Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные черты административно-командной системы (АКС)




- монопольное положение одной формы собственности на средства производства, которая возникла не естественным путем в результате её приспособления к изменяющимся условиям, а волевым насильственным образом по идеологическим соображениям. Формально эта собственность выступала как общенародная, но т.к. она является неделимой, члены общества не имели реальных возможностей реализовать на практике свои права собственника, материальные факторы были отчуждены друг от друга.

- представителем интересов всех членов общества как собственников выступало государство, которое являлось главным субъектом хозяйствования. Решение о том, что, как, и сколько производить, оно принимало в форме централизованного директивного планирования, которое передавалось по цепочке государственных органов до непосредственных исполнителей. Было распределено между производителями оборудование, сырье, материалы и финансовые ресурсы. Оно определяло и цены на продукты как потребительского так и производственного значения.

- государство является монополистом – работодателем, а трудящиеся государственными наёмными работниками, что мешает им свободно распоряжаться даже собственной рабочей силой. Размер оплаты труда, её дифференциация по сложности, условиям, численность производственного персонала – все это находиться исключительно в компетенции государства. Такая система не может учесть индивидуальные различия в труде и фактически представлена уравнительным распределением, которое убивало всякие стимулы к высокопроизводительному труду.

Рыночная система является в настоящее время преобладающей формой организации общественного производства в странах с высоким и средним уровнем развития экономики. В чистом виде рыночная система имеет следующие черты:

¨ собственность на факторы производства распылена среди многих независимых субъектов, каждый из которых самостоятельно принимает решения о том, что, как и сколько производить, чтобы получить максимум дохода;

¨ разрозненные решения многих миллионов людей, каждый из которых заботится лишь о своей выгоде, не только не ведут к хаосу, а стихийно формирует механизм для неосознанной координации деятельности хозяйствующих субъектов через систему цен и рынков. Производители и потребители, продавцы и покупатели выступают как равноправные партнеры, оказывающие влияние друг на друга вследствие противоположности своих интересов. При обмене товаров они вынуждены идти на взаимные уступки, уравновешивая интересы при определении уровня цены. Конкурентная борьба многих независимых субъектов не дает право и возможность извлечь одностороннюю выгоду, и принуждает более полно учитывать потребности друг друга, что обеспечивает связь частных и общественных интересов;

¨ необходимую для принятия решений информацию участники рыночной экономики получают через цены, с которыми производители сравнивают свои издержки производства и определяют размеры прибыли, а потребители, исходя из своих доходов, решают, сколько оно купят различных товаров. Суммируясь, эти решения и формируют спрос и предложение товаров, стремление к их уравновешиванию через изменение цены. Следовательно, рыночный механизм регулирования общественного производства – это механизм свободного ценообразования или, точнее, это взаимосвязанное непрерывное движение объемов спроса, предложения и цен.

Системы, в которых используются и взаимодействуют рыночно конкурентный и государственный регуляторы производства, называют смешанными. Цель такого сочетания состоит в том, чтобы сохранить преимущества рыночного саморегулирования экономики с одновременным устранением его негативных эффектов. При этом государство использует косвенные методы, изменяющие поведение автономных субъектов путем взаимосвязи их частных интересов с общественно-национальными приоритетами. К числу таких методов относятся: дифференциация ставок налогообложения на инвестируемую прибыль в розничные отрасли, изменение условий и процентных ставок по кредитам, коррекция объема денежной массы, политика ускоренной амортизации и др. Для смешанных систем характерна также неоднородность экономики, её многоукладность или существование различных форм собственности и хозяйствования.

Переходная экономика – экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одного состояния к другому, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного типа хозяйства к другому.

Знания превращаются в науку тогда, когда удается установить, определить законы. Экономическая наука занимается познанием экономических законов.

Экономический закон – это устойчивая, повторяющаяся, типичная связь между экономическими явлениями.

Познать экономический закон – значит, установить существование в определенных условиях прочной зависимости между экономическими явлениями.

Экономические законы, как законы природы, имеют объективный характер. Наряду с этим, они существенно отличаются от законов природы, потому что возникают, развиваются и функционируют лишь в процессе экономической деятельности людей – в производстве, распределении, обмене и потреблении. Кроме того, экономические законы действуют не вечно. Большинство из них имеет временный характер.

На начальных этапах развития капиталистического общества экономические законы реализуются через стихийную деятельность людей, через конкурентную борьбу. На современном этапе развития, когда основной формой собственности является коллективная, стихийное действие экономических законов дополняется элементами их сознательного использования через механизм государственного регулирования экономики, расширения масштабов планомерности в границах гигантских монополистических объединений. Государство не может отменить объективные экономические законы, однако может создавать условия для их развития.

К системе экономических законов относятся четыре типа законов:

1. Общеэкономические законы, т.е. законы, которые действуют при всех способах производства. Это такие законы: а) закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил; б) закон увеличения производительности труда; в) закон экономии рабочего времени.

2. Законы, которые действуют в нескольких общественных экономических формациях. Это: а) закон стоимости; б) закон спроса и предложения.

3. Специфические экономические законы, т.е. законы, которые действуют в границах одного общественного способа производства. Самый важный из них – это основной экономический закон, который выражает наиболее глубокие связи между производительными силами и производственными отношениями.

4. Законы, которые действуют лишь на одной из стадий общественного способа производства. К ним можно отнести закон порождения монополий концентрациею производства, который действует на высшей стадии развития капитализма.

В процессе раскрытия каждого экономического закона необходимо использовать определенное количество экономических категорий, которые выражают менее глубокую сущность отдельных явлений и процессов.

"Товар", "деньги", "цена", "капитал", "заработная плата", "прибыль" и т.д. – это экономические категории. Категории составляют логический "скелет" экономической теории. Каждая из категорий занимает свое место, находясь во взаимосвязи с другими категориями.

Экономические категории – это теоретическое выражение, мысленные формы производственных отношений, экономических явлений и процессов, которые реально существуют.

Экономические категории подвижнее, изменчивее, чем экономические законы. Для экономических законов характерна более высокая степень познания человеком единства и связей явлений и процессов, они отображают глубоко спрятанные связи и отношения, охватывают явления и процессы, которые выражаются во взаимосвязи категорий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...