Тема 5. Формы организации общественного производства
Программная аннотация:
1. Формы организации общественного производства. 2. Товар и его свойства. 3. Деньги как развитая форма товарных отношений. Сущность и функции. 4. Закон стоимости и его функции.
Критериями разграничения форм хозяйства являются: 1. Степень развития общественного разделения труда. 2. Характер взаимосвязи производства и потребления 3. Экономическая форма результата хозяйственной деятельности. Исторически первой формой организации производства являлось натуральное хозяйство. Натуральное хозяйство – такой тип организации производства, при котором произведенная продукция предназначена для собственного потребления. Экономической формой произведенного продукта являлся продукт, обладающий полезностью. Вопросы, что? как? сколько? производить, решает собственник средств производства, руководствуясь внутрихозяйственными потребностями (рабовладельческого, феодального дома). Разделение труда существует внутри хозяйства, общественное же разделение труда практически не развито. Связь между производством и потреблением осуществляется по схеме: производство - распределение – потребление. Как видно, стадия обмена отсутствует, т.е. связь между производством и потреблением прямая. Особенностью натурального хозяйства является замкнутость отдельных хозяйств, преимущественное использование ручного труда. Связи между собственниками и производителями внутри хозяйства формировались по вертикали: собственник – надсмотрщик – производитель. Таким образом формировались отношения подчинения нижестоящих вышестоящим. Для натурального хозяйства характерно внеэкономическое принуждение к труду, в основе которого лежит насилие. Такой характер включения производителей в хозяйственную деятельность был обусловлен их личной зависимость от собственника, принадлежностью ему, как говорящего орудия труда.
Натуральное хозяйство – это принцип самообеспеченности. Самообеспеченность снимает вопрос о внешней зависимости. Однако оно имеет и серьезные недостатки. Недостатки натурального хозяйства: 1. Натуральное хозяйство способно удовлетворить весьма узкий круг потребностей. 2. Натуральное хозяйство является препятствием для совершенствования производимой продукции 3. Натуральное хозяйство консервативно 4. В нем отсутствует «внешний контроль качества» произведенной продукции По мере развития натурального хозяйства внутри него формировался товарный тип производства. В первобытном обществе натуральное хозяйство было всеобъемлющим, в рабовладельческом и феодальном – преимущественным. Следовательно, в последних двух способах производства уже обнаруживает себя товарное производство, но еще в неразвитой простой форме. Становлению товарного производства способствовали следующие предпосылки: 1. Общественное разделение труда. Проходит через три крупных этапа: – отделение скотоводства от земледелия; - отделение ремесленного производства; - выделение купечества. В результате того, что отдельные производители специализируются на производстве специфических видов продуктов, они вынуждены вступать в обмен. 2. Обособление товаропроизводителей друг от друга как частных собственников. В этом случае достижение результатов возможно лишь путем эквивалентного (равнозначного) обмена. Следовательно, предпосылки становления товарного производства связаны со становлением и углублением общественного разделения труда и обособлением производителей как частных собственников.
Товарное производство – это такой тип организации производства, при котором продукт производится не для собственных нужд, а для удовлетворения потребностей других людей. Экономической формой результата хозяйственной деятельности является товар. Вопросы, что? как? для кого? производить, решает собственник, руководствуясь потребностями рынка. Связь между производством и потреблением не прямая, а опосредована обменом. Товарное хозяйство является открытым, так как произведенный продукт должен покинуть его пределы. Наряду с ручным трудом все шире применяется в товарном хозяйстве машинный труд. Связи между производителями и собственниками средств производства складываются по горизонтали на основе хозяйственных договоров. Товарне виробництво у своєму розвитку проходить три етапи: - просте товарне виробництво; - товарне виробництво вільної конкуренції; - товарне виробництво ринку, що регулюється. Просте товарне виробництво. На цьому рівні розвитку господарства продукти виробляються для обміну самостійними дрібними товаровиробниками – селянами і ремісниками. Ця модель історично перебувала капіталізму. Товарне господарство вільної конкуренції характеризується тим, що розвиток економіки не обмежено монополією (виключним правом виробництва, промислу, торгівлі та інших видів діяльності, що належить одному суб'єкту господарювання). Основні риси даної моделі: відособленість виробників, незалежність ринку, вільна конкуренція, дія законів обміну. Модель товарного ринку вільної конкуренції більш універсальна, вона охоплює риси не тільки дрібного, але і капіталістичного товарного виробництва. Товарне виробництво регульованого ринку - це модель більш високого рівня. Вона передбачає наявність різних форм економічного монополізму, а також розвиток механізмів державного регулювання економіки. Простое и капиталистическое товарное производство имеют общие черты и различия. Общие черты: - экономической формой хозяйства является товар; - механизмом функционирования является конкуренция; - основным экономическим законом является закон стоимости; - высшей формой справедливости является эквивалентность в обмене. Отличия:
Продукт труда становится товаром лишь потому, что вступает в обмен и по его поводу возникают отношения между товаропроизводителями. Товар – это продукт труда, предназначенный для удовлетворения потребностей людей и поступающий в потребление через обмен. Сущность товара раскрывается через его свойства: потребительную стоимость и стоимость. Потребительная стоимость – свойство товара удовлетворять человеческую потребность в чем-либо. Всякая ли потребительная стоимость является товаром? – Нет. Только та, которая предназначена для удовлетворения потребностей не самого производителя, а других людей, общества в целом. Другими словами, товаром является только общественная потребительная стоимость. Потребительная стоимость характеризует факт отчуждения товара от его производителя. Пропорции (количественные соотношения) в которых товары обмениваются друг на друга, называются меновой стоимостью, в основе которой лежит стоимость товара. Что лежит в основе этих пропорций (меновых стоимостей), что делает товары сравнительными? Ведь как потребительные стоимости они разнообразны. Объединяет все товары то, что они - продукт труда. Как сгустки определенного количества человеческого труда в товары являются стоимости. Меновые же стоимости выражают соотношения между затратами труда на производство товаров, которые обмениваются. Итак, стоимость - это внутреннее свойство товара, внешней формой ее проявления является меновая стоимость. Именно стоимость как овеществленный в товарах труд, делает все товары сравнимыми, соизмеримыми.
Как потребительные стоимости, товары качественно разные, как стоимости - качественно однородные. Стоимость – это воплощенный в товаре человеческий труд. Стоимость, как экономическая категория характеризует отношения между субъектами товарного производства по поводу эквивалентного обмена воплощенного в товарах труда. Потребительская стоимость и стоимость - две стороны товара, которые постоянно находятся в разногласия. Если товары остаются не проданными, то потребительские стоимости не проявляют себя как стоимости. На вопрос, что лежит в основе обмена и определяет количественную пропорцию, в которой один товар обменивается на другой, экономисты отвечали по-разному. По мнению сторонников трудовой теории стоимости, обмениваемые товары имеют общую основу в виде трудовых затрат, которые и определяют стоимость. По мнению сторонников теории предельной полезности, в основе обмена лежит полезность. Представители затратной концепции сводят стоимость к издержкам. Теория спроса и предложения утверждает, что стоимость товара определяется соотношением спроса и предложения. Наиболее удачной оказалась концепция А. Маршалла, в которой он отошел от поиска единственного источника стоимости и соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и с теорией издержек производства. Два свойства товара обусловлены двойственным характером труда, создающим этот товар. Двойственность труда проявляется в том, что он одновременно является и конкретным и абстрактным трудом. Конкретный труд - это целенаправленный труд, который связан с определенной профессией, используемыми средствами производства, конкретным результатом. Если абстрагироваться от конкретного характера труда, то останется то, что он является затратами человеческой рабочей силы вообще, то есть абстрактным трудом. Абстрактный труд – это затраты общечеловеческого труда вообще вне зависимости от его направленности. Именно абстрактный труд является тем общим, что содержится во всех конкретных видах товаров разных производителей. Абстрактный труд - источник, субстанция стоимости. Всякий абстрактный труд является общественным. Тем не менее, через разделенность товаропроизводителей, труд которых непосредственно выступает как частный, общественная природа труда в сфере производства остается скрытой. Она обнаруживается лишь на рынке, если товары обмениваются, то есть если происходит сведение конкретных видов труда к абстрактным. Если продукция не будет реализована на рынке, то частный труд, воплощенный в ней, не найдет общественного признания, то есть будет напрасно израсходованным. Разногласие между частным и общественным трудом - это основное противоречие товарного производства, которое сопровождается стихийным колебанием цен, разорением одних и обогащением других производителей товаров.
Результатом конкретного труда является потребительная стоимость, а абстрактного – стоимость. Потребительная стоимость и стоимость – это единство противоположностей: то и другое – это разные свойства товаров. Единство – свойство одного и того же товара, противоположность – свойство с точки зрения создавшего их труда. Противоположность состоит в том, что потребительные стоимости качественно неоднородны и количественно несоизмеримы. А стоимости – качественно однородны и количественно соизмеримы. Высшей формой стоимости товара является денежная. В процессе своей эволюции стоимость принимала различные формы. Первой формой стоимости была простая (случайная), когда товар А случайно менялся на товар В.
Товар А = Товар В Относительная форма стоимости Эквивалентная форма стоимости
По мере развития человеческого общества, расширения ассортимента производимой продукции все большее количество продуктов вступало в обмен. Товар А можно было обменять на товары В,С,Д. Это полная (развернутая) форма стоимости.
В А С Д
Неудобства в обмене, а также выделение на отдельных территориях какого-то отдельного товара, игравшего роль эквивалента, подвели к появлению новой формы стоимости – всеобщей.
В С А Д
По мере развития международного обмена, расширения масштабов промышленного производства в качестве эквивалента начинает использоваться серебро, затем золото. Золото и серебро по своей природе не деньги. Деньгами они стали в силу своих специфических природных свойств: обладают высокой степенью сохранности, портативны, обладают делимостью, высокой стоимостью. С выделением золота и серебра в качестве всеобщего эквивалента на смену всеобщей формы стоимости приходит денежная форма стоимости.
В С (1 унция золота = 31,1г.) Д
Деньги – всеобщий эквивалент, который выражает стоимость всех товаров. С появлением денег весь товарный мир раскололся на два полюса: на первом полюсе сосредоточены потребительные стоимости, на втором – стоимости. Сущность денег проявляется в выполняемых ими функциях: - функция денег как мера стоимости (денежная единица используется как масштаб для сравнения относительных стоимостей разнообразных благ и ресурсов); - деньги как средство обращения (деньги выступают как средство обращения, обслуживание товарооборота); - деньги как средство платежа (обнаруживается прежде всего в обслуживании платежей вне сферы товарооборота. Это налоги, социальные выплаты, проценты за кредит); - деньги как средство накопления (поскольку деньги наиболее ликвидное имущество, они являются наиболее удобной формой сохранения богатства); - функция мировых денег (деньги в системе международных экономических отношений). С появлением денег возникла необходимость их регулирования. Регулирование предполагает определение количества денег необходимых для обращения. Закон количества денег, необходимых для обращения, формализован и характеризует отношение суммы цен товаров, предназначенных к продаже, к скорости обращения одноименной денежной единицы.
КД = Сц / О
С появлением кредитных отношений формула приобретает иной вид.
КД = (Сц – К + П – ВП): О Где Сц – сумма цен товаров в продаже; К – сумма цен товаров, проданных в кредит; П – сумма цен товаров, срок платежей по которым наступил; ВП – взаимопогашающиеся платежи; О – скорость оборота одноименной денежной единицы. Это – классический подход к определению количеств денег(К.Маркс). Согласно неоклассическому подходу формула имеет иной вид MV = PQ где М – масса денег, необходимых для обращения; V – скорость оборота одноименной денежной единицы Р – средняя цена единицы товара; Q - объем произведенной товарной продукции.
Так как труд осуществляется во времени, затраты его исчисляются в часах рабочего времени. Однако, индивидуальные затраты рабочего времени даже на производство однородной продукции не одинаковы. Это связано с тем, что предприятия используют разную технику, оборудование, работников с различной квалификацией. Поэтому при обмене товаров на рынке во внимание принимаются не индивидуальные затраты рабочего времени, а общественно необходимые. Общественно необходимые затраты рабочего времени – это затраты на производство единицы потребительной стоимости при средних нормальных условиях производства, при средней производительности труда и его интенсивности. На практике в качестве общественно-необходимых затрат рабочего времени принимаются затраты большинства производителей данного вида продукции, либо затраты тех производителей, которые производят основную массу продукции. Объективная необходимость определять рыночную (общественную) стоимость единицы товара общественно-необходимыми затратами формирует основу закона стоимости. Закон стоимости выражает: 1. Внутренние необходимые, существенные и прочие связи между индивидуальным и общественно-необходимым рабочим временем. 2. Обмен эквивалентов, т.е. обмен товаров соответственно к количеству и качеству затраченных общественно необходимых работ. 3. Наличие существенных связей между производителями одного вида товаров через конкуренцию. 4. Наличия существенной связи между спросом и предложением. Поскольку предприятия обособлены друг от друга и их великой множество, выражать затраты непосредственно в часах рабочего времени не представляется возможным. С появлением денег они стали использоваться для измерения затрат производителей. Стоимость, выраженная в денежной форме, называется ценой, а сам закон стоимости стал называться законом цен. Закон стоимости выполняет следующие функции: 1. Регулирует товарное производство. 2. Стимулирует производительность труда. 3. Вызывает дифференциацию (расслоение) товаропроизводителей. Реализуя первую функцию, закон стоимости способствует распределению труда и капитала между различными сферами и отраслями народного хозяйства. Говоря о второй функции, следует различать производительность и интенсивность труда. Стоимость товара обратно пропорциональна производительности труда, т.е. чем выше производительность труда, тем меньше стоимость одной единицы продукции. При росте интенсивности труда растет количество производимой продукции, ее общая стоимость. Стоимость единицы продукции остается неизменной. Каждый производитель заинтересован в повышении производительности труда. С повышение производительности труда индивидуальная стоимость производства единицы продукции становится меньше, а общественная – не изменяется. В результате эти производители постоянно получают дополнительный доход. Те производители, у которых индивидуальные затраты равны или выше общественно-необходимых, несут потери, в результате чего разоряются. Происходит дифференциация, расслоение товаропроизводителей. Таким образом, закон стоимости экономическими методами освобождает экономику от слабых, неэффективных, неустойчивых предприятий, повышая тем самым ее средний потенциал.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|