Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II Болонский процесс и локальные акты высшего образовательного учреждения.




Локальные нормативные акты - это акты, регулирующие образовательные отношения, которые складываются в конкретных образовательных учреждениях и принимаемые непосредственно в данном учреждении на общем собрании или конференции, на совете учреждения или его руководителем.

Локальные акты позволяют учитывать особенности образовательных отношений конкретного образовательного учреждения и распространяются только на сотрудников данного учреждения конкретизируют и дополняют нормы законов, указов Президента РФ, нормативно-правовых актов государственных органов местного самоуправления применительного к специфике образовательного учреждения, особенностям его педагогической и иной деятельности в сфере образования педагогической и иной деятельности в сфере образования. Правотворческая деятельность в образовательном учреждении осуществляется учредителями, органами управления либо коллективом учреждения. Среди локальных актов образовательного учреждения особое место занимает его Устав. Остальные локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу. Именно устав образовательного учреждения в силу его правового статуса конкретизирует академические свободы образовательного учреждения, пределы и порядок пользования ими, регулирует образовательную и научную деятельность. Согласно Уставу университета научно- педагогические работники имеют право определять содержание учебных дисциплин и курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и после-вузовского профессионального образования. Таким образом, право преподавателя определять содержание учебных дисциплин и курсов ограничено обязанностью преподавателя действовать в соответствии с государственными образовательными стандартами.

На сегодняшний день государственный стандарт не ориентирован на те инновации, которые неизбежны в условиях европейской интеграции в сфере образования, следовательно, экспериментальная деятельность в русле Болонского процесса не только не находит поддержки в Уставе университета, но и может вступать в противоречие с нормативными требованиями данного локального акта. А как мы уже отметили, все прочие локальные акты не должны противоречить Уставу образовательного учреждения. В связи с этим, нам представляется целесообразным, внести в Устав нормы закрепляющие правовые положение инновационной деятельности и её субъектов, процедуру внедрения её результатов и продуктов в учебной процесс университета с учётом академической свободы университетских преподавателей. Структурно это может быть дополнено особой главой либо новыми редакциями уже существующих пунктов. Например, п.3.1 гл.3 Образовательная деятельность «Обучение в университете проводиться на русском языке. В случаях, предусмотренных государственными образовательными стандартами, учебными планом, программой, международным соглашением или договором, обучение проходит на иных языках» может быть дополнен: «или программами инновационный (экспериментальной) деятельности, утверждёнными в порядке предусмотренном для локальных актов образовательных учреждений. Такая редакция как раз и послужит нормативными основанием для инновационной формы учебных занятий в том числе, например, предлагаемых нами докладов на иностранном языке, то есть тех, которые в нашем случае ориентированы на реализацию целей и задач Болонского движения.

Образовательная продукция имеет формальные выражение, необходимое для систематизации и упорядочения процессов присвоения государственных статусов. Особым видом образовательной продукции являются учебные программы.

Учебная программа – это учебно-нормативный документ, определяющий

назначение и место учебного предмета в системе подготовки специалистов, цели его изучения, содержание учебного материала, определяющее, как правило, объём подлежащих усвоению знаний.

Учебная программа фактически предопределяет содержание подготовки специалистов, поэтому так важно критически анализировать данный документ не только во время экспериментальной апробации на соответствие целям и задачам, условиям эксперимента, но и на этапе, когда инновационная учебная программа претендует на статус типовой и превращается при условии получения статуса в документ рекомендательного характера.

Учебные программы условно делятся на авторские, компилятивные (составительские) и модернизирующие.

К инновационным учебным программам обычно относят авторские и компилятивные.

Учебная программа играет важную роль в инновационной деятельности преподавателя, так как модель учебной программы может отвечать не только на вопрос «что преподавать», но и «как преподавать». Традиционно так сложилось, что проблема «как преподавать» для большинства вузовских преподавателей является второстепенным, да и не только для преподавателей. Министерство образования и науки РФ до сих пор не включило в Классификатор научных специальностей - специальность «Теория и методика правового обучения», что препятствует созданию советов по защите диссертаций по данной специальности, открытию магистратуры, аспирантуры и докторантуры по теории и методике обучению праву (юриспруденции). Всё это свидетельствует о том, что теоретической стороне учебного процесса в отечественной системе вузовского образования придаётся гораздо большее значение, чем методической.

Между тем, от совокупности методических приемов и навыков, которыми владеет преподаватель, эффективность учебного процесса зависит ничуть не меньше, чем от объема его теоретических знаний. Это отчетливо видно на примере новых методологических подходов в юридическом образовании, например, клинического юридического образования, являющегося как раз средством формирования новой методологии вузовского образования России. Исследователи отмечают, что посредством клиник в систему отечественного образования внедряются:

а) демократический стиль отношений между преподавателем и студентом (в противовес авторитарному стилю, характерному для системы образования в целом);

б) педагогика сотрудничества (студент становиться равноправным участником образовательного процесса);

в) индивидуальный подход к студенту (соотношение преподавателей и студентов в клинике должно быть 1:5, 1:8, не более);

г) защита прав человека как значимая составляющая профессиональной деятельности юриста (права человека в ходе работы клиники становятся не простым сотрясением воздуха, а реальным делом);

д) компонент обучения практическим навыкам, который органично дополняет полученные в вузе теоретические знания. Следовательно, учебная программа, которая будет основываться на принципах клинического юридического образования, будет диктовать преподавателю определенную методику преподавания и, соответственно, ограничивать его академическую свободу.

Каково место юридических клиник в учебном процессе? На наш взгляд, это скорее связующее звено между традиционным учебным процессом и будущей практической деятельностью, что позволяет студентам под контролем юристов-профессионалов плавно перейти от массива полученных в вузе теоретических знаний к работе с реальными людьми и их проблемами.

В связи с вышеизложенным можно рекомендовать сохранить традиционную форму учебных программ для тех обучающихся, которые обучаются по системе, ориентированный на единое европейское образовательное пространство, но включить в ее структуру обязательный компонент-«Примерный тематический план изучения учебной дисциплины», или тематическое планирование учебной дисциплины.

Так мы избежим нежелательного вторжение в методическую систему преподавателя и не нарушим его право на академическую свободу, закрепленное в п.п. 6. 22.5; 6.22.6; 6.22.8 Устава, а именно: научно-педагогические работники имеют право определять содержание учебных дисциплин и курсов в соответствии с государственным образованным стандартом профессионального высшего образования; излагать учебный предмет по своему усмотрению; выбирать методы, средства обучения и проведение научных исследований, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям обеспечивающие высокое качество учебного и научного процесса; право на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности.

Тематическое планирование в вузе в последние годы потеряло свою актуальность и, теперь, видимо целесообразно по-новому осмыслить значение этого документа.

Вполне вероятно, что устав университета должен закрепить некоторые, имеющие особое значение для организации учебного процесса, рабочие документы преподавателя.

В отдельном локальном акте целесообразно зафиксировать их примерную форму, требования к содержанию, представляя при этом максимум творческой свободы для преподавателя, организующего учебный процесс по конкретной учебной дисциплине, т.е. данный локальный акт должен быть модельным.

Модельный акт позволит каждому факультету отразить свою специфику. Так, например, на юридическом факультете особенности организации учебных занятий состоят в систематическом использовании методов и форм игрового обучения, ведущее место среди которых занимает деловая игра. Деловая игра, как известно, одна из наиболее сложных форм игровых занятий, в процессе которых имитируется профессиональная коллективная деятельность. Понятно, что такая форма занятий не вписывается в традиционное расписание занятий. В результате такая учебная деятельность нарушает требования другого локального нормативного акта - расписание учебных занятий. Еще одна инновация, связанная с Болонским процессом, - это такая форма занятий как индивидуальное консультирование, которое является формой руководства самостоятельной работой студентов, оказание им помощи в освоении учебного материала. Традиционно консультации проводятся перед экзаменами, это, как правило, групповые консультации со свободным посещением для студентов. Продолжительность таких консультаций ограничивается двумя академическими часами, и эти часы включены в расписание занятий, в нагрузку преподавателя и подлежат оплате. Аналогично организовано проведение консультаций по курсовому и дипломному проектированию.

Однако, в данном случае речь идёт о другом. Интеграционные процессы в образовании требуют особого внимания к формированию умений студентов работе с текстами, так как на западе российский студент должен будет уметь представлять свои достижения, прежде всего в виде письменных работ с условным названием «ЭССЕ». Пока такая форма отчётности не нашла своего отражения в уставе университета, однако по решению учёного совета университета согласно уставу в перечень видов занятий и форм познавательной деятельности студента, который не является исчерпывающим, может быть включены и дискуссии, и эссе, и другие инновации и, таким образом, легитимизированы и предложены профессорско – преподавательскому составу для их реализации в учебном процессе, Эссе пишет каждый студент. Количество подобных письменных работ может быть значительно. И, если к эссе будут предъявляться требования подобные тем, которые предъявляются к привычному нам реферативному исследованию, то возникает проблема модернизации структуры нагрузки преподавателя, и опять же возникает вопрос, как отразить в расписании время общения преподавателя и студента в форме консультативного занятия – новой для нас формы учебных занятий. Необходимо, таким образом, гармонизировать тематическое планирование учебной дисциплины и нормативного акта – расписания занятий, не говоря уже о нагрузке преподавателя и оплате его труда. Опыт экспериментального преподавания показывает, что целесообразно в локальных актах только обозначить проведение текущей и промежуточной аттестации, но не навязывать преподавателям унифицированных форм контроля результатов учебной деятельности обучающихся. Желательно предоставить преподавателю право самостоятельно избирать формы и виды оценивания достижений студента, и затем отразить их в своём тематическом планировании.

Итак, в уставе может быть закреплено, что деятельность профессорско –преподавательского состава осуществляется на основе трудового договора, индивидуального плана работы преподавателя, тематического планирования по тем учебным дисциплинам, которые включены в учебную нагрузку преподавателя и закреплены в его индивидуальном плане работы.

Учебная программа по учебной дисциплине не должна входить в этот перечень, если она типовая. Составление же авторских и экспериментальных программ, а также руководство ими в своей деятельности – добрая воля преподавателя, и регламентации не подлежит.Настораживает также тот факт, что иногда в экспериментальном проектировании и конструировании учебных программ авторы подменяют понятия «учебная программа дисциплины» и «тематический план изучения дисциплины», в результате происходит соединение двух документов, имеющих разный статус. Тематическое планирование осуществляется на основе учебной программы, но не является собственно учебной программой.

Нам также не кажется обоснованным мнение о том, что учебная программа дисциплины может выступать в качестве договора между преподавателем и студентом, подтверждаемым их подписями. Непонятна, прежде всего, юридическая природа такого договора. Кроме того сам документ «учебная программа» не соответствует понятию «нормативный договор».Более того согласно уставу студент университета обязан выполнять требования образовательной программы высшего профессионального образования.

- посещать обязательные учебные занятия, соблюдать правила внутреннего

трудового распорядка университета, независимо от того, за счёт каких

средств он получает образование.

- выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные

учебными планами и программами.

- сдавать все экзамены и зачёты и проходить другие виды аттестации в строгом соответствии с учебными планами и программами в установленный

срок.

-студент может быть отчислен из университета за нарушение учебной дисциплины.

Таким образом, студент имеет договор с образовательным учреждением, а не с конкретным работником образовательного учреждения.

Иное дело, если учебная программа входит в приложение к договору об образовании или к договору предоставления платного образования. В этом случае абитуриент знакомится с содержание и формами своего возможного образования наряду с государственными стандартами и образовательными программами и, если он согласен, то заключает договор. Но и в этом случае университет оставляет за собой право корректировать содержания этих документов. Преподаватель вуза в настоящее время не работает индивидуально с каждым студентом, он работает с учебной группой, что и определяет характер его требований как всеобщий. В результате его деятельность в определённой степени формализована. Следовательно, студент без всякого сомнения имеет право ознакомиться с тематическим планированием, с учебной программой, но его одобрения или согласия в данном случае не требуется, поскольку он уже заключил договор с образовательным учреждением на образование определённого уровня.

Кстати, уместно обратить внимание на необходимость новой редакции п.6.12 устава университета, так как нынешняя не соответствует концепции академической мобильности студентов – «переход студента с одной образовательной программы и формы обучения на другую и перевод из одного высшего учебного заведения в другое может быть ограничен, если это оговорено в его договоре». В то время, как в итоговом Коммюнике Берлинской конференции говорится о необходимости обеспечить демократичность и доступность высшего образования и ставится задача отработки методики и механизмов признания в качестве частей высшего образования всех предыдущих периодов обучения индивиды с использованием кредитов ЕСТS. На наш взгляд, желательно уже сейчас подумать о корректировании локальных актов университетов в соответствии с международными принципами, нормами, договорами в сфере образования, так как интеграционные процессы общеевропейского масштаба после присоединения к Болонскому процессу на Берлинской конференции министров образования европейских стран в сентябре 2003 года ставит в повестку дня за дачу переосмысливание отдельных позиций локального регулирования учебного процесса в университетах.

Вместе с тем, на наш взгляд, гармонизация европейских систем образования всё – таки должна начинаться не с регламентации педагогических отношений.

Например, странно требовать от преподавателя, чтобы он педантично выполнял своё же планирование, так как обучение – процесс живой и творческий.

Кроме этого в юридическом образовании есть и другие объективные факторы влияющие на учебный процесс. Одним из таких факторов является зависимость содержания отраслевых дисциплин от состояния российского законодательства. Ограничение методической и креативной свободы университетских преподавателей, навязывание им сомнительных технологий может вызвать отторжение идей Болонского движения и, несомненно, скажется на качестве обучения. Тем более что методическая свобода преподавателя ни в коей мере не мешает созданию системы зачётных единиц, как того требуют заявленные ориентиры – мобильность, признание, доступ к рынкам труда.

Вместе с тем, назрела потребность в методических рекомендациях, обобщающих опыт инновационной деятельности российских университетов, реализующих внедрение в Болонский процесс. Эти рекомендации оказали бы серьёзную помощь тем, кто систему обучения на основе компетентностного подхода.

Всё это актуализирует проблему юридического закрепления новизной образования, под которыми понимаются изменения, направленные на совершенствование и улучшение образовательного процесса, образовательных технологий и методов, иных компонентов системы образования. Прежде всего, речь идёт об унификации локальных актов образовательных учреждений, обеспечивающих организацию учебного процесса в русле Болонского процесса, качество образования.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...