Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Старший дошкольный возраст




 

K этому возрасту относятся дети от 5 до 6 лет. Следует особое внимание обратить на детей пятого года жизни. Часто этих воспитанников называют средним дошкольным возрастом. Для ребят этого возраста харак­терна подвижность, любознательность, проявление са­мостоятельности и формируются элементы творчества. Именно с пятилетнего возраста развиваются сюжетно-ролевые игры, такие, как режиссерские, творческие. Особую роль для этих ребят играют игры с правилами.

В возрасте 5 лет у детей возникает и развивается потребность в общении со сверстниками. Воспитатель создает условия для содержательного и эмоционально насыщенного общения детей со сверстниками и взрос­лыми. Речь ребенка 5 лет особенно значима в игровой деятельности. Она служит для контакта со сверстни­ками и организации самой деятельности.

Дети пятого года жизни продолжают усваивать нравственные нормы и правила поведения. При этом внимание воспитателя к их поведению, его положи­тельная оценка и поощрение имеют для ребенка боль­шое значение. Приобретенный опыт общения со взрос­лыми и сверстниками, развитие движений, овладение предметными и орудийными действиями способству­ют большой самостоятельности детей. В этом возрасте дети учатся поддерживать порядок в личных и обще­ственных вещах, беречь их.

В среднем дошкольном возрасте задачи умствен­ного, нравственного и эстетического воспитания реша­ются и на занятиях, и в повседневной жизни.

Ha занятиях по ознакомлению с окружающим миром дети знакомятся»прежде всего c тем, что их непосредственно окружает, так как это необходимо для их жизни и деятельности. Воспитатель может давать детям несложные поручения, учит их обращаться к другим воспитателям и педагогам детского сада.

Однако окружение ребенка не ограничивается по­мещением детского сада и находящимися в нем людьми. Поэтому дети должны ориентироваться в ближайшем детскому саду окружении. С этой целью полезно совер­шать прогулки по соседним улицам, показывая детям объекты, могущие служить ориентиром: детский сад, магазин, жилой дом, школа, почта и др. Такие занятия способствуют развитию у детей наблюдательности, лю­бознательности, познавательной активности. При этом обогащаются их представления об окружающем мире.

На занятиях с пятилетними детьми продолжается работа по развитию восприятия, мыслительных про­цессов – сравнения, выделения общих признаков и различий предметов, обобщения.

У детей развивается умение заниматься, они начи­нают осознавать, что воспитатель их учит, и точное вы­полнение его указаний позволит достигнуть необходи­мых результатов. Этому способствует начинающее формироваться произвольное внимание.

В ознакомлении детей с предметами и их качества­ми широко используются дидактические игры и игро­вые приемы в системе режимных занятий.

Усложняются задачи обучения рисованию, лепке, аппликации и конструированию.

Расширяются и возможности ознакомления детей с природой. Дети не только узнают объекты природы и ее явления, они могут обобщить их по усвоенным ими признакам: растения (например – деревья, цветы, ово­щи, фрукты), животные (кошка, собака, заяц, лиса и др.) Способствуют этому не только наблюдения, но и раз­нообразные дидактические игры, чтение книг, а также изобразительная деятельность, в которой дети отража­ют (как и в игре) впечатления об окружающем, в том числе и о природе.

Детей шестого и седьмого годов жизни объединя­ют в старший дошкольный возраст. Дошкольники это­го возраста стали более самостоятельны, расширился их жизненный опыт, благодаря оздоровительным ме­роприятиям они стали крепче, движения их более раз­виты и разнообразны.

Подвижные игры в этой возрастной группе детей, как и в предыдущих, являются важным средством физи­ческого развития ребенка.

Однако содержание игр усложняется) и по видам движений, и по сюжетному содер­жанию (вводятся игры с большим количеством ролей).

Творчество детей в подвижных играх развивается и в этом возрасте. Для этого выбираются специальные игры, в которых дети должны придумать позу, в кото­рой останавливается движение (типа «Море волнуется», «Сделай как я»), придумать развитие сюжета и т. д.

В утренние часы и на вечерней прогулке воспита­тель должен стимулировать самостоятельные подвиж­ные игры детей с предметами – мячами, кеглями, обручами, скакалками и др. В процессе подвижных игр решаются многие воспитательные задачи: нравствен­ные, умственного развития, художественно-эстетичес­кие, гигиенические, физического развития.

У детей шестого года жизни продолжают форми­роваться навыки вежливого поведения: их учат веж­ливо, приветливо здороваться и прощаться, обращать­ся с вопросами, просьбами, учат предлагать помощь, уступать место и т. д. В этом процессе большое значе­ние имеет пример взрослых, поэтому важно единство позиции педагогов детского сада и родителей.

У детей этого возраста необходимо воспитывать интерес к труду взрослых, уважение к нему и связанное с этим бережное отношение ко всему, что создано рука­ми человека. Детей, прежде всего, знакомят с трудом близ­ких людей: сотрудников детского сада, родителей и дру­гих членов семьи. Позднее дети знакомятся с людьми, производящими продукты питания, изготавливающими мебель, одежду. Для этого используются непосредствен­ное наблюдение, чтение литературы, беседы.

Систематично обогащаются знания и представле­ния детей о природе, о разнообразии ее явлений, дети подводятся к пониманию причинно-следственных свя­зей. Дети старшей группы активно включаются в тру­довые процессы по уходу за растениями и животными, в труд на огороде, в цветнике.

Особое значение в старшем дошкольном возрасте имеет работа по развитию речи, в частности по обуче­нию детей грамоте. Дети учатся правильному, литера­турному произношению слов, правильному ударению. Вся работа по ознакомлению с окружающим, чтению и рассказыванию, изобразительной деятельности, музы­ке способствует обогащению словаря детей, развитию связной речи.

Разучивание стихотворений, чтение ска­зок, рассказов, пересказ их детьми подводит к самосто­ятельному сочинению сказок, рассказов, к творчеству.

Движения детей седьмого года жизни характеризу­ются осознанностью, координированностью, точностью, уверенностью, более высоким уровнем трудности. По­этому руководство физкультурными занятиями должно быть направлено на дальнейшее развитие у детей уме­ния понимать, принимать и выполнять учебную задачу, стремления добиваться хорошего качества движений. В этом возрасте детей интересует, как они выполняют то, или иное движение. Поэтому следует вводить повто­рение движений, чтобы дети могли корректировать их, добиваться большей точности, легкости.

Целесообразно включать в занятия соревнова­тельные элементы, в процессе которых не только от­рабатываются качества движений: смелость, вынос­ливость, чувство товарищества, доброжелательность и др.

На специальных занятиях дети усваивают обще­ственно-исторический опыт предшествующих поколе­ний. Ознакомление с окружающим позволяет дать им знания и представления о природе, о деятельности че­ловека по ее охране, о жизни людей, их труде, обычаях, традициях, взаимоотношениях. Занятия по развитию речи обогащают словарь детей, развивают связную речь, формируют речевое творчество. Занятия по рисованию, лепке, аппликации и конструированию способствуют овладению художественно-творческими видами дея­тельности, в процессе которых у детей развиваются эстетические представления, формируются специаль­ные навыки и умения, развивается эстетический вкус, художественные способности. Занятия по формирова­нию элементарных математических представлений спо­собствуют развитию мышления детей.

На всех этих занятиях осуществляется подготовка детей к школе. Сюда входит психологическая подготов­ка (формирование психологических качеств, необходи­мых ребенку для последующего обучения в школе: развитие памяти, внимания, сосредоточенности, уме­ния спокойно переключаться с игры на систематичес­кие занятия и др.), предметная подготовка по матема­тике, чтению, письму, рисованию, ручному труду и т. д.), формирование компонентов учебной деятельности

 

умения понимать и принимать учебную задачу, осво­ение способов учебной деятельности, овладение дей­ствиями контроля и оценки).

Таким образом, к концу пребывания в детском саду дети приобретают знания, качества личности, у них развиваются психические процессы, формируются навыки и умения, необходимые для обучения в школе.

К седьмому году жизни дети уже осмысленно уп­равляют своим поведением и способами общения, за­мечают настроение родителей и близких взрослых людей, умеют сдерживать себя, активно включаются в деятельность. Главные новообразования у детей этого возраста – проявление самостоятельности, познава­тельная активность, уважение к самому себе, интерес к учебной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...