Машиностроительный комплекс
Тезисы
Отраслевая структура комплекса. Современное состояние развития комплекса. Факторы размещения производства по территории страны. Ведущая отрасль российского машиностроения — автомобилестроение. Наукоемкое российское машиностроение. Проблемы и перспективы развития комплекса. Районы размещения комплекса. Значения машиностроительного комплекса для российской экономики. Машиностроительный комплекс— сложное межотраслевое образование, охватывающее машиностроение и металлообработку. В свою очередь, машиностроение включает много специализированных отраслей, сходных по технологии и используемому сырью. К металлообработке относятся промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования. Кроме того, в состав комплекса входит «малая металлургия» — производство стали и проката на машиностроительных предприятиях. Машиностроительный комплекс отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании. В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей промышленности. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей. Вместе с тем практика показывает, что почти во всех экономических районах на месте используется меньшая часть производимых машин и оборудования. Это можно объяснить сравнительно высоким уровнем специализации производства и тем, что машиностроительные предприятия обладают, как правило, очень широкими связями по сбыту готовой продукции.
Машиностроение — необходимое звено любого промышленного комплекса. В районах раннего индустриального освоения оно играет большую формирующую роль, и в свое время послужило базой для возникновения многих промышленных комплексов, определив их структуру и направление специализации. В восточных районах машиностроение в основном лишь дополняет профиль тех промышленных комплексов, создание которых связано с использованием эффективных природных ресурсов. Размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от технико-экономической специфики производства, прежде всего от таких его особенностей, как конструкционная сложность выпускаемых изделий и широкое развитие специализации и кооперирования. По характеру технологического процесса многие отрасли машиностроения тяготеют к районам высокой технической культуры, обладающим квалифицированными кадрами рабочих. В то же время эти районы обычно являются довольно емкими потребителями готовой продукции. Следует подчеркнуть, что в машиностроении потребительский фактор оказывает на размещение производства большее влияние, чем сырьевой. Совпадение источников сырья с местами потребления готовой продукции представляет собой оптимальный вариант размещения машиностроительных предприятий. В данном случае значительно сокращаются транспортные затраты по перевозке металла, машин и оборудования, возникают условия для установления производственных связей между машиностроением и черной металлургией. Машиностроительные заводы освобождаются от некоторых операций (например, литейное производство), в большей мере свойственных металлургии, а металлургические заводы получают возможность использовать отходы машиностроения и специализироваться соответственно с его потребностями. Среди факторов, влияющих на размещение машиностроения, видная роль принадлежит специализации и кооперированию. Развитие специализации выражается здесь не только в обособлении отдельных районов от центральных европейской части страны. В его составе вокруг автомобильных (Нижний Новгород, Москва) и автобусных (Павлово, Ликино-Дулево) заводов группируются многочисленные предприятия, которые дают в порядке кооперирования моторы (Ярославль, Заволжье), электрооборудование (Киржач), приборы (Владимир), пластические массы (Орехово-Зуево, Владимир), технические ткани, шины (Ярославль, Москва), агрегаты, детали, запасные части.
В настоящее время приоритетное развитие должны получить отрасли машиностроительного комплекса, являющиеся «катализаторами» научно-технического прогресса: станкостроение, приборостроение, электротехника, особенно электроника, производство вычислительной техники, робототехника, индустрия информатики. Среди ключевых направлений развития машиностроения находятся гибкие автоматизированные производства (ГАП), роторные и роторно-конвейерные линии, разработка, выпуск и применение вычислительной техники в народном хозяйстве, систем автоматизированного проектирования. Эти направления обеспечивают создание новых технологических процессов, в том числе заводов-автоматов, работающих по так называемой безлюдной технологии. С точки зрения особенностей размещения производства и степени расчленения технологического процесса отрасли машиностроения классифицируются следующим образом: тяжелое машиностроение; общее машиностроение; среднее машиностроение; производство точных машин, механизмов, приборов и инструмента; производство металлических изделий и заготовок; ремонт машин и оборудования. Тяжелое машиностроение включает производство металлургического, горного и подъемно-транспортного оборудования, энергетических блоков (паровых котлов, атомных реакторов, турбин и генераторов), а также других металлоемких и крупногабаритных изделий. Для тяжелого машиностроения характерны предприятия полного производственного цикла (заготовка — механическая обработка — сборка) с выпуском продукции небольшими сериями и даже индивидуального назначения. В зависимости от тех или иных причин они ориентированы не только на металлургические базы, но и на районы потребления.
Классическим примером служит Урал, где сложились крупнейшие «гнезда» тяжелого машиностроения (Екатеринбург, Орск и др.) во главе с таким гигантом, как «Уралмаш». В этом районе производятся также энергетические машины и оборудование, например паровые турбины и гидрогенераторы (Екатеринбург). Тяжелое машиностроение возникло на основе новых металлургических центров в Сибири. Здесь действуют предприятия по производству металлургического и горного оборудования (например, в Иркутске, Красноярске) и турбин (Новосибирск). В стороне от источников сырья находится исторически сложившийся и значительный по масштабам сгусток тяжелого машиностроения, представленный заводами Санкт-Петербурга, где особенно велика роль турбостроения: производство паровых и гидравлических турбин (Металлический завод) и турбогенераторов («Электросила»). Новый центр тяжелого машиностроения, связанный с производством атомных реакторов, возник на Северном Кавказе — в Волгодонске («Атоммаш»). Реакторы выпускаются также в Колпине (Ижорский завод). Введена в действие первая очередь Красноярского завода тяжелых экскаваторов. Это предприятие можно считать аналогом «Уралмаша». Оно выпускает технику для освоения Канско-Ачинского бассейна. На производстве паровых котлов специализируются Центральный (Подольск) и Центрально-Черноземный (Белгород) районы, Северный Кавказ (Таганрог) и Западная Сибирь (Барнаул). Металлоемкие предприятия по производству тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования тяготеют к сырьевым базам или находятся в стороне от них. Они размещены в Центральном (Коломна) и Центрально-Черноземном (Воронеж) районах, а также в Поволжье (Ульяновск) и Западной Сибири (Новосибирск). Общее машиностроение характеризуется преобладанием сборки металлических конструкций, а также изготовлением относительно простых, но довольно крупных по размерам заготовок. Типичные представители этой группы отраслей —транспортное машиностроение (без автостроения), производство технологического оборудования для промышленности (кроме легкой и пищевой) и строительства, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения).
Локомотивостроение исторически возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть страны (Центральный район, Санкт-Петербург). Впоследствии оно продвинулось к источникам сырья. В настоящее время производство локомотивов имеется в следующих районах: тепловозов — в Центральном районе, в том числе магистральных (Коломна) и маневрово-промышленных (Брянск, Калуга, Людиново, Муром), электровозов — на Северном Кавказе (Новочеркасск). В 1998 г. произведено 13 магистральных тепловозов и 30 магистральных электровозов. В тех же районах и по аналогичным причинам было создано вагоностроение, но современное размещение его предприятий отличается более широкими территориальными границами по сравнению с локомотивостроением. Близость к металлургическим базам для производства вагонов хотя и желательна, но не играет такой роли, как при размещении предприятий локомотивостроения. Однако появляется дополнительный фактор: несмотря на увеличение выпуска цельнометаллических вагонов, до сих пор в вагоностроении широко используются пиломатериалы. Поэтому условия для его развития благоприятны в тех районах, которые располагают необходимыми источниками древесного сырья или ориентируются на привозную древесину. Производство вагонов получило развитие в Центральном районе (Брянск, Тверь), на Северо-Западе (Санкт-Петербург, Калининград), на Урале (Нижний Тагил) и в Западной Сибири (Новоалтайск). Новый центр по производству грузовых вагонов (в том числе контейнеровозов) возник в Восточной Сибири (Абакан). В Центральном районе созданы заводы по производству пригородных электропоездов (Демихово) и пассажирских вагонов (Торжок). В 1998 г. произведено 3,9 тыс. грузовых и 503 пассажирских вагонов. Отдельные предприятия специализируются на производстве вагонов для метрополитена (Мытищи, Санкт-Петербург), трамвайных вагонов (Усть-Катав) и троллейбусов (Энгельс). Судостроение охватывает строительство и ремонт судов, а также судовое машиностроение. Оно делится на морское и речное. Судостроение «привязано» к морским побережьям (часто находясь в устьях рек) и внутренним водным путям сообщения. Среди отраслей машиностроительного комплекса выделяется наиболее продолжительным циклом производства. Другие особенности отрасли: строительно-монтажный характер технологических операций, разнообразие типов судов и наличие многочисленных смежников по их производству.
По назначению суда делятся на транспортные, промысловые (для добычи и обработки рыбы, крабов, морского зверя), промышленно-добывающие (драги, нефтебуровые установки, лесосплавные суда и др.), спортивно-туристские. Самая широкая по составу — группа транспортных судов, включающая грузовые и пассажирские, а также суда смешанного типа. Грузовые суда, в свою очередь, представлены сухогрузными, наливными и сухогрузно-наливными. Наконец, для сухогрузных судов характерна специализация по роду перевозимого груза и грузообработке: лихтеровозы, контейнеровозы, рефрижераторы.
Важнейшие центры морского судостроения расположены на побережьях Балтийского (Санкт-Петербург, Выборг), Баренцева (Мурманск), Каспийского (Астрахань) и Японского (Владивосток) морей. Они имеют определенную специализацию. Так, предприятия Санкт-Петербурга производят главным образом транспортные суда, в том числе ледоколы-атомоходы. Центры речного судостроения находятся в Волго-Вятском районе (Нижний Новгород), Поволжье (Волгоград), Западной Сибири (Тюмень, Тобольск), Восточной Сибири (Качуг) и на Дальнем Востоке (Благовещенск). Авиационная промышленность ориентируется, как правило, на районы высокой технической культуры, располагающие необходимым научно-производственным потенциалом и квалифицированными кадрами. Ее предприятия размещены преимущественно в центральных районах европейской части, в Поволжье, на Северном Кавказе и в Западной Сибири. Они специализируются на производстве определенных типов самолетов: Москва (Ил-96-300, Ил-114, Ту-204, Ту-334, Як-42 М), Смоленск (Як-42), Воронеж (Ил-86, Ил-96-300), Таганрог (Ту-334), Казань (Ил-62), Ульяновск (Ту-204, Ан-124), Самара (Ту-154, Ан-70), Саратов (Як-42), Омск (Ан-74), Новосибирск (Ан-38). Ракетно-космическая промышленность представлена в основном предприятиями Москвы, Омска и Красноярска, специализирующимися на производстве орбитальных космических кораблей, в том числе многоразового использования (типа «Буран»), а также ракет для запуска спутников и обитаемых кораблей (среди них самых мощных в мире ракет типа «Энергия»). Особенно выделяются своими масштабами и научно-техническим потенциалом российская холдинговая компания НПО «Энергия» с головным КБ и заводом в Королеве (Московская область) и филиалами в Самаре и Приморске (Ленинградская область) и Государственный космический научно-производственный центр в Москве. Сельскохозяйственное машиностроение явно тяготеет к местам потребления готовой продукции, причем специализация предприятий находится в строгом соответствии с профилем сельского хозяйства разных районов страны. Так, производство зерновых комбайнов сосредоточено на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог) и в Сибири (Красноярск). Центральный район специализируется на выпуске льноуборочных (Бежецк), картофелеуборочных (Рязань, Тула) и силосоуборочных (Люберцы) машин. В 1998 г. производство зерноуборочных комбайнов в стране составило 1 тыс. шт. Ориентация на потребителей готовой продукции характерна и для отраслей, обеспечивающих промышленность технологическим оборудованием. Например, производство машин и оборудования для легкой и полиграфической промышленности находится главным образом в Центральном районе и на Северо-Западе. Среднее машиностроение охватывает отрасли, производящие автомобили, тракторы, станки, машины и оборудование средних габаритов для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства. В эту группу входят многочисленные предприятия, специализированные по стадиям технологического процесса, с широким развитием кооперирования и разнообразными вариантами размещения производства. Особенно показательна в этом отношении автомобильная промышленность. Первые автомобильные заводы появились в центральных районах европейской части страны (Москва, Нижний Новгород). За обозримый период времени резко изменилась структура отечественного автостроения. Если, например, в 1950 г. свыше 4/5 общего выпуска автомобилей составляли грузовые машины, то в начале 90-х годов на их долю приходилось менее 1/5. Примерно такая же пропорция между грузовыми и легковыми автомобилями сохранится в перспективе. В 2001 г. выпуск грузовых автомобилей составил 141 тыс. шт., а легковых — 840 тыс. шт. По производству грузовых автомобилей на первом месте Волго-Вятский район (43% общего количества), за ним идут Центральный район (28%), Поволжье (25%) и Урал (3%). По выпуску легковых автомобилей безраздельно господствует Поволжье (82%), далее с большим отрывом следуют Центральный (11%) и Волго-Вятский (7%) районы. Производство грузовых автомобилей сосредоточено в основном на пяти предприятиях. Среди них — ЗИЛ (Москва), ГАЗ (Нижний Новгород), КамАЗ (Набережные Челны), УАЗ (Ульяновск) и УралАЗ (Миасс). Помимо этого имеются предприятия, выпускающие специализированные грузовики, но почти все они зависят по поставкам шасси от «большой пятерки». В перспективе структура производства грузовых автомобилей изменится за счет опережающего роста выпуска малотоннажных машин — грузовых, грузопассажирских и микроавтобусов — с такими сферами их применения, как торговля, бытовое обслуживание населения, фермерские хозяйства, здравоохранение. Особенно эффективными считаются автомобили грузоподъемностью 1,5 т для промышленности, строительства и торговли. Производство легковых машин отличается большей региональной локализацией, хотя кроме специализированных заводов функционируют предприятия, одновременно выпускающие легковые и грузовые машины (ГАЗ, ЗИЛ, УАЗ). Самый крупный поставщик легковых автомобилей (почти 70% общего количества) — Волжский автомобильный завод (ВАЗ) (Тольятти). Его производственная мощность — 740 тыс. машин малого класса («Жигули», «Лада») в год. Машины аналогичного класса выпускают также АЗЛК («Москвич») и «Ижмаш» («Иж»). На производстве машин среднего класса специализируются ГАЗ («Волга») и УАЗ, высокого класса — ГАЗ («Чайка») и ЗИЛ. Причем на ЗИЛе их выпуск носит фактически штучный характер. В перспективе приоритетное развитие получит производство легковых автомобилей особо малого класса («Ока» и др.). Сейчас на долю машин этого класса, которые дают КамАЗ и СеАЗ (Серпухов), приходится только 1% общего выпуска. Производство автобусов в 2001 г. составило 45,7 тыс. шт. Первоначально оно появилось в Москве, на ЗИЛе, но затем (с 60-х годов) было прекращено. Роль основного поставщика городских автобусов перешла к специализированному предприятию — ЛиАЗу (г. Ликино-Дулево Московской области). Теперь автобусы выпускают также КамАЗ и УАЗ (наряду с грузовыми и легковыми автомобилями). Малогабаритные автобусы производятся в Волго-Вятском районе (Павлово), на Урале (Курган) и Северном Кавказе (Краснодар). Микроавтобусы в настоящее время выпускает только УАЗ. Почти 9/10 суммарного производства всех марок автобусов приходится на Поволжье и Урал. В ближайшей перспективе намечается расширить производство городских автобусов путем организации их сборки из комплектующих изделий КамАЗа на ряде предприятий Санкт-Петербурга, Омска, Белгорода. По лицензии фирмы «Мерседес-Бенц» начата сборка городских, туристских и междугородных автобусов на ГолАЗе (Голицыно Московской области). Проектная мощность этого предприятия — 2,5 тыс. автобусов в год. В отечественном автостроении уже накоплен положительный опыт международного партнерства. Работа с зарубежными фирмами и создание совместных предприятий усиливают позиции завершающей стадии технологического процесса. При этом сборка определенным образом эволюционирует. Сначала она носит «отверточный» характер, т.е. сводится к простому монтажу комплектующих изделий, а впоследствии пополняется разного рода дополнительными и вспомогательными производствами. Сейчас в России сборка автомобилей заметно прогрессирует. Например, завод культиваторов «Красный Аксай» в Ростове-на-Дону с 1995 г. собирает южнокорейские легковые машины «Дэу». Автомобили такого класса намерен выпускать и Таганрогский комбайновый завод. Сборка южнокорейских автомобилей «Киа» развернута на судостроительных предприятиях «Балтика» и «Янтарь» в Калининграде. ЕлАЗ образовал совместное предприятие с американской корпорацией «Дженерал моторс» по производству джипов «Шевроле-Блейзер». На базе производственных площадей АЗЛК создано АО «Автофрамос» — совместное предприятие фирмы «Рено» и московского правительства — по выпуску легковых автомобилей среднего класса «Рено-Меган». Производится автомобиль «Форд-фокус». Имеются проекты по организации сборки чешских автомобилей «Шкода» (Смоленск), немецких машин «Опель» (Выборг), японских микроавтобусов «Тойота» и венгерских городских автобусов «Икарус» (Москва). Для станкостроения (включая производство инструментов) характерно размещение предприятий в районах с развитым машиностроением. Большое значение в организации производства станков имеют научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры. Исторически станкостроение сложилось в Центральном районе (Москва) и на Северо-Западе (Санкт-Петербург). В настоящее время оно представлено практически во всех экономических районах. В 1998 г. было произведено около 7,6 тыс. шт. металлорежущих станков. В перспективе будет обеспечен опережающий выпуск металлорежущих станков с числовым программным управлением, станков типа «Обрабатывающий центр», тяжелых и уникальных станков и прессов, оборудования для автоматизации сборки массовых изделий в машиностроении, роторных, роторно-конвейерных и других автоматических линий для машиностроения и металлообработки. Увеличится производство автоматизированных и роботизированных комплексов и линий, гибких производственных систем металлообработки. Тракторостроение ориентируется на районы потребления и отчасти на сырьевые базы (в зависимости от металлоемкости производства). Первые тракторные заводы (Волгоград, Челябинск) возникли в пределах крупных зерновых районов, одновременно оказавшись у источников металла. Эта особенность размещения типична, хотя и в меньшей степени, для других предприятий, которые появились после войны в Центральном (Владимир) и Центрально-Черноземном (Липецк) районах, в Западной Сибири (Рубцовск). В настоящее время производство тракторов размещено также на Северо-Западе (Санкт-Петербург) и в Северном районе (Петрозаводск). Новый центр тракторостроения возник в Волго-Вятском районе (Чебоксары). В 1998 г. в стране произведено 8,3 тыс. тракторов. Группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов и инструмента, где технологический процесс сводится в основном к точной механической обработке и сборке, которые требуют квалифицированного труда, приурочена к районам, где есть технически образованные специалисты. Особенно велико значение центров, где ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В целом эта группа отраслей машиностроительного комплекса выделяется наименьшей металлоемкостью и наибольшей трудоемкостью. Предприятия электротехнической промышленности, в том числе по выпуску радиоприемников и телевизоров, возникли в Центральном районе (Москва, Александров), на Северо-Западе (Санкт-Петербург), в Центрально-Черноземном (Воронеж) и в других районах. Производство вычислительной техники сосредоточено также в центрах высокой технической культуры (Москва, Санкт-Петербург и др.). Приборостроение в настоящее время ориентировано на ускоренное изготовление систем промышленной автоматики на базе электроники, прежде всего для управления технологическими процессами. Производство металлических изделий и заготовок при довольно узкой специализации и массово-поточном методе работы территориально расчленяется таким образом, что производство металлических изделий связано обычно с местами потребления, а производство заготовок — с источниками сырья.
Вопросы для самопроверки
Основные отрасли машиностроительного комплекса. Территориальные особенности размещения машиностроительного комплекса. Проблемы наукоемких предприятий машиностроения.
Литература
Основная литература Гладкий Ю.Н., Добросюк В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник. М.: Гардарика, 1999. Копылов В.А. География промышленности России и стран СНГ: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. Курицын И.И., Волгин А.В., Юпатова В.Н. Российская федерация: Социально-экономическая география: Учебное пособие. М.: Пресса, 2001. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2001.
Дополнительная литература
Атлас географический справочный. М.: ГУГК, 1983. Лаврищев А.Н. Экономическая география СССР. М.: Экономика, 1985. Родионова И.А. Экономическая география России: Учебное пособие по географии. М., 1999. Химический комплекс Тезисы
Значение и отраслевая структура комплекса. Современный уровень развития. Сырьевая база отраслей. Размещение производства пластмасс, синтетического каучука, химических, искусственных волокон, удобрений, неорганических соединений. Экспортная ориентированность. Экологические проблемы и перспективы развития комплекса. Значение химического комплекса для российской экономики. Химический комплекс, подобно машиностроительному, отличается сильной диверсификацией. Он включает химическую и нефтехимическую промышленность, каждая из которых, в свою очередь, представлена многими отраслями и производствами. В состав комплекса входит также микробиологическая промышленность. Современная химическая технология, имея громадное преимущество перед механическими способами обработки веществ, дает следующие возможности. Превращать в ценные промышленные продукты практически неограниченный круг сырья: а) собственно химическое минеральное сырье (апатиты, фосфориты, калийные соли, мирабилит, поваренную соль, серу, бораты и др.); б) минеральное сырье, используемое также другими отраслями промышленности (известняки, гипсы и т.п.); в) минеральное топливо, особенно нефть, газ и уголь; г) древесину и другое сырье растительного происхождения; д) воду и воздух; е) сельскохозяйственное сырье; ж) продукты различных отраслей промышленности. Вовлекать в оборот по мере научно-технического прогресса новые виды сырья (например, природные газы с целью получения аммиака, попутные нефтяные газы для производства синтетического каучука и т.д.). Заменять дорогое и дефицитное сырье дешевым и распространенным (пищевые продукты — древесным или минеральным сырьем). Комплексно использовать сырье (нефть — на моторное топливо, мазут и многочисленные продукты органического синтеза и т.п.). Утилизировать производственные отходы (коксовые газы для получения аммиака, сернистые газы для получения кислоты и т.д.). Получать разные химические продукты из одного и того же сырья (например, использовать уголь для производства аммиака, синтетических красителей, синтетических волокон и т.д.) и, наоборот, один и тот же продукт из разных видов сырья (синтетический каучук из пищевого сырья, древесины, угля, природного газа, попутных нефтяных газов, углеводородов нефтепереработки и т.д.). Химизация приводит к результатам, которые в большой степени сказываются на территориальной организации всей промышленности, и в первую очередь самой химической индустрии. Использование многообразного и широко распространенного сырья территориально почти не ограничивает химическую промышленность. Она характеризуется значительно большей свободой размещения предприятий, чем многие другие отрасли, имея наряду с этим возможности маневрировать при выборе самого экономичного вида сырья для того или иного производства. В то же время отбросные газы черной и цветной металлургии, нефтепереработки и т.п., которые вообще нельзя транспортировать, привязывают химическую индустрию к соответствующим источникам сырья. В составе химического комплекса страны можно различить несколько групп отраслей. Главную роль играют горно-химическая промышленность (добыча апатитов и фосфоритов, поваренной и калийных солей, серы и другого горно-химического сырья), основная химическая промышленность и промышленность полимерных материалов (включая органический синтез). На первом месте по объему выпускаемой продукции находится основная химия. Затем идут отрасли, относящиеся к органическому синтезу и производству полимерных материалов, и, наконец, горно-химическая промышленность, которая образует сырьевую базу главным образом для основной химии. Химическая индустрия принадлежит к весьма емким потребителям сырья. В отдельных производствах доля сырья в себестоимости готовой продукции колеблется в пределах 40-90%. В одних случаях это объясняется его ценностью, в других — высокими нормами расхода. Так, затраты сырья на 1 т капролактама достигают 8 т, 1 т ацетилена на базе карбида кальция — 4,5 т, 1 т аммиака из кокса — 5,5 т и т.д. Значительно больше единицы удельный расход сырья на производство соды, синтетического каучука, азотных туков, пластических масс и других продуктов. При этом обычно на один и тот же химический продукт идет сразу несколько видов сырья, что особенно характерно для промышленности органического синтеза. К отличительным особенностям химической индустрии относится активное использование воды не только для вспомогательных целей, но и в качестве сырья. Нормы расхода воды на 1 т готовой продукции в химической промышленности колеблются в очень широких пределах — от 50 м3 при производстве хлора и каустической соды до 6000 м3 при производстве синтетических волокон. Помимо большого количества сырья для химической индустрии требуется много топлива и энергии. Повышенной электроемкостью, в частности, характеризуется получение синтетического каучука на базе ацетилена (до 15 тыс. кВт/ч на 1 т готовой продукции) и фосфора путем электровозгонки (до 20 тыс. кВт/ч). При производстве синтетических материалов в огромных количествах поглощается тепловая энергия — пар. Особый интерес представляют районы, где нефтяные и газовые ресурсы сочетаются с гидроэнергией (Поволжье), или районы массовой добычи дешевого угля, если через их территорию проходят магистральные нефте- и газопроводы. В отдельных случаях химические производства ориентируют только на источники энергии, что можно видеть на примерах электровозгонки фосфора или получения синтетического каучука из карбида кальция. Что касается потребительского фактора, то его влияние в большей мере распространяется на основную химию, чем на органический синтез. Ориентация на места потребления характерна, прежде всего, для производства минеральных удобрений (исключая калийные) и серной кислоты. Из отраслей органического синтеза к центрам потребления тяготеют главным образом верхние «этажи» многостадийного технологического процесса, в развитии которых существенную роль играют также резервы рабочей силы. По признаку преимущественного тяготения к источникам сырья, топливно-энергетическим ресурсам и к районам потребления продукции можно выделить следующие группы химических производств: сырьевой ориентации — горно-химические производства, а также производства, использующие нетранспортабельное сырье (сернистые газы, коксовые газы и т.п.) или характеризующиеся высокими нормами его расхода (например, производство кальцинированной соды); топливно-энергетической ориентации — производства с высокими показателями энергопотребления (синтетический каучук, химические волокна и нити, некоторые виды пластических масс и синтетических смол, каустическая сода и др.); потребительской ориентации — производства, выпускающие малотранспортабельную продукцию (например, карбамидные смолы, автомобильные шины и др.) или характеризующиеся низкими нормами расхода сырья (серная кислота из колчедана и серы, фосфатные удобрения из элементарного фосфора, азотные и сложные удобрения и т.п.). Важная составная часть химического комплекса — промышленность полимерных материалов. В нее включаются: 1) органический синтез, т.е. производство углеводородного сырья — мономеров на фазе нефтехимии (этилен, пропилен, метанол и др.) и коксохимии (бензол, нафталин, фенол и др.) и полупродуктов.
Основные составные части химического комплекса: промышленность полимерных материалов; промышленность синтетических смол и пластических масс; промышленность химических волокон и нитей; промышленность синтетического каучука; азотно-фосфатно-туковая промышленность; содовая промышленность; микробиологическая промышленность
Вопросы для самопроверки
Особенности размещения предприятий химической промышленности на территории РФ. Экологические проблемы, связанные с деятельностью химического комплекса. Современный уровень развития химического производства в РФ.
Литература Основная литература Гладкий Ю.Н., Добросюк В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник. М.: Гардарика, 1999. Копылов В.А. География промышленности России и стран СНГ: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. Курицын И.И., Волгин А.В., Юпатова В.Н. Российская федерация: Социально-экономическая география: Учебное пособие. М.: Пресса, 2001. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2001.
Дополнительная литература Атлас географический справочный. М.: ГУГК, 1983. Лаврищев А.Н. Экономическая география СССР. М.: Экономика, 1985. Родионова И.А. Экономическая география России: Учебное пособие по географии. М., 1999. Лесной комплекс Тезисы
Отраслевая структура комплекса лесов разных категорий и их распространение на территории РФ. Размещение основных запасов лесных ресурсов, лесозаготовки, механической и химической переработки древесины. Основные ЦБК, ЛПК. Рынки продукции комплекса. Основные проблемы и перспективы развития. Значения лесного комплекса для российской экономики.
Лесной комплекс включает заготовку, механическую обработку и химическую переработку древесины. В его составе находятся отрасли, отличающиеся одна от другой по технологии производства и назначению выпускаемой продукции, но использующие одно и то же сырье. К механической обработке принадлежат лесопиление, производство фанеры, строительных деталей, стандартных домов, мебели, спичек и др. Химическую переработку древесного сырья осуществляет лесохимия. Промежуточное положение занимает целлюлозно-бумажная промышленность, где химическая технология сочетается с механической. Россия занимает второе место в мире (после США) по объему вывозки древесины и производству пиломатериалов. Наша страна пока значительно отстает от ряда индустриально развитых стран и по эффективности использования древесного сырья. Так, по данным за 1988 г., в США из 1 тыс. м3 вывезенной древесины было произведено 135 т бумаги и картона, в Швеции — 143, в Финляндии — 190, а в России — только 29 т. Поэтому исключительно важное значение имеют совершенствование структуры лесного комплекса и максимальная утилизация отходов лесосек и предприятий. Главным направлением становится преимущественный рост химической и химико-механической переработки древесины, что позволит наиболее рационально использовать лесные ресурсы страны. Лесом в России покрыто 655 млн. га, или 45% территории страны, т.е. больше, чем в Канаде, США, Финляндии, Швеции и Норвегии вместе взятых. Запасы древесины достигают 73 млрд. м3 (на 1 января 1993 г.), что в 3,5 раза превосходит суммарные лесные ресурсы США и Канады. В лесах России сосредоточено более половины мировых запасов хвойных пород. Так как древесина хвойных пород ценится выше, чем лиственных, лесные ресурсы нашей страны выделяются и по качеству. Лесной фонд характеризуется господством хвойных пород (около 9/10 запасов), преобладанием эксплуатационных, т.е. спелых и перестойных древостоев (3/5 запасов) и довольно неравномерным размещением ресурсов древесины по территории. Эксплуатационные леса расположены в основном на территории Сибири, Дальнего Востока, Урала и северной половины европейской части. Подавляющее большинство их находится в пределах таежной зоны, остальные в зоне смешанных лесов и в лесостепной зоне. Общая расчетная лесосека в России превышает 1,5 млрд. м3, фактически она используется в значительно меньших размерах (в среднем на 20-25%), что свидетельствует об огромных потенциальных возможностях роста лесозаготовок. Однако в лесах, которые приурочены к районам с густым населением, расчетная лесосека освоена полностью, а местами с превышением. Наоборот, леса, где сосредоточено более 9/10 всей расчетной лесосеки, используются крайне слабо, так как в подавляющей части они расположены в труднодоступных районах, вдали от путей сообщения. В европейской части потребляют примерно 3/4 всех лесоматериалов. Между тем на ее долю приходится 1/4 лесных ресурсов страны и 3/5 общего объема вывозки древесины. Это свидетельство, во-первых, интенсивного использования здесь запасов древесины, во-вторых, того обстоятельства, что удовлетворение потребности европейской части в древесном сырье зависит от восточных районов. В то же время, по оценкам специалистов, заготовка древесины в европейской части может быть
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|