Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел III. Регионалистика




Особенности экономики и проблемы регионов Западной экономической зоны

Тезисы

 

Общая оценка географического положения, природных, трудовых ресурсов. Экономические показатели развития и отрасли специализации, структура собственности и предпринимательский климат Центрального, Северо-Западного, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного, Северо-Кавказского, Поволжского, Уральского и Северного районов. Уровень развития банковско-финансовой системы. Депрессивные субъекты Российской Федерации. Причины и перспективы вывода районов из депрессивного состояния.

 

Центральный район

 

Москва, Московская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области.

Площадь 483 тыс. км2, население 29,4 млн. человек

Центральный район — район с наиболее развитой обрабатывающей промышленностью. Это обусловлено его выгодным экономико-географическим положением, наличием потребителей и квалифицированной рабочей силы. Он обладает мощным экономическим потенциалом, разветвленной сетью железных и шоссейных дорог, трубопроводов и линий электропередачи. Чрезвычайно широки его межрайонные связи. Занимая около 3% площади страны, он сосредоточивает около 20% ее населения. Для района характерна высокая степень урбанизации: в нем насчитывается примерно 1/5 общего количества городских поселений страны. Более 4/5 его жителей — горожане. Кроме того, большая часть сельского населения работает в промышленности, на транспорте и т.д. Будучи крупным производителем высококачественной продукции, Центральный район активно участвует не только в межрайонном, но и в международном разделении труда. Это район исторически сложившейся промышленности. Производство многих видов продукции и создание новых технологических процессов начинаются в нашей стране именно здесь. Это обусловлено наличием мощного научно-технического потенциала, тесной связью промышленности с наукой. Центральный район — ведущий в стране в науке и образовании, ее главный культурный центр. Здесь производят значительную часть всей машиностроительной продукции, химических изделий и более 2/3 тканей, выпускаемых в стране. Район первенствует также по выпуску железобетонных конструкций, стекла, фанеры, картона, многих пищевых продуктов. Для него типичны неметаллоемкое машиностроение с преобладанием завершающих стадий производственного процесса — механической обработки и сборки, «верхние этажи» химической отрасли и в целом производство продукции, требующей высокой технической культуры. Другая его особенность — высокий уровень межрайонной товарности промышленного производства. Район отправляет за свои пределы большую часть продукции машиностроения, химической и текстильной промышленности. Это один из основных в России экспортеров машин, тканей и других промышленных изделий, вплоть до предметов художественных промыслов. Эффективность производства в районе выше, чем в среднем по стране, что обусловлено его накопленным потенциалом.

В развитии хозяйства Центрального района важные функции выполняет производственная и социальная инфраструктура. Район обладает наиболее густой в стране сетью путей сообщения, особенно железных и автомобильных дорог с твердым покрытием. Транспортная сеть имеет радиально-кольцевую структуру, что обеспечивает эффективность внутрирайонных связей по перевозкам грузов и пассажиров. Наряду с традиционными путями сообщения широкое развитие получили газо-, нефте- и продуктопроводы, а также линии электропередачи.

В Центральном районе самая высокая в стране плотность населения. Средний ее показатель 61,8 человека на 1 км2, в пределах Московской области — 143,4, в зоне Подмосковного угольного бассейна (Тульской области) — до 70,8; самая низкая плотность — 13,4 человека на 1 км2 — в Заволжье (Костромская область). Население в районе достигло большой численности не только благодаря естественному приросту, но и в результате миграции из других районов страны. Притягательными для мигрантов центрами были Москва и другие большие города, позднее — новые города, возникшие в Подмосковье. В настоящее время население района увеличивается только благодаря миграционным процессам внутри страны. Более 85% всего населения — 24,9 млн. человек — горожане. В районе 647 городских поселений: 250 городов и 397 поселков городского типа. В крупных городах (более 100 тыс. жителей) сосредоточено 3/4 городского населения района. Большинство этих городов находится в междуречье Волги и Оки.

Многие малые города района имеют функции туризма или отдыха. Таковы, например, Суздаль, Ростов, Плес, Таруса. Особый тип малых городов в районе — города науки. Первый из них, г. Жуковский, возник в 20-е годы XX в. После Великой Отечественной войны в районе было создано несколько десятков городов такого типа. Среди них Обнинск, Дубна, Пущино, Протвино.

На формирование системы городского расселения и создание системы городов Центра решающее влияние оказывает Москва. Вокруг нее сложилась радиально-кольцевая структура расселения, которую принято считать агломерацией первого порядка. Это сама Москва и прилегающие к ней города Московской области, развитие которых тесно связано с потребностями столицы. Зона влияния Москвы простирается на западе до границ района с Белоруссией, на северо-западе соприкасается с зоной влияния Санкт-Петербурга, на востоке подходит к Нижнему Новгороду.

Переход к рыночной экономике стимулировал появление разных форм собственности и новых промышленных структур. Произошла своего рода переоценка ценностей. Вызванные перестройкой кризисные явления в большей мере коснулись тех отраслей промышленности, продукция которых оказалась неконкурентоспособной по сравнению с импортной. Это относится, прежде всего, к машиностроению и текстильной промышленности, позиции которых заметно ослабли, причем не только абсолютно, но и относительно.

В структуре промышленности Центрального района господствующее положение по-прежнему занимает машиностроение. В 2001 г. на него пришлось 24,8% ее суммарной продукции. Вслед за машиностроением идут пищевая промышленность (22,9%), электроэнергетика (20,6%), химическая и нефтехимическая (7,1%) и легкая промышленность (4,8%).

Таким образом, на профилирующие отрасли, определяющие направление специализации района — машиностроение, химическую, нефтехимическую и легкую (преимущественно текстильную) промышленность, — приходится почти 2/5 промышленного производства.

Основу промышленности района составляет сочетание и взаимодействие машиностроительного, пирометаллургического черных металлов, нефтеэнергохимического, лесоэнергохимического, текстильно-промышленного, индустриально-аграрного и индустриально-строительного энергопроизводственных циклов (ЭПЦ). Наиболее полно, т.е. всеми или почти всеми структурными компонентами, представлены машиностроительный, лесоэнергохимический и текстильно-промышленный циклы. В основе других ЭПЦ находятся главным образом завершающие стадии. Профилирующие циклы, конкретнее — производства, связанные с выпуском машин, химикатов и тканей, имеют межрайонное значение. Другие циклы относятся к внутрирайонным.

Топливно-энергетический комплекс представлен высокоразвитой электроэнергетикой и отраслями топливной промышленности внутрирайонного значения — угольной, торфяной, нефтеперерабатывающей. Район — крупнейший в стране производитель и потребитель электроэнергии. ОЭС Центра — самая мощная объединенная энергетическая система, в которой Москва — наиболее крупный электроэнергетический узел. Москву обслуживают располагающиеся в пределах ее городской черты и вдоль Московской кольцевой автомобильной дороги ТЭЦ, использующие в качестве топлива природный газ и мазут. Неподалеку от города в довоенные годы были построены Каширская, Шатурская ГРЭС и др. Первоначально они были ориентированы на местные виды топлива — торф и бурый уголь, теперь используют в основном природный газ. На периферии района расположены самые мощные электростанции — Костромская ГРЭС на газе, Калининская и Смоленская АЭС. В большинстве областных центров района обычно имеются 1-2 теплофикационные электростанции. Роль ГЭС в ОЭС Центра невелика. Поэтому запущены первая Загорская ГАЭС и ГТЭС в Ивановской области.

Транспортная сеть района развита неравномерно: она гуще в центре и менее развита на периферии. В центральной части района основные усилия по ее совершенствованию направлены на повышение класса транспортных магистралей, а на периферии продолжают работу по дальнейшему развитию самой сети. В условиях Центрального района существенную роль играет координация работы разных видов транспорта, их взаимодействие.

В связи с тем, что Центральный район стал пограничным, принципиальное значение приобретает вопрос о конфигурации его транспортной сети, о развитии новых магистральных направлений на Северный Кавказ в обход территории Украины. В соответствии с принятым в Европе планом развития международных транспортных коридоров предполагается усиление транспортной инфраструктуры в направлении Москва — Минск — Брест и Москва — Санкт-Петербург. Имеются проекты развития этих коридоров до Нижнего Новгорода.

Области Центрального района при сходстве в основных направлениях экономического и социального развития имеют специфические особенности. Они различаются между собой по территории, населению, производственному и научно-техническому потенциалу.

Территориальная структура производительных сил района — радиально-кольцевая — сложилась исторически. В годы социалистической индустриализации она была дополнена новыми звеньями и существенно усложнилась. Основным, наиболее мощным районообразующим центром по-прежнему остается Москва. Вблизи нее и на периферии района появилось много новых промышленных пунктов.

Радиально-кольцевую систему размещения городов и промышленных узлов образуют:

1) Москва с прилегающими к ней городами и населенными пунктами;

2) лесопарковый пояс вокруг Москвы;

3) ближние «спутники» Москвы (радиус 40-60 км);

4) дальние «спутники» Москвы (радиус 90-100 км);

5) областные центры (радиус 150-250 км);

6) города, в том числе областные центры, расположенные по периферии

Центральный район делится на подрайоны: Москва и Подмосковье (Московская область); индустриальный (с сильным развитием текстильной промышленности) — восток междуречья Волги и Оки (Ярославская, Ивановская и Владимирская области); Подмосковный бассейн (Тульская, Рязанская и Орловская области); Брянский промышленный (Брянская и Калужская области); Западный (Смоленская и Тверская области); Заволжский (Костромская область). Самые насыщенные промышленными центрами радиусы отходят от Москвы на восток (Москва — Владимир — Иваново), юг (Москва — Подольск — Серпухов — Тула), юго-запад (Москва — Калуга — Брянск) и юго-восток (Москва — Коломна — Рязань).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...