Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инновационные методики преподавания юридических дисциплин и Болонский процесс




С.А. Морозова

 

 

Под инновацией в области образования понимается вновь созданная педагогическая концепция или образовательный продукт, характеризующиеся новизной и имеющие педагогическую ценность, подлежащие официальному утверждению (признанию), с целью их внедрения в систему образования.

Образовательная инновация должна отвечать следующим признакам:

- являться деятельностью или продуктом;

- характеризоваться новизной;

- иметь педагогическую ценность;

- иметь возможность приобрести определённый правовой статус путём прохождения установленных процедур.

Активное включение России в процесс формирования единого европейского образовательного пространства столь существенного актуализировало инновационные процессы в университетском образовании, что поставила проблему необходимости правового регулирования инновационной деятельности в сфере университетского образования.

I. Болонский процесс и академические свободы.

Мониторинг экспериментального образовательного процесса в российских университетах на основе позитивного опыта европейских стран, позволяет сделать вывод о том, что инновационные процессы зачастую вторгаются в святая святых университетской жизни- в область академических свобод.

Академическая свобода согласно ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» (ст.3) есть самостоятельность учебного заведения в осуществлении учебной деятельности в соответствии с уставом высшего учебного заведения, утверждённым в уставном порядке. Следовательно, академическая свобода закреплена в России законодательно. Международные документы, например, Университетская партия (Magna Chayta Unirersi tatum), принятая на съезде европейских ректоров в 1988 г., также провозглашают свободу исследований, преподавания и обучения в университетах, которые в современном мире являются центром культуры, знаний и исследований.

Согласно принципу академической свободы педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава предоставляется право излагать свой предмет по усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами. Академическая свобода студента состоит в праве получать знания согласно своим склонностям и потребностям.

И хотя в документах оформляющих создание единого европейского образовательного пространства не затрагиваются вопросы гармонизации содержания образовательных программ, учебных планов и методов обучения, то есть на сегодняшний день определилась тенденция двигательного отношения к национальным различиям в образовании стран-участниц Болонского движения, тем не менее экспериментаторы ощущают необходимость модернизации именно учебного процесса в наших университетах. Это связано с усилением понимания роли методики, осознания того, что традиционные классические для российского университетского образования методы обучения должны обогащаться активно-деятельностными способами обучения на основе компетентностного подхода в рамках практико-ориентированного профессионального образования и, таким образом, повышать качество образования, под которым понимается -способность образовательного процесса удовлетворять потребности обучающихся в таком уровне знаний навыков умений, который позволит им быть востребованными профессиональной средой, успешно адаптироваться в социальной жизни, быть полезным обществу и государству. Обеспечение качества обучения в соответствии с критериями Болонской декларации создают условия для стимулирования академической мобильности российских студентов, которые получают право на такие же степени после обучения как и другие студенты Европы, которые будут эффективно использовать и по всей Европе. Одно из препятствий для создания условий академической мобильности российских студентов нам видится в языке обучения. Один из вариантов демократического разрешения этой проблемы состоит в организации системы предметных 15-20 минутных докладов на иностранном языке как средства языковой адаптации в профессиональной сфере, с которыми один раз в месяц выступают перед студентами преподаватели кафедр и профессора европейских университетов. Безусловно, далеко не все вузовские специалисты знают иностранный язык в совершенстве.

Однако совет университета в праве своим решением утвердить межфакультетские договоры о сотрудничестве и помощи, а также источники финансирования этой деятельности, направленной на гармонизацию национальных образовательных систем. Посещение таких занятий для студентов должно быть свободным и факультативным.

Однако, те из них, которые участвуют в программах с использованием системы кредитов (ECTS) обязаны, прослушав доклад, написать письменную работу, например, рецензию на иностранном языке, в которой даётся оценка содержания доклада с достаточными аргументами. Проверка рецензий и оказание консультативной помощи студенту по выполнению письменной работы может быть организована на основе договора о платных образовательных услугах на тот период времени, пока эти вопросы не будут урегулированы на уровне федерального законодательства.

Академическая мобильность студентов связана также с учебными умениями, инновационными для российских студентов. Речь идёт о письменной форме предоставления достижений обучающихся - всевозможных эссе, тестовых заданий, экзаменов в письменной форме и т.п. В новых условиях в обучении должен действовать переход от принципа «vademecum» («следуй за мной») к принципу «vademecum» («веди себя сам»). Соответственно цель обучения - не усвоение знаний, а производство знания, которого нет, а потребность в нём есть.

Необходима и новая концепция оценки постижения учебного материала студентом, согласно которой оценка должна быть встроена в социальную структуру знаний. Оценка освоения курса, таким образом, может включать экспертную внешнюю оценку; самооценку своего прогресса в учёбе; соответствующую концепции рефлексивного управления учебно-воспитательным процессом; анализ деятельности по решению различных типов задач, т.е. применение нового знания, планирование своего обучения и карьеры.

Таким образом, перед преподавателем высшей школы стоит сложная методическая проблема сочетать эти инновации с ведущим принципом обучения в вузе: содержание и методы обучения высшей школы идут вслед за наукой.

В высшем образовании, как известно, соединяются два начала - учебное и научное. Учебное формирует систему знаний и профессиональных умений и навыков, а научное отражает процесс развития науки. Преподавание в высшей школе ставит целью не просто изложить содержание предмета изучения, но и научить мышлению в области этого предмета и связанных с ним областях знаний и практических задач. Однако, воспитание творчески мыслящих специалистов, обладающих высоким интеллектуальным потенциалом посильно только креативно настроенным преподавателям, обладающие гибким методическим мышлением. Здесь необходимо подчеркнуть, что творчество возможно лишь в условиях академической свободы и бережного отношения к преподавателям - исследователям, которые являются научными авторитетами в своей предметной области, поскольку практика показывает, что в ряде случаев именно такой тип преподавателей не обладает дидактическими знаниями и методическими умениями на профессиональном уровне.

Вышесказанное обозначило ещё одну проблему, связанную с подключением России к Болонскому процессу - проблему разработки правовых механизмов защиты академической свободы профессорского – преподавательского состава локальными актами высшего образовательного учреждения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...