Схема учета навыка чтения во 2-ом классах.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
IV. Этапы работы над художественным произведением. 1) Подготовка к восприятию нового произведения. При подготовке к восприятию произведения Л.Н.Толстого «Лебеди» учитель задал в ходе беседы следующие вопросы: a. Об отлете каких птиц сказано в стихотворении А.Фета «Осень»? b. Какие еще птицы улетают от нас на зиму? c. Кто из вас видел лебедей, где, какие они? d. Почему птицы летят в далекий путь стаями? e. Какие трудности ждут их в пути? Задание. Определите типологию данных вопросов: (a) Вопросы, выявляющие читательский опыт детей;_______________________ (b) Вопросы, выявляющие жизненные впечатления детей;___________________ (c) Вопросы, активизирующие работу мысли и воображения детей;___________
2) Словарная работа на уроках чтения. Прочитайте произведение из учебника___________________________________ (программа _______________________________________________),выделите слова для словарной работы на уроке, опишите приемы их объяснения. _____________________________ _____________________________
3) Анализ художественных образов читаемого произведения.
При создании художественных образов автор использует разнообразные приёмы: (a) Описание внешности; (b) Прямые авторские характеристики; (c) Самохарактеристика; (d) Отношение других персонажей к герою; (e) Поступки и поведение героя; (f) Другие приёмы. Задание: Приведите примеры из произведений, включённых учебники по чтению для начальной школы, по каждому из приёмов. 4) Анализ изобразительно-выразительных средств. Используя словарь Литературоведческих терминов, охарактеризуйте виды тронов, использованных И. Буниным в произведении «Листопад».
5) Методика работы над планом. Задание: Составьте разные варианты плана к произведению ____________________________________________________________________
(a) В форме вопросительных предложений; (b) Цитатный план; (c) Повествовательные предложения; (d) Картинный план.
V. Специфика изучения произведений разных жанров. 1) Составить библиографический список статей из журнала ''Начальная школа'' по изучению произведений разных жанров (рассказ, сказка, басня и стихотворение) по схеме: автор, название статьи, год и номер журнала, краткое содержание (аннотация) статьи. 2) Познакомьтесь с памятками по анализу произведений разных жанров. Задание: Сформулируйте цели для урока чтения в соответствии с жанром и особенностями авторского курса литературного чтения.
ПАМЯТКА К АНАЛИЗУ РАССКАЗА. Примерный план: 1) Прочитайте рассказ. 2) Подумайте, на какую тему он написан, о каких событиях и героях рассказывает. 3) Определите идею произведения. 4) Определите сюжет рассказа, развитие действия, его композицию. 5) Проследите, как показаны главные персонажи, их характерные черты, причины их поступков, развитие действия, отношение автора к героям. 6) Охарактеризуйте особенности языка произведения. 7) Определите его познавательную и воспитательную ценность. Система умений Умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении. 1) Умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем. 2) Умение устанавливать причинно-следственные связи, раскрывать ''закон сцепления'' эпизодов. 3) Умение воспринимать образ персонаж в соответствии с текстом как один из элементов, служащий наряду с другими для раскрытия идеи. 4) Умение видеть позицию (отношение, оценку) во всех элементах произведения. 5) Умение осознавать художественную ценность произведения через:
-образ персонаж; -композицию; -сюжет; -пейзаж; -авторскую позицию. ПАМЯТКА К АНАЛИЗУ СКАЗКИ. 1) Причитай, определи тип сказки (волшебная, социально-бытовая, о животных), народная или авторская. 2) Охарактеризуйте персонажей: реалистичные и волшебные, положительные и отрицательные и т.д. 3) Отметь особенности сюжета и композиции сказки, наличие основных элементов (присказка, зачин, траекторное повторение событий, концовка и др.). 4) Определите сказочное место и время действия, функции добра и зла. 5) Определите тему и идею сказки.
Объём умений при ознакомлении со сказками: 1) Умение видеть специфическое начало сказки – зачин, благополучный конец для героев. 2) Умение определить сказочное место и время действия. 3) Умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей, выделять их противопоставленность. 4) Умение находить и называть волшебные (чудесные) предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета. 5) Находить повторяющиеся эпизоды и соотносить их с характеристикой персонажей. 6) Умение определять специфические особенности волшебной, бытовой и сказки о животных. ПАМЯТКА К АНАЛИЗУ БАСНИ. 1) Вспомни определение басни. 2) Как характеризуют себя персонажам поступками и речевой манерой? 3) Каково отношение автора к персонажам басни? 4) Выдели простонародные слова и выражения, архаизмы, меткие изречения. 11. 5) Обрати внимание на композицию и сюжетостроение басни.
6) Какова идея басни, выраженная с помощью аллегории (иносказания) и морали? 7) Подготовься к выразительному чтению басни.
Основные представления, знания и умения по работе с басней. 1) Знание биографических сведений об авторе. 2) Понимание специфики басни: -мораль; -аллегория (иносказание); -герои, мотивы их поведения. 3) Умение устанавливать последовательность действий в произведении (находить завязку, кульминацию, развязку). 4) Определение авторского отношения и собственной позиции к событиям и персонажам. 5) Умение подтверждать ответ выборочным чтением. 6) Умение пользоваться терминами: басня, мораль, аллегория (иносказание).
ПАМЯТКА К АНАЛИЗУ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ.
1) Определи характер лирического стихотворения: живописная, пейзажная, размышления. 2) Определи настроение автора или лирического героя. 3) Выдели образные выражения, слова, создающие соответствующий настрой. 4) Нарисуй словесные иллюстрации к тексту стихотворения. 5) Поработай над выразительным чтением, передавая разнообразные эмоции, настроения, своеобразие стихотворного ритма. Представления и знания при ознакомлении со стихотворением. 1) Знание специфики стихотворной речи: рифма, ритм, строфа и т.д. 2) Представление о средствах выразительности: -зрительные и звуковые образы; -олицетворения; -сравнения (прямые и скрытые); -элементы звуком 3) Представление о способах выражения авторского отношения к изображаемому им: непосредственное высказывание, опосредованное выражение через систему образов. 4) Умение соотнести биографические сведения о поэте и содержание стихов.
VI. Урок чтения в начальной школе. Познакомьтесь с типовой структурой урока чтения и схемой анализа. ТИПОВАЯ СТРУКТУРА УРОКА ЧТЕНИЯ 1) Организация внимания учащихся. 2) Актуализация ранее изученного и проверка домашнего занятия: (a) Индивидуальный опрос (чтение, пересказ, чтение наизусть, инсценирование, проверка творческих работ и др.); (b) Фронтальный опрос (беседа по прочитанному: работа над языком произведения, сюжетов и т.д.); (c) Микро итог и оценка ответов детей. 3) Изучение нового материала; (a) Сообщение темы и цели урока; (b) Подготовка к восприятию нового (вступительная беседа, рассказ, свободные высказывания, использования наглядности и ТСО); (c) Первичное чтение (чтение учителем, подготовленными учащимися, совместное чтение про себя, прослушивание грамзаписи, просмотр диафильма); (d) Проверка первичного восприятия (обмен впечатлениями, беседа); (e) Повторное чтение произведения учащимися и анализ содержания, его композиции и изобразительно-выразительных средств языка; (f) Работа в связи с чтением (деление произведения на части, составление плана, пересказ, словесное рисование, работа с иллюстрациями и т.д.);
(g) Обобщающая беседа. 4) Домашнее задание. 5) Итог урока. Мотивированное выставление отметок.
Примечание: (a) Словарная работа может быть проведена на всех этапах урока. (b) Работа над выразительным чтением ведётся на протяжении всего урока. (c) Физ. минутка проводится по мере необходимости.
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ЧТЕНИЯ: 1) Содержание урока: -тема урока; -отбор материала, его литературоведческая характеристика; -межпредметные и внутрипредметные связи. 2) Методическая сторона урока: -цели и задачи урока, образовательные результаты; -формы, методы и приёмы работы на уроке в соответствии с поставленными целями и спецификой читаемого произведения; -оборудование урока; -стимулирование и активизации деятельности учащихся; -формирование навыков самостоятельного учебного труда. 3) Психолого-педагогические характеристики: -активность учащихся; -развитие мышления; -работа над речью; -индивидуальный подход; -эмоциональность урока. 4) Общие выводы по уроку.
КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» ТЕТРАДЬ – ХРЕСТОМАТИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|