Критерии
| Уровни развития
|
1. Замысел игры
| Низкий уровень –1 балл
Отсутствие подготовительного этапа игры (игра «с ходу»). Толчок к игре – игрушка, попавшая в поле зрения ребенка. Использование предметов-заместителей вызывает затруднение, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами.
|
Средний уровень – 2 балла
В структуре игры выделяется подготовительный период: дети договариваются о теме игры, четко обозначают и распределяют роли, обсуждают основное направление развития сюжета. Выбирают в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы подбирают в соответствии с ролью. Активно используют предметы-заместители.
|
| Высокий уровень – 3 балла
В игре четко выделяется подготовительный этап: выбор темы, активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, согласованное распределение ролей. У ребенка наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры.
|
2.Сюжет игры
| Низкий уровень –1 балл
Центральным содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному («мама» кормит «дочку»). Ребенок воспроизводит элементарные игровые сюжеты, затрудняется самостоятельно придумывать новый вариант сюжета.
|
Средний уровень – 2 балла
Воспроизведение разных по содержанию сюжетов с отражением ряда сюжетных логических эпизодов. Содержанием игры становится выполнение вытекающих из роли действий. Наличие специальных разнообразных действий, передающих характер отношения к другим участникам игры.
|
Высокий уровень – 3 балла
Сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок. Нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений. Творческое сюжетосложение: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов. Основное содержание игры — действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, связанных с выполнением роли.
|
3.Роль
| Низкий уровень –1 балл
Роль лишь называется ребенком и намечается некоторое разделение действий, согласно роли. Данная роль реализуется ограниченным количеством действий, связанных с ней.
|
Средний уровень – 2 балла
Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли.
|
Высокий уровень – 3 балла
Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении игры ребенок ведет линию поведения, отражающую роль. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Ребенок свободно переходит от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета.
|
4. Ролевые действия
| Низкий уровень –1 балл
Действия однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций, которые логически не перерастают в другие за ними следующие действия. Легко нарушается логика действий без протестов со стороны детей.
|
Средний уровень – 2 балла. Действия становятся разнообразными. В принятой роли ребенок передает систему действий и характер игрового персонажа.
|
Высокий уровень – 3 балла
Действия разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком. Ясно выделены действия, направленные к разным персонажам игры. Действия развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Нарушение логики действий и правил отвергается.
|
5. Ролевая речь
| Низкий уровень – 1 балл. Присутствуют реплики, сопровождающие выполняемые игровые действия с партнером-игрушкой. Отдельные внеролевые диалоги с играющим рядом ребенком.
|
Средний уровень – 2 балла Специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем. Параллельно присутствует и внеролевая речь.
|
Высокий уровень – 3 балла Речь носит активный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.
|
Рис.1 Гистограмма уровня сформированности игровых умений контрольной группы детей старшего дошкольного возраста на этапе контрольного эксперимента
2.2. Организация и проведение формирующего этапа эксперимента по формированию игровых умений у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию игровых умений у детей старшего дошкольного возраста
В практической части нашей работы мы попытались экспериментально проверить условия формирования игровых умений у детей старшего дошкольного возраста до проведённых мероприятий и после них. Для того, чтобы определить уровень формирования игровых умений у детей старшего дошкольного возраста можно использовать следующие методы:
В своей работе мы достигли цели исследования и решили поставленные задачи.
В теоретической части нашего исследования мы попытались раскрыть взгляды различных учёных по вопросу формирования игровых умений у детей старшего дошкольного возраста.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».