Старший дошкольный возраст
K этому возрасту относятся дети от 5 до 6 лет. Следует особое внимание обратить на детей пятого года жизни. Часто этих воспитанников называют средним дошкольным возрастом. Для ребят этого возраста характерна подвижность, любознательность, проявление самостоятельности и формируются элементы творчества. Именно с пятилетнего возраста развиваются сюжетно-ролевые игры, такие, как режиссерские, творческие. Особую роль для этих ребят играют игры с правилами. В возрасте 5 лет у детей возникает и развивается потребность в общении со сверстниками. Воспитатель создает условия для содержательного и эмоционально насыщенного общения детей со сверстниками и взрослыми. Речь ребенка 5 лет особенно значима в игровой деятельности. Она служит для контакта со сверстниками и организации самой деятельности. Дети пятого года жизни продолжают усваивать нравственные нормы и правила поведения. При этом внимание воспитателя к их поведению, его положительная оценка и поощрение имеют для ребенка большое значение. Приобретенный опыт общения со взрослыми и сверстниками, развитие движений, овладение предметными и орудийными действиями способствуют большой самостоятельности детей. В этом возрасте дети учатся поддерживать порядок в личных и общественных вещах, беречь их. В среднем дошкольном возрасте задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания решаются и на занятиях, и в повседневной жизни. Ha занятиях по ознакомлению с окружающим миром дети знакомятся»прежде всего c тем, что их непосредственно окружает, так как это необходимо для их жизни и деятельности. Воспитатель может давать детям несложные поручения, учит их обращаться к другим воспитателям и педагогам детского сада.
Однако окружение ребенка не ограничивается помещением детского сада и находящимися в нем людьми. Поэтому дети должны ориентироваться в ближайшем детскому саду окружении. С этой целью полезно совершать прогулки по соседним улицам, показывая детям объекты, могущие служить ориентиром: детский сад, магазин, жилой дом, школа, почта и др. Такие занятия способствуют развитию у детей наблюдательности, любознательности, познавательной активности. При этом обогащаются их представления об окружающем мире. На занятиях с пятилетними детьми продолжается работа по развитию восприятия, мыслительных процессов – сравнения, выделения общих признаков и различий предметов, обобщения. У детей развивается умение заниматься, они начинают осознавать, что воспитатель их учит, и точное выполнение его указаний позволит достигнуть необходимых результатов. Этому способствует начинающее формироваться произвольное внимание. В ознакомлении детей с предметами и их качествами широко используются дидактические игры и игровые приемы в системе режимных занятий. Усложняются задачи обучения рисованию, лепке, аппликации и конструированию. Расширяются и возможности ознакомления детей с природой. Дети не только узнают объекты природы и ее явления, они могут обобщить их по усвоенным ими признакам: растения (например – деревья, цветы, овощи, фрукты), животные (кошка, собака, заяц, лиса и др.) Способствуют этому не только наблюдения, но и разнообразные дидактические игры, чтение книг, а также изобразительная деятельность, в которой дети отражают (как и в игре) впечатления об окружающем, в том числе и о природе. Детей шестого и седьмого годов жизни объединяют в старший дошкольный возраст. Дошкольники этого возраста стали более самостоятельны, расширился их жизненный опыт, благодаря оздоровительным мероприятиям они стали крепче, движения их более развиты и разнообразны.
Подвижные игры в этой возрастной группе детей, как и в предыдущих, являются важным средством физического развития ребенка. Однако содержание игр усложняется) и по видам движений, и по сюжетному содержанию (вводятся игры с большим количеством ролей). Творчество детей в подвижных играх развивается и в этом возрасте. Для этого выбираются специальные игры, в которых дети должны придумать позу, в которой останавливается движение (типа «Море волнуется», «Сделай как я»), придумать развитие сюжета и т. д. В утренние часы и на вечерней прогулке воспитатель должен стимулировать самостоятельные подвижные игры детей с предметами – мячами, кеглями, обручами, скакалками и др. В процессе подвижных игр решаются многие воспитательные задачи: нравственные, умственного развития, художественно-эстетические, гигиенические, физического развития. У детей шестого года жизни продолжают формироваться навыки вежливого поведения: их учат вежливо, приветливо здороваться и прощаться, обращаться с вопросами, просьбами, учат предлагать помощь, уступать место и т. д. В этом процессе большое значение имеет пример взрослых, поэтому важно единство позиции педагогов детского сада и родителей. У детей этого возраста необходимо воспитывать интерес к труду взрослых, уважение к нему и связанное с этим бережное отношение ко всему, что создано руками человека. Детей, прежде всего, знакомят с трудом близких людей: сотрудников детского сада, родителей и других членов семьи. Позднее дети знакомятся с людьми, производящими продукты питания, изготавливающими мебель, одежду. Для этого используются непосредственное наблюдение, чтение литературы, беседы. Систематично обогащаются знания и представления детей о природе, о разнообразии ее явлений, дети подводятся к пониманию причинно-следственных связей. Дети старшей группы активно включаются в трудовые процессы по уходу за растениями и животными, в труд на огороде, в цветнике. Особое значение в старшем дошкольном возрасте имеет работа по развитию речи, в частности по обучению детей грамоте. Дети учатся правильному, литературному произношению слов, правильному ударению. Вся работа по ознакомлению с окружающим, чтению и рассказыванию, изобразительной деятельности, музыке способствует обогащению словаря детей, развитию связной речи.
Разучивание стихотворений, чтение сказок, рассказов, пересказ их детьми подводит к самостоятельному сочинению сказок, рассказов, к творчеству. Движения детей седьмого года жизни характеризуются осознанностью, координированностью, точностью, уверенностью, более высоким уровнем трудности. Поэтому руководство физкультурными занятиями должно быть направлено на дальнейшее развитие у детей умения понимать, принимать и выполнять учебную задачу, стремления добиваться хорошего качества движений. В этом возрасте детей интересует, как они выполняют то, или иное движение. Поэтому следует вводить повторение движений, чтобы дети могли корректировать их, добиваться большей точности, легкости. Целесообразно включать в занятия соревновательные элементы, в процессе которых не только отрабатываются качества движений: смелость, выносливость, чувство товарищества, доброжелательность и др. На специальных занятиях дети усваивают общественно-исторический опыт предшествующих поколений. Ознакомление с окружающим позволяет дать им знания и представления о природе, о деятельности человека по ее охране, о жизни людей, их труде, обычаях, традициях, взаимоотношениях. Занятия по развитию речи обогащают словарь детей, развивают связную речь, формируют речевое творчество. Занятия по рисованию, лепке, аппликации и конструированию способствуют овладению художественно-творческими видами деятельности, в процессе которых у детей развиваются эстетические представления, формируются специальные навыки и умения, развивается эстетический вкус, художественные способности. Занятия по формированию элементарных математических представлений способствуют развитию мышления детей. На всех этих занятиях осуществляется подготовка детей к школе. Сюда входит психологическая подготовка (формирование психологических качеств, необходимых ребенку для последующего обучения в школе: развитие памяти, внимания, сосредоточенности, умения спокойно переключаться с игры на систематические занятия и др.), предметная подготовка по математике, чтению, письму, рисованию, ручному труду и т. д.), формирование компонентов учебной деятельности
умения понимать и принимать учебную задачу, освоение способов учебной деятельности, овладение действиями контроля и оценки). Таким образом, к концу пребывания в детском саду дети приобретают знания, качества личности, у них развиваются психические процессы, формируются навыки и умения, необходимые для обучения в школе. К седьмому году жизни дети уже осмысленно управляют своим поведением и способами общения, замечают настроение родителей и близких взрослых людей, умеют сдерживать себя, активно включаются в деятельность. Главные новообразования у детей этого возраста – проявление самостоятельности, познавательная активность, уважение к самому себе, интерес к учебной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|