Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы подготовки бакалаврской работы




 

После утверждения темы подбираются источники, перечень которых должен быть максимально полным. Следует иметь в виду, что обращаться надлежит преимущественно к профессиональной литературе и лишь в незначительной степени к социологической, культурологической, поскольку выпускная бакалаврская работа должна основываться на юридическом анализе действующих (или упраздненных) правовых норм и не уходить в публицистику неюридических сфер общественных отношений. Прежде всего нужно поинтересоваться у научного руководителя о работах классиков-теоретиков юриспруденции, которые необходимо положить в основу исследования. Безусловно, в значительной степени поиск и отбор литературы должен осуществляться студентом самостоятельно. Так, научный руководитель может не владеть информацией о всех публикациях по теме конкретной дипломной работы либо, напротив, какие-то из них посчитать не существенными, не принципиальными. Несмотря на это, возможно, что именно эти публикации могут найти отражение в работе, послужить основой для самостоятельных выводов студента.

Кроме того, самостоятельный поиск и oтбop литературы имеет одновременно две цели: во-первых, расширяет кругозор студента в рамках заявленной темы, помогает выявить актуальные научные исследования, во-вторых, каждая публикация, каждая высказанная в литературе позиция по тому или иному вопросу помогает утвердиться в своей позиции и проверить ее верность и обоснованность. Именно поэтому отбор и анализ материалов исследования (в первую очередь публикаций в периодической печати и материалов правоприменительной практики) необходимо осуществлять постоянно, с момента определения темы исследования и до момента защиты ВКР, вне зависимости от степени готовности текста работы.

В связи с изложенным представляется необходимым дать некоторые рекомендации относительно поиска, отбора и анализа юридической литературы. Пожалуй, на этой стадии работы основное заблуждение студентов, как показывает практика, заключается в переоценке возможностей автоматизированных информационных ресурсов (Интернет:, правовые базы данных, справочно-информационные ресурсы). Безусловно, современные технические возможности значительно облегчают процесс выполнения дипломной работы, однако они не безграничны. Так, информационно-правовые системы и справочно-правовые системы «Кодекс», «Гарант», «Консультант +», и другие незаменимы для работы с текстами нормативных актов, для анализа внесенных в них изменений и дополнений и, конечно, для изучения материалов судебно-арбитражной практики. Однако слабой стороной всех указанных ресурсов является отсутствие в них как серьезных монографических трудов, так и работ, ранее опубликованных в периодических изданиях. Необходимо помнить, что все указанные ресурсы ориентированы не на выполнение научно-исследовательской работы, а на повседневные вопросы юриста-практика.

Поэтому и в век технического прогресса качественное выполнение ВКР не может проходить вне работы в библиотеке.

При выполнении этой части работы необходимо составить список источников, используемых для написания ВКР, и проконсультироваться по его содержанию с научным руководителем, с тем, чтобы своевременно включить в него или, напротив, исключить те или иные работы. Количество использованных источников, конечно, будет напрямую зависеть от широты заявленной темы, ее разработанности и других обстоятельств, поэтому оценить полноту использованной литературы может научный руководитель и государственная аттестационная комиссия.

После поиска и отбора литературы и материалов правоприменительной практики необходимо провести их детальное изучение и анализ. Предоставить какие-либо рекомендации по выполнению этого этапа работы (составление плана-конспекта, развернутого плана, сравнительных таблиц, и пp.) здесь поможет научный руководитель, учитывая заявленную тему исследования и значительную индивидуальность этого процесса.

Тщательно подобранные и проанализированные материалы исследования позволяют логично структурировать ВКР, полно раскрывать заявленные в плане вопросы.

В число источников входят:

1) учебники, учебные и учебно-методические пособия;

2) монографии, сборники статей, хрестоматии;

3) энциклопедические издания и справочники;

4) статьи из периодических научных и научно-практических журналов (в частности, следует использовать журналы: «Государство и право», «Правоведение», «Российский юридический журнал», «Журнал российского права», «Юрист», «Следователь», «Законность», «Юстиция», «Бюллетень Верховного Суда РФ», и др.);

5) нормативно-правовые документы;

6) официально опубликованная практика Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ;

7) официально не опубликованная практика: а) судебных органов и правоохранительных органов; б) органов федеральной, региональной, муниципальной власти; в) органов управления и юридических служб хозяйствующих субъектов различных форм собственности.

С научным руководителем согласовывается: порядок сбора, объем, количество материалов официально неопубликованной практики, период времени, за который ее необходимо исследовать. Целесообразно собирать такие материалы во время производственной практики с разрешения руководителя соответствующего органа.

Студенты, избравшие гражданско-правовую специализацию, должны изучить судебную практику мировых судей, районных (городских) судов, Нижегородского областного суда, правоприменительную практику юридических служб хозяйствующих субъектов различных форм собственности, нотариальных контор и адвокатуры.

Студентам, избравшим уголовно-правовую специализацию, необходимо обратить внимание на судебную практику районных (городских) судов, Нижегородского областного суда, правоприменительную практику правоохранительных органов федерального и регионального уровней.

При сборе литературы следует обращаться к специальным библиографическим указателям, разного рода каталогам и изданиям, содержащим информацию о том, что издано по интересующим темам, например:

1. Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Правоведение. Политология: библиогр. указ. РАН ИНИОН.

2. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. «Государство и право»: реферативный журн. РАН ИНИОН.

3. Книжная летопись: гос. библиогр. указ. Российской Федерации.

4. Летопись журнальных статей: гос. библиогр. указ. Российской Федерации.

5. Летопись авторефератов диссертаций: гос. библиогр. указ. Российской Федерации.

При необходимости следует прибегать к помощи библиографов-консультантов библиотеки ННГАСУ, областной научной библиотеки и т.д.

После сбора необходимого круга источников составляется план предстоящего исследования, в который обычно включают введение, три главы, разбитые на параграфы, заключение. Особое внимание нужно уделить тому, чтобы вопросы плана соответствовали целям и задачам и чтобы они позволяли рассмотреть заявленную тему в логической последовательности. Возможны приложения в виде схем, таблиц, графиков, диаграмм, проектов нормативно-правовых актов и т.п., которые обогащают бакалаврскую работу.

План ВКР бакалавра, список подобранных источников, методологию исследования необходимо согласовывать с научным руководителем.

Роль научного руководителя при выполнении ВКР заключается в том, что он:

- оказывает помощь в составлении и утверждает план научного исследования;

- рекомендует необходимые научные, справочные, статистические нормативно-правовые и иные источники;

- утверждает график выполнения работы по главам и параграфам;

- проводит в назначенное время консультации;

- оценивает содержание представленной ВКР по частям и в целом;

- организует предварительную защиту;

- дает письменный отзыв на ВКР

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА

 

Бакалаврская работа должна носить творческий, самостоятельный характер, поэтому ее выполнение предполагает:

а) изложение имеющихся в науке и практике точек зрения на рассматриваемые проблемы;

б) обоснование возможного собственного подхода.

В целом ВКР бакалавра представляет собой исследование конкретных юридических проблем теории или практики, основанное на изучении фундаментальных научных трудов, российского и зарубежного законодательства, международного права, содержащее предложения по совершенствованию законодательства и правовой теории.

Логическая связанность, целостность текста, умение последовательно рассуждать, обосновывать истинность высказанных автором положений и выводов, а также стиль, язык и грамотность изложения позволяют оценить общую и профессиональную культуру выпускника.

Вопросы методологии имеют особое значение. Они включают в себя выбор конкретных теоретических и эмпирических приемов и методов, с помощью которых достигаются намеченные в ВКР цели.

Структура ВКР, которая находит отражение в оглавлении (содержании), является первым результатом, который непосредственно реализуется в тексте ВКР и существенно определяет ее внутреннее содержание.

Правильное структурирование ВКР должно решить несколько задач. Во-первых, определить круг рассматриваемых вопросов, выявить последовательность рассмотрения с точки зрения их взаимосвязей, а также определить глубину рассмотрения тех или иных вопросов.

Во-вторых, структурирование работы должно определить содержание в ней тех или иных структурных элементов текста (разделов, глав, параграфов, подпараграфов, пунктов), их последовательность и взаимосвязь.

В-третьих, при построении структуры ВКР должны быть определены место тех или иных теоретических и практических проблем и пределы их рассмотрения в соответствующих структурных частях работы.

Не существует обязательных требований к построению структуры ВКР, поскольку она отражает личностный подход автора к раскрываемой теме, степень охвата тех или иных теоретических вопросов или практических проблем.

Однако основные рекомендации к структуре ВКР в значительной степени определяются ограниченностью объема и времени на ее выполнение, взаимной связью рассматриваемых проблем, использованием тех или иных методов исследования.

Существует несколько наиболее распространенных подходов к построению структуры.

Так, возможно выделение нескольких глав по степени общности решения тех или иных вопросов. В этом случае, например, в первой главе работы будут содержаться вопросы самою общего, теоретического характера (проблемы понятия, содержания, истории появления, природы того или иного правового института). Тогда во второй главе может быть приведен основывающийся на выводах первой главы анализ вопросов более конкретного характера, связанных с реализацией указанного правового института. Соответственно третью главу можно посвятить анализу конкретных проблем и вопросов частного характера.

Возможно, напротив, построение работы исходя из рассмотрения в каждой главе одного из вопросов заявленной темы, с тем чтобы в заключении обобщить полученные выводы и представить общее решение проблемы.

ВКР, как правило, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Рекомендуемый объем ВКР бакалавра 50-60 страниц машинописного текста.

Объем приложений не ограничивается.

 

Введение

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы для науки и правовой практики. Далее формулируются цель, задачи, объект и предмет исследования, его научная новизна, практическая и теоретическая значимость проведенного исследования. Рекомендуется указать на использованную нормативную и эмпирическую базу исследования и примененные научные методы исследования.

Для того чтобы показать степень разработанности темы в целом и отдельных ее аспектов, делается краткий историко-научный обзор, в котором указывается, кто из мыслителей прошлого и современных ученых внес вклад в ее изучение, на каких научных форумах (конференциях, симпозиумах и т.п.) обсуждались указанные проблемы. Необходимо показать знание трудов ведущих ученых, основополагающие научные концепции, умение систематизировать, анализировать и оценивать источники. Затем указывается структура ВКР Рекомендуемый объем введения 3-4 страницы.

Основная часть

 

Содержание ВКР должно точно соответствовать теме и полностью ее раскрывать, содержание каждой главы, пункта должны также соответствовать оглавлению.

В первой главе обычно освещается история возникновения и этапы развития изучаемой проблемы. Ценность ВКР повышается, если в ней представлены сравнительно-правовые исследования российской и иностранной правовой теории, государственно-правовой действительности, нормативно-правовых и правоприменительных актов.

В основной части работы освещаются современные научные концепции, дается обзор дискуссионных вопросов юридической науки и практики и выпускник формулирует и аргументирует свою точку зрения. Оценивать подходы к решению проблемы различных авторов следует корректно, уважая чужое мнение. Необходимо стремиться к достижению объективной истины, используя старые монографии, учебники, справочная литература.

Стиль изложения текста должен быть научным, следует избегать приемов изложения, свойственных публицистическому тексту, а также эмоциональных оценок. Собственное мнение автора обосновывается. Моменты новизны полученных результатов, суждений должны быть выделены, при этом принято использовать безличные формы изложения. «Представляется обоснованным суждение...», «Момент новизны видится в том, что...», «В отличие от мнения..., в данной работе обосновывается...», «Хотелось бы отметить, что, несмотря на...» и т.п.

В конце параграфов и глав рекомендуется делать краткие выводы, подводить итог изложенному.

 

Заключение

 

В заключительной части обобщаются основные положения, рассмотренные в выпускной бакалаврской работе, суммируются выводы, сделанные в параграфах и главах, показывается, как выводы соотносятся с целями и задачами, сформулированными во введении. Обосновывается теоретическая и практическая ценность полученных результатов, указываются перспективы дальнейшей разработки рассмотренных проблем. Обязательным требованием к бакалаврской работы является наличие в ее заключительной части рекомендаций и предложений автора по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики.

После заключения приводят библиографический список. Список включает в себя нормативные правовые акты, специальную научную, учебную и справочную литературу, официально опубликованную и неопубликованную практику и должен быть организован в соответствии с едиными требованиями библиографического описания произведений печати. Система расположения нормативных правовых актов в списке должна соответствовать системе расположения нормативно-правовых актов федерального значения в Собрании законодательства Российской Федерации. Прочие нормативные правовые акты располагаются в соответствии с их иерархической принадлежностью. Специальная научная и учебная литература оформляется в алфавитном порядке.

В описании статей обязательно указывают название журнала или Собрания законодательства, где они опубликованы, год, номер и страницу. Новые правила библиографического описания введены в июле 2004 г. (см. ГОСТ 7.1-2003. Межгосударственный стандарт библиографического описания. Приложения помещают после списка использованной литературы. Каждое приложение следует начинать с нового листа, в правом верхнем углу которого пишут слово «Приложение» и номер, обозначенный арабской цифрой (без знака №).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Бакалаврская работа должна содержать правильно оформленный библиографический список, основными составляющими частями которого являются список использованной литературы, а также система отсылок и ссылок (отсылка к источнику – это цифровое обозначение номера цитируемого источника, приведенное в самом тексте; ссылка – это библиографические данные цитируемого источника, приведенные внизу страницы. Объем списка использованной литературы зависит от разработанности темы, целей, задач ВКР бакалавра и согласуется с научным руководителем, но обычно составляет не менее 40 источников. В списке использованной литературы указывают источники, на которые есть ссылки в тексте. Тексты ссылок выполняются шрифтом 12, сама работа – шрифтом 14.

Не следует злоупотреблять цитированием, т.е. приводить очень длинные цитаты или почти дословно пересказывать чужие тексты в косвенной речи, так как подобный подход к работе считается плагиатом и служит основанием для того, чтобы ВКР не была допущена к защите. Достаточно изложить смысл, идею и показать, почему собственная позиция предпочтительнее. В том случае, если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию, ссылку следует выполнять, начиная словами: «Цит. по:...».

При библиографическом описании данные берут с титульного листа, в случае его отсутствия – с обложки, оборота титульного листа. Оформление ссылок желательно в конце каждой страницы. Количество отсылок к источникам не ограничивается, наоборот, указание на большое количество источников свидетельствует о тщательной проработке вопроса и научной добросовестности выпускника. При необходимости под одной ссылкой указывается два-три и более источников. При повторении источника на одной странице можно не указывать выходные данные источника вновь, а делать ссылку «Там же» с указанием номера страницы.

Библиографический список содержит всю использованную при написании ВКР нормативную, учебную, справочную, научно-практическую литературу и приводится в такой последовательности:

♦ международные правовые акты, международные договоры, документы и материалы высших государственных органов власти и управления (Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ, Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ и т.д.);

♦ в порядке убывания юридической силы: Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, акты региональных органов власти, акты местных органов, локальные акты;

♦ в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора (инициалы здесь указываются, в отличие от текста дипломной работы, после фамилии автора) размещают учебные, справочные, научно-практические источники, а в случае описания сборников статей, учебников - по первой букве их названий.

Нумерация списка использованных при написании дипломной работы источников сквозная.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...