".

Тест "Автопортрет".

По определению, автопортрет - это изображение человека, созданное им самим. Для психодиагностики важно, в какой мере автопортрет как изображение его создателя исчерпывает свою модель и ограничивается ею, а также по каким типологическим признакам можно его различать.

Предварительные замечания. В структуре самосознания личности обычно выделяют главные компоненты: когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. и эмоциональный - самоотношение, самооценка и т.д. Иногда эти составляющие рассматривают как собственно самосознание и самоотношение, интегрируя их в рамках "Я-концепции", адекватное формирование которой является условием для оптимальной адаптации человека к социальному окружению,

Я полагаю, что для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности является весьма полезным тест "Автопортрет".

Тест "Автопортрет" проводится для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношения к ней.

Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.

Материал: простойкарандаш, цветные карандаши, лист бумаги размером А4, ластик.

Инструкция: " Нарисуйте свой портрет".

Обработка теста "Автопортрет".

Выделяемый показатель

. Изображение в виде одного лица 2.

. Изображение в виде бюста 6.

. Изображение в полный рост 10.

. Схематическое изображение 4.

. Реалистическое изображение 12.

. Эстетическое изображение 1.

. Автопортрет в интерьере 5.

. Более одного изображения 1.

. Автопортрет в декоративной рамке 1.

. Автопортрет в эмоциональном состоянии 3.

. Степень прорисовки лица

наличие глаз 18.

наличие носа 14.

наличие рта 18.

наличие бровей 4.

наличие ресниц 11.

Обработка теста показала, что в наибольшей степени представлены реалистические изображения - 67%, и изображения в полный рост - 55%.

В меньшей степени изображения в декоративной рамке, которое составляет 5% и в эмоциональном состоянии - 17% (3чел.), 22% (4чел.)

Анализ степени прорисовки лица показал, что все дети прорисовывают глаза и рот и 22% детей в лице присутствует наличие бровей.

Проведенное исследование показывает, что дети в целом владеют техникой рисования и их представления о себе самом соответствует реальности, адекватности. В целом все рисунки соответствуют возрастным особенностям детей, но есть исключения: некоторые дети (Ларионов Андрей, Катя Ли, Исаев Владик, Поденко Кирилл) - 22% нарисовали автопортрет в нижней половине листа, что говорит о снижении самооценки, длинная тонкая шея - регрессия - 5% Антонова Вика. Изображение занимает одну треть листа - депрессия, низкая самооценка - (Катя Ли, Ларионов Андрей, Собкало Никита) - 17%.

По рисункам выделим ряд проблем:

·   17% дети нарисовали схематическое изображение (Подянко Кирилл, Патрушев Никита, Ларионов Андрей) - задержка в развитии изобразительной функции. возможно, в общем умственном развитии.

·   5% (Катя Ли) трудность в социальных контактах - руки вытянуты по бокам; линия основы - незащищенность.

·   11% (Захарова Ангелина, Исаев Владик) изобразили внутренние органы - ипохондрия (повышенное беспокойство о своём здоровье).

Тест "Рисунок семьи".

Методика "Рисунок семьи" доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрениявыбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.

Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, от способности "вжиться" в воображаемую ситуацию, т.е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.

Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений. Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Материал: для работы необходимо использовать лист белой бумаги А4, цветные карандаши, простой карандаш, ластик.

Инструкция к тесту "Рисунок семьи": " Нарисуй свою семью". При этом не рекомендуется объяснять, что означаем слово " семья", а если возникают вопросы "что нарисовать?", следует лишь еще раз повторить инструкцию. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15-30 минут.

Обработка теста "Рисунок семьи", показала, что неблагоприятное восприятие семьи не обнаружено - это свидетельствует об оптимистическом приятии семьи.

Дети нарисовали свою семью, в которой отобразили события, связанные с их повседневной жизнью.

% (9чел.) нарисовали семью из трех человек (сестры, братья)

% (2чел.) нарисовали родителей, бабушку и дедушку, что указывает на благоприятное взаимоотношение не только с родителями, но и с бабушкой и с дедушкой.

% (2чел.) нарисовали себя, маму и бабушку,18% (2чел.) нарисовали папу и себя - это указывает на малую значимость тех членов семьи, которые не изображены на рисунках.

% (2чел.) нарисовали между собой и родителями коляску, возможно, это говорит о том, что этим детям стали меньше уделять внимания, после рождения второго ребенка.

% (1чел.) нарисовали между всеми членами семьи предметы, что вероятно указывает на нарушение или нежелательности контакта с членами семьи.

% (1чел.) нарисовали себя и друзей, что указывает скорее всего на отсутствие внимания и уважения со стороны взрослых.

% (8чел.) расположили членов семьи близко друг к другу, повернутыми лицом к зрителю и взявшись за руки - это говорит о хорошем внутрисемейном отношении между членами семьи.

Отсюда можно сделать вывод, что в целом внутрисемейное отношение и эмоциональное самочувствие в семье является признаком благоприятной семейной ситуации.

Тест "Самый счастливый день".

Цель применения теста: выявление особенностей развития детей в окружающей его действительности.

Материал: для работы необходимо использовать лист белой бумаги А4, цветные карандаши, простой карандаш, ластик.

Инструкция к тесту: " Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок "Самый счастливый день". Рисунок выполняется цветными карандашами. При этом не рекомендуется говорить, что можно нарисовать. Если возникают вопросы "что нарисовать", следует лишь еще раз повторить инструкцию. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15-30 минут.

Обработка теста "Самый счастливый день" показала, что среди всех 16-ти рисунков, только на двух рисунках не изображены люди. Наличие людей в рисунках указывает на открытость в общении. Те дети, которые нарисовали рисунки без людей указывают на некоторую замкнутость. Проведенные исследования показывает, что дети адаптированы к окружающей действительности.

На основании выше изложенного исследование детских рисунков дает основание утверждать, что индивидуальные ориентации pребенка обусловлены paзличными социальными воздействиями и его личным отношением к этим воздействиям. Приобретая социальный опыт, ребенок выделяет наиболее значимое для себя и делает это предметом содержания рисунка.

В целом рисунки детей охватывают широкую тематику и показывают личную заинтересованность детей различными социальными проблемами, приобщение к жизни своей страны, своего народа, семьи и друзей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...