Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.




II. Анализ программ по чтению и литературной подготовке учащихся начальной школы и УМК к ним. Познакомьтесь с требованиями ФГОС.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

от «6» октября 2009 г. № 373

Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке:

Предметные результаты

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Познакомьтесь со списком метапредметных результатов в форме универсальных учебных действий: Требования к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования

 

9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

 

 

2. Познакомьтесь с содержанием программ:

а) Литературное чтение. Автор: Е. Матвеева

б) Чтение и начальное литературное образование. Авторы: Р.Н. Бунеев,

Е.В. Бунеева.

в) Литература как предмет эстетического цикла. Авторы: Г.Н. Кудина,

З.Н. Новлянская.

г) Литературное чтение. Авторы: Свиридова Ю., Чуракова Н.

 

3. Проанализируйте содержание программ на соответствие требованиям ФГОС.

План анализа:

1) Статус программы. Цели, задачи, реализуемые программой. Принципы построения программы. Учет требований ФГОС к образовательному результату.

2) Содержание: основные разделы, тематика чтения, жанры.

3) Техника чтения.

4) Умения по работе с текстом. Литературоведческая пропедевтика.

5) Речевое развитие.

6) Соответствие учебников анализируемой программе. Методический аппарат учебников.

7) Методическое сопровождение программы и учебников. Состав методических разработок, их авторство, их особенности.

8) Общий вывод по заданию и оформление личных интересов в форме эссе.

III. Качества навыка чтения.

1) В ходе просмотренного урока выделить ошибки, допущенные детьми при чтении произведения, отметить способы их исправления.

 

Запись оформить в таблицу:

Школа ______________________________________________________

 

Класс ______________________________________________________

 

Учитель ______________________________________________________

 

Программа ______________________________________________________

 

Тема ______________________________________________________

 

Ошибки, допущенные детьми при чтении. Способ фиксации и исправления ошибки.
     

 

2) Познакомьтесь с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по русскому языку (раздел «Проверка и оценка навыка чтения»).

Разработайте критерии для выставления отметок «5», «3» при проверке чтения наизусть стихотворения.

 

 

 

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся.

I. Проверка и оценка навыка чтения.

Проверка навыков чтения учащихся проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и разбором текстов учебной книги. Ученическое чтение оценивается с учетом программных требований для каждого класса. При выставлении учащимся оценки по чтению необходимо одновременно учитывать: понимание прочитанного текста, способ, правильность, беглость, выразительность чтения, владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.

КЛАСС

Оценка «5» ставится ученику, если он:

понимает содержание прочитанного, отчётливо произносить звуки, слова, не допускает искажений, замен перестановок букв и слогов в словах; читает правильно, плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами, темп чтения - не менее 20 слов в минуту (1 полугодие); читает плавно целыми словами (трудные слова по слогам), темп чтения - не менее 40 слов в минуту (2 полугодие); верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующую знакам препинания в конце предложения;

умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

понимает содержание прочитанного; читает в 1 полугодии плавно по слогам, отдельные слова прочитает целиком, темп чтения - не менее 15 слов в минуту; во 2 полугодии – плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми

 

словами, темп чтения – не менее 30 слов в минуту, допускает при чтении

1-2 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.), при соблюдении интонации конца предложения;

правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя; знает наизусть стихотворение, но допускает при чтении единичные ошибки, легко исправляет их сам.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

осваивает содержание прочитанного только с помощью вопросов учителя; читает в 1 полугодии отрывисто по слогам, темп чтения – не менее 10 слов в минуту; во 2 полугодии – медленно по слогам, темп чтения – не менее 25 слов в минуту; допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку букв, слогов; не соблюдает паузы между словами и предложениями;

пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя; знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.

Оценка «2» ставится ученику в том случае, если он:

читает по буквам, темп чтения менее 25 слов в минуту; не понимает содержание прочитанного; не воспроизводит текст по вопросам учителя; при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного.

Оценка «1» ставится ученику, если он не читает даже по буквам, не может воспроизвести наизусть не6большого стихотворение.

 

КЛАСС

 

Оценка «5» ставится ученику, если он:

понимает смысл прочитанного, читает в 1 полугодии правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам, темп чтения -не менее 55 слов в минуту; во 2 полугодии – целыми словами, темп чтения – не менее 70 слов в минуту;

читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы; самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;

понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;

твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова – по слогам, темп чтения – не менее 45 слов в минуту в 1 полугодии; во 2 полугодии – целыми словами, темп чтения – не менее 60 слов в минуту, допускает 1-2 ошибки в словах, соблюдении пауз и логических ударений;

допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;

правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;

знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).

Оценка «3» ставится ученику, если он:

читает по слогам и только отдельные слова читает целиком, темп чтения – не менее 40 слов в минуту в 1 полугодии; во 2 полугодии – переход на чтение целыми словами, темп чтения – не менее 55 слов в минуту, допускает 3-5 ошибок (замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах);

последовательно передаёт содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя;

воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

читает монотонно, по слогам; темп чтения – до 35 слов в минуту в 1 полугодии; во 2 полугодии – по слогам, только отдельные слова читает целиком; темп чтения-до 55 слов в минуту; допускает более 6 ошибок; искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;

при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.

Оценка «1» ставится ученику, если он:

не овладел слоговым чтением, читает по буквам, не понимает содержание прочитанного, не может его воспроизвести; полностью не владеет программными умениями работы с текстом.

 

КЛАСС

Оценка «5» ставится ученику, если он:

читает в 1 полугодии осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, темп чтения – не менее 75 слов в минуту; во 2 полугодии – бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и своё отношение к его содержанию, темп чтения – не менее 90 слов в минуту;

полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного; самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определённую тему (о природе, событии, герое); знает и выразительно читает наизусть стихотворение.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы, темп чтения - не менее 70 слов в минуту в 1 полугодии; во 2 полугодии – не менее 80 слов;

делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз; составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);

самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно; читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, темп чтения – не менее 60 слов в минуту в 1 полугодии; во 2 полугодии – целыми словами, недостаточно выразительно, темп чтения – не менее 70 слов в минуту, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок; передаёт полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план с помощью наводящих вопросов учителя; воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

Читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и т.п., слабо понимает прочитанное, темп чтения – до 60 слов в минуту в 1 полугодии; во 2 полугодии – не владеет чтением отдельными словами, допускает более 6 ошибок, темп чтения – до 70 слов в минуту; пересказывает текст не последовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок; не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя; при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

Оценка «1» ставится ученику, если он:

Читает текст по слогам в замедленном темпе, не понимает основное содержание текста, полностью не владеет навыками и умениями, предусмотренными программами.

При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.

Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объём прочитанного на оценку должен быть не менее: в 1кл. – 1/4 стр., во 2 кл. – 1/3 стр., в 3 - 4 кл. – 1/2стр. учебной книги для чтения.

При выставлении оценки по чтению необходимо её мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умениями работать с текстом.

Итоговые проверки навыка чтения проводятся два раза в год: в конце 1 и 2 полугодий.

 

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе

(методическое письмо)

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации от 19.11.1998года. №1561/14-15.

Чтение и читательская деятельность.

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в 1 классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во 2 классе чтение постепенно остановится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения «про себя» и вслух. Кроме этого, в 1кл. основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого сознательного чтения увеличивается доля чтения «про себя» (от 10-15% в 1кл. и до 80-85% в 4кл.).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

ü В 1кл. проверяется сформированности слогового способа чтения, осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимания значения отдельных слов и предложений;

ü Во 2кл. проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие характерные особенности героев;

ü В 3кл. наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух), 85-90 слов в минуту («про себя»); проверка выразительности: пауза, логических ударений, интонационного рисунка;

ü В 4кл. проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту («про себя»), выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

 искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

 неправильная постановка ударений (более 2);

 чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

 непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

 неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

 неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

 нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

 нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

 монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

 не более 2-х неправильных ударений;

 отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

 осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

 неточности при формулировке основной мысли произведения;

 нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям, указанных в данном документе.

Особенности организации контроля по чтению.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программы произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлениями. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной форме, так и в письменной. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых занятий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально.

Для проверки потребуется доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...