Психолого-педагогическое обоснование актуальности изучения зарубежной драматургии в 9 классах
зарубежный драматургия читатель изучение Воздействие искусства и литературы на формирование характера человека, на его мировоззрение, жизненные установки, сущностные особенности художественного восприятия - проблема как искусствоведческая, так и психологическая. Исследование восприятия драматического произведения учащимися средней школы имеет два аспекта: собственно специфика восприятия драматического произведения и возрастные особенности подростков 15 лет, которые определяют критерии отбора тех путей и методов, что позволят в процессе изучения драматических произведений на уроках литературы в 9 классах сформировать восприятие искусства драматургии, подготовить учащихся к чтению драматических произведений. Возрастные особенности учащихся 9 классов. Важное условие эффективности изучения драматических произведений в 9 классах - учет возрастных особенностей учащихся при выборе тех или иных методов подачи материала, приемов изучения текста. Период от 14 до 15 лет в возрастной психологии рассматривается как отрочество и объединяет младший подростковый и средний подростковый возраст. Опираясь на исследования психологов, изучавших эти возрастные периоды в разных аспектах (работы Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Л. Г. Жабицкой, А. В. Захаровой, И. С. Кона, Н. С. Лейтес, А. Н. Леонтьева, Н. Д. Молдавской, Е. А. Шумилина, и др.), мы выделяем основные особенности отрочества, которые необходимо учитывать в процессе формирования у школьников восприятия художественного текста, в частности, драматического произведения (интеллектуальное развитие, становление личности, способность к обобщениям, межличностные отношения).
В интеллектуальной деятельности школьников в период отрочества усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач, что позволяет рассматривать этот возраст как сензитивный период для развития творческого мышления. В подростковом возрасте сначала утверждается такой вид обобщения, который Л. С. Выготский назвал предпонятием, а затем начинается период собственно понятия, когда обобщение производится на основе анализа внутренних качеств познаваемого объекта, его сущностных связей. Возраст ранней юности с этой точки зрения - возраст развитого в достаточной мере понятийного мышления, когда старшим школьникам доступны теоретические обобщения и научное мышление как таковое (в отличие от эмпирического). В период обучения в средней школе школьники проходят несколько ступеней психологического развития, определяющих специфику восприятия ими литературы и как следствие - особенности методики работы в 9 классе. Возраст 14-15 лет (9 класс) определяется в психологии как ранний юношеский. Считается, что к этому периоду общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении раннего юношеского возраста они продолжают совершенствоваться. Именно поэтому курс формирования знаний и навыков творческого чтения к этому времени должен быть завершен, а не только начинаться, как это предлагается в традиционных программах по литературе. Юноши и девушки овладевают сложными интеллектуальными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых. Спецификой возраста является быстрое развитие специальных способностей, когда уже представляется сложным вовлечь всех учащихся класса в сложный мир драматического искусства - слишком сильны приоритеты выбранных специальностей. Данные возрастные особенности позволяют предположить, что эффективными приемами и методами работы станут такие, при которых учебное занятие строится на принципе дифференцированного подхода, создаются благоприятные условия для самореализации учащихся в самостоятельной деятельности.
Данные базовые определения возрастной специфики учащихся 9 классов стали основой нашего практического исследования готовности подростков 14-15 лет к работе с художественными произведениями зарубежной драматургии, а также степень ознакомленности школьников с драматическими произведениями зарубежных авторов. Для его проведения для учащихся были подготовлены анкета и задания, выявляющие уровень художественно-интеллектуальной готовности школьников к анализу и интерпретации драматических произведений. Всего в процессе проведения экспериментальной работы было охвачено 30 учащихся. Базой проведения данного исследования стала СОШ № 23 г. Южно-Сахалинска. Первый этап констатирующего эксперимента предполагал анкетирование учащихся по следующим вопросам: 1) Какие драматические произведения вы знаете? 2) Знаете ли вы драматические произведения зарубежных авторов? Какие? ) Знакомы ли вам театральные или кинематографические постановки драматических произведений европейских авторов? ) Драматические произведения - это литературные произведения, созданные для их воплощения на сцене (в кино). Как вы думаете, о чем они должны быть написаны? Анализ результатов анкетирования. На первый вопрос: «Какие драматические произведения вы знаете?» - школьники в большинстве своем дали ответы очень далекие от истины. Так, ими назывались самые разные произведения из школьной программы: наряду с комедией «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира были названы «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина, «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Мцыри» М. Ю. Лермонтова и др. Столь странный выбор, с одной стороны, можно оценить как свидетельство определенной неподготовленности учащихся к определению произведения вего родовой специфике. С другой стороны, многие из названных подростками произведений знакомы им в том числе и по театральным или телевизионным постановкам, что свидетельствует о пусть и специфическом, но по природе своей верном суждении о драматическом произведении.
Вопрос: «Знаете ли вы драматические произведения зарубежных авторов? Какие?» - застал школьников врасплох: в большинстве ответов (36%) указывались трагедии У.Шекспира («Ромео и Джульетта», «Гамлет»), реже (12 %) назывались пьесы Ж.-Б. Мольера («Мещанин во дворянстве»), однократно указывались Лопе де Вега «Собака на сене», П.О. Бомарше «Женитьба Фигаро». Также следует отметить, что было достаточно много анкет (37 %), в которых данный вопрос остался совсем без ответа. Отвечая на вопрос: «Знакомы ли вам театральные или кинематографические постановки драматических произведений европейских авторов?» - учащиеся отвечали, что они знакомы с театральными постановками пьес Шекспира, знают, что по его произведениям снимались киноленты (75 %), однако ни режиссеров, ни актеров этих постановок практически названо не было. Редкие ответы (23 %), что содержали в себе рассказы о тех или иных сценических и кинематографических воплощениях зарубежной драматургии (были названы телеспектакль театра Сатиры «Безумный день, или Женитьба Фигаро», главные роли в котором исполняют А.Ширвиндт и А. Миронов, фильм с участием М. Боярского и М. Тереховой «Собака на сене») скорее подтверждают общую картину довольно скудного представления школьников о мировой драматургии, слабой их вовлеченности в культурную жизнь общества. Ответы на вопрос «Драматические произведения - это литературные произведения, созданные для их воплощения на сцене (в кино). Как вы думаете, о чем они должны быть написаны?» - в целом подтверждают наше предположение о представлениях подростков о всемирной драматургии. Так, более 70 % ответов носили формальный характер (о жизни людей, о любви и т. д.), 7 % респондентов затруднились ответить на данный вопрос, более развернутые ответы (22%) предлагали следующую тематику: об отношениях людей, о несчастной (неразделенной, обманутой) любви, о комических ситуациях, о человеческих пороках и заблуждениях.
Также, суммируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что школьники 9 классов демонстрируют низкий уровень знаний драматических произведений, их художественно-эстетическое развитие обеднено отсутствием возможности познакомиться с шедеврами всемирной литературы. Наряду с этим мы можем констатировать и отсутствие готовности учащихся к восприятию драматических произведений, знакомству с их сценическими и кинематографическими интерпретациями современных режиссеров, что ставит перед нами следующую задачу исследования - проанализировать степень психолого-педагогической готовности современных школьников к восприятию и интерпретации драматических произведений. Второй этап предполагал исследование восприятия драматических произведений учащимися 9 классов. Одним из условий эффективности изучения литературы в школе является применение таких путей и методов анализа, которые определяются спецификой художественного произведения, прежде всего тем родом литературы, к которому оно принадлежит. С точки зрения читателя, литературный род - это первые «ворота», через которые он входит в художественный мир произведения, отмечает Н.Д. Молдавская. Совершенно очевидно, что драма должна изучаться несколько иначе, чем эпос и лирика: и приемы анализа, и вся система работы будут отличаться определенным своеобразием. Специфические особенности драмы делают необходимым использование материалов психологической науки о взаимоотношении мышления и чувства при разработке методики изучения драматургии в школе. Полное и глубокое овладение учащихся литературно-художественным образом невозможно без воссоздания в их воображении конкретного представления данного образа, формирование которого происходит на основании конкретно-чувственного опыта учащихся, в результате чего воссозданный литературный образ носит субъективную окраску, более или менее приближаясь к авторскому. Проблема восприятия драмы освещается в работах психологов, методистов и литературоведов. Психологи в большинстве своем обращают внимание на игровую природу драмы, исследуют терапевтические возможности театра (Ю.Г. Клименко «Театр как практическая психология» - Клименко 1999) особенности и возможности драматического творчества (Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте» - Выготский 1997), вопросы психологии актера и театрального творчества (П. М. Якобсон «Психология сценических чувств актера» - Якобсон 1936). Литературоведы же все чаще обращаются к вопросу читательского восприятия драматических произведений (В. Е. Хализев, В. А. Сахновский-Панкеев, Б. О. Корман и др.)
Чтение и изучение драматического произведения, как отмечается практически всеми исследователями этого вопроса, требует особого творческого отношения. Читатель должен представить, вообразить себе то, что происходит на сцене, в какой-то мере выступить соавтором драматурга. Поэтому в основе постижения литературного произведения вообще, тем более драматического, лежит процесс творческой деятельности воображения. Этот вид воображения рассматривается как активное воссоздающее воображение - «такой вид психической деятельности, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений. Восприятие литературных произведений определяется как один из наиболее сложных видов воссоздающего воображения, требующего специальной подготовки»Л. С. Выготский отмечал, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Педагогический вывод, который можно сделать, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно этими соображениями продиктована необходимость проведения предварительной подготовительной работы педагога, связанной с накоплением необходимого театрального опыта учащихся, опыта изучения способов передачи различных эмоций в письменной речи и наблюдениями за самими проявлениями этих эмоций. Формирование творческого восприятия текста связано с развитием способностей дофантазировать, воссоздать зрительный образ с основой, например, на словесный образ лирического произведения. Обращение же к драматическим произведениям с самого раннего этапа литературного образования (с пятого класса), в свою очередь, создает условия для обогащения багажа наблюдений школьника, его осмыслению и развитию деятельности воображения. Драма как форма творческой деятельности ребенка представляется наиболее естественной. Во-первых, драма, основанная на действии, а тем более на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием. В драматической форме сказывается с наибольшей ясностью полный круг воображения. Образ, созданный из элементов действительности, воплощается и реализуется снова в действительность, хотя бы и условную; стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, здесь находит свое полное осуществление. Наблюдения ребенка за окружающей его действительностью, его знания об отношениях людей находят воплощение в драме - этот жизненный материал ложится в основу воссоздания зримых, пластических образов драматических персонажей, места действия. Поэтому перед педагогом встает две задачи. Во-первых, формирование умений накапливать жизненные наблюдения, умений наблюдать за поведением людей в различных ситуациях, умений видеть взаимосвязь между поведением человека, его внешности и его характером. Богатейший материал для таких наблюдений дают и эпические произведения. Работа с драматическим произведением, с одной стороны, активизирует в памяти впечатления о прочитанных эпических произведениях, где читатель воссоздает образ героя, опираясь на прямые авторские характеристики. С другой стороны, формируя образ действующего лица драмы, ребенок проходит этот путь самостоятельно и как бы уподобляется автору эпического произведения. В таком постоянном сопоставлении, на наш взгляд, и заключается одна из главных особенностей формирования восприятия литературного произведения в его родовой специфике. Во-вторых, изучение драмы как особого вида сценического творчества создает совершенно уникальные возможности для формирования индивидуальности ребенка, позволяя «проигрывать» различные характеры, ситуации, что само по себе служит как материалом для накопления жизненного опыта, так и средством решения многих жизненных ситуаций в коллективе, со сверстниками, в семье. Другой причиной близости драматической формы для ребенка Л. С. Выготский называет связь всякой драматизации с игрой. Драма ближе, чем всякий другой вид творчества, пишет Л. С. Выготский, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т.е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Психолог особо выделяет именно эту ценность драматического творчества школьников: возможность участия во всех этапах подготовки сценического действия от создания сценария до изготовления бутафории и декораций. Таким образом, раскрывается новый аспект исследования этого вопроса. Игра - жизненная школа ребенка, воспитывающая его духовно и физически. Значение ее огромно для выработки характера и миросозерцания будущего человека. Игру мы можем рассматривать как первичную драматическую форму. В ней творчество ребенка имеет характер синтеза, - его интеллектуальная, эмоциональная и волевая области возбуждены с непосредственной силой жизни, без излишнего напряжения психики. Именно поэтому многие методисты обращаются к разработке методов использования инсценировки на уроках изучения драматических произведений (М. А. Рыбникова, Н. И. Кудряшев, Т. С. Зепалова и др.) Таким образом, работа с драматическим произведением тем продуктивнее, чем ближе формы и методы учебной деятельности к реальным формам и методам сценического воплощения пьесы. «Специально организованная работа над текстом необходима, чтобы при чтении драматического произведения ученик не только представлял себе обстановку действия, внешние передвижения актеров по сцене, но и слышал в репликах, монологах и диалогах живого человека, борющегося и страдающего, любящего и ненавидящего, замечал скрытые движения чувства, умел соотносить слова героя с его поступками,» - пишет в своем исследовании восприятия драматического произведения школьниками Н. Д. Молдавская. Она отмечает также, что такая работа может привести к желаемым результатам только тогда, когда будут тщательно изучены и учтены возможности читателей и специфические жанровые и стилевые особенности читаемого произведения. Полностью разделяя данную точку зрения, мы поставили перед собой цель констатирующего этапа практической части исследования, которые определила необходимость изучения возрастной, психологической и интеллектуальной готовности современных учащихся 9 классов к различным видам работы с текстом драматического произведения и его интерпретациями. 2. Опытно-экспериментальная проверка системыизучения зарубежной драматургии в 9 классах
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|