Итоги патронатной работы детского дома «Гнездышко»
За 10 лет работы в детский дом было направлено около 250 детей За время пребывания в проекте (в реабилитационной группе и в семьях) происходит практически 100% нормализация развития детей. Всего за время работы проекта было зафиксировано 5500 звонков от людей, интересовавшихся приемом ребенка в семью, проведено 662 индивидуальных интервью, 42 группы тренинга, в которых прошло обучение 373 семьи. Часть кандидатов после прохождения тренинга изменили свои намерения и отказались от решения брать ребенка, у некоторых изменились обстоятельства. Не дождавшись ребенка в нашем проекте, некоторые (есть данные о 32 семьях) взяли детей в других детских учреждениях. Всего: на долгосрочное воспитание взяли детей 126 семей (из них в 6 семьях есть дети на краткосрочном патронате), на краткосрочное – 44 семьи. Сейчас всего семей 86. Из них: 83 – долгосрочный патронат (из них в 2-ух семьях есть еще и краткосрочный патронат) и 3 семьи только краткосрочный патронат. На краткосрочном патронате было 70 детей в 43 семьях. Сейчас на краткосрочном воспитании находится 11 детей в 5 семьях. Вырастили 19 детей из 17 семей, из них покинули патронат 13 семей. Усыновили 26 детей 21 семья (из них четыре зарубежных усыновлений детей- инвалидов). Взяли под опеку 7 детей 7 семей Расторгли договор 23 семьи (15 семей покинули патронат, 6 продолжили работать, 1 семья ожидает ребенка). Из них: Расторжение договора по инициативе службы – 8. Расторжение по инициативе семьи - 11 Расторжение по инициативе ребенка - 4 В настоящее время в штате состоит 86 патронатных воспитателей. В режиме пассивного ожидания (т.е. не получили отказа от нас и не отказались сами) находится 18 семей. В активном резерве (ждут звонка, чтобы начать знакомство с ребенком) состоит 21 семья.
Совместно с Центром «Гнездышко» и под эгидой Министерства образования разработана и апробирована методическая документация для работы по патронату. Разработан проект Федерального Закона Российской Федерации «О минимальных социальных стандартах организации деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства в отношении детей» (и разработанные на его основе поправки в Семейный Кодекс РФ), Проект аналогичного Закона Субъекта Российской Федерации, Проект Положения «О патронатном воспитании». Обоснование принятия Федерального Закона Российской Федерации о минимальных социальных стандартах организации деятельности органов местного самоуправления по опеке и попечительству в отношении детей. Пакет рабочих форм «Воспитание детей» для деятельности органов опеки и попечительства по планированию попечения над детьми, контролю эффективности мероприятий по защите прав ребенка, оценке состояния развития ребенка, находящегося на попечении органов опеки и попечительства. Программа переподготовки социальных работников для работы в уполномоченных службах органов опеки и попечительства по устройству детей на воспитание в семьи и по социальному патронату. Программа подготовки патронатных воспитателей и усыновителей. Модель организации работы органов местного самоуправления по опеке и попечительству для муниципального образования Модель организации и деятельности учреждения для детей, нуждающихся в государственной защите, предоставляющего патронатное воспитание. В результате реализации намеченной системы воспитательных воздействий, осуществляемых в общем контексте идей по созданию модели нового вида образовательного учреждения для детей-сирот, созданы реальные условия, что: - у каждого ребенка в проекте реализовано право жить и воспитываться в семье;
- ему предоставлено индивидуальное комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение, в процессе которого осуществлена защита прав ребенка, предоставлена необходимая медицинская помощь, простроен образовательный процесс в соответствии с его индивидуальными потребностями; - в организованной коллективной деятельности происходит расширение и обогащение его социально- бытового опыта, познавательных интересов; процессы социальной адаптации проходят по типу семейных детей, исчезает необходимость постинтернатной адаптации. Наиболее важными выводами из опыта детского дома «Гнездышко» являются: - опыт работы доказал эффективность разработанной модели организации работы по опеке и попечительству, включающей процессное управлении и планирование попечения и создание уполномоченных организаций органа опеки для профессионального обеспечения работы с ребенком на различных этапах; - такая организация работы позволяет устроить в семьи практически всех детей, которые не могут по тем или иным причинам проживать с родителями и на тот срок, который необходим ребенку - как временно, так и на длительный срок - до совершеннолетия; - в таком учреждении проводится работа по сохранению ребенка в биологической семье, проводится реабилитация семьи, и дети возвращаются домой; - те дети, которых не удается возвратить родителям, помещаются на воспитание в семьи, в результате чего дети перестают пополнять банк данных детей – сирот; - при такой системе организации помощи ребенку и семье происходит практически полная нормализация развития ребенка, что является основным результатом работы служб сопровождения и семьи; - социально – экономическая эффективность модели: бюджет такого учреждения патронатного воспитания (уполномоченной службы органа опеки по устройству детей в семью) на 37% меньше, чем бюджет обычного детского дома; - разработаны программы подготовки и оценки семей, желающих взять детей на воспитание; - разработаны программы переподготовки кадров для этих служб. Деятельность детского дома была высоко оценена комитетом городской Думы, а также независимыми экспертами ЮНИСЕФ в 1999г.
Заключение
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы: Для ребенка, оставшегося без родителей и приходящего в новую семью, патронатное воспитание это: 1. Возможность для любого ребенка, независимо от статуса, возраста и сроков пребывания, расти в любящей семье, а не в детском доме. Многие дети годами сидят в детских домах, только потому, что у них формально есть родители, которые по существу не могут их воспитывать. При патронатном воспитании возможно помещение в семью ребенка без установленного статуса. Бывают ситуации, когда ребенок изымается из кровной семьи на короткое время, для оказания помощи его родителям, или его мама попадает в больницу. В подобных случаях ребенок также может быть помещен в патронатную семью, и пожить «в гостях», а не в казенном доме, что спасает его от тяжелой психологической травмы. Таким образом, на патронатное воспитание можно поместить любого ребенка - от нуля до 18 лет, как с установленным статусом, так и пока он еще не закреплен. Усыновляют в основном младенцев, т.к. не знают, боятся. Здесь предоставляется помощь. 2. Возможность для ребенка иметь социальные гарантии. Как и выпускники детского дома, воспитанники патронатных семей имеют право на жилплощадь, льготы на медицинское обслуживание и дополнительные права при получении высшего образования. 3. Возможность для ребенка приобретать полноценный жизненный опыт. Живя в семье, дети получают шансы на хорошее образование, а главное – на формирование социальных отношений и жизненных навыков. У ребенка есть возможность узнать тепло семейных отношений, и в то же время сохранить память о своих корнях и своем происхождении, что важно для любого человека. 4. Возможность для ребенка получать квалифицированную помощь специалистов. Помощь специалистов в системе патронатного воспитания (психологи, социальные работники, педагоги) позволяет справиться с травмами прошлого и создавать позитивную модель будущего. 5. Возможность для ребенка получать сведения о своих кровных родственниках.
Когда ребенок ничего не знает о кровной семье, с которой он разлучен, для него это значит, что он просто неинтересен своим родственникам и недостоин их внимания. Дети редко хотят вернуться в кровную семью, но им всегда важно знать, живы ли их родители, и что с ними происходит. Для ребенка, чьи родители испытывают временные трудности, патронатное воспитание это: 1. Возможность пожить короткий период в заботливой и понимающей семье. Некоторые семьи испытывают временные трудности. Ребенку в этот период безопаснее находиться вне своей семьи - в детском доме или в принимающей семье. Некоторым детям, например младенцам, гораздо лучше пережить этот период не в казенном учреждении (больнице, доме ребенка), а у понимающих и заботящихся о нем людях, которые знают, что ребенок вернется к своим родителем, сочувствуют ему и оказывают необходимую поддержку в этот трудный период жизни. 2. Шанс вернуться в свою семью. Любой ребенок любит своих родителей, испытывает к ним привязанность независимо от того, пьют они, ведут асоциальный образ жизни и т.д. Дети, изъятые из неблагополучной семьи и помещенные в детский дом, могут мечтать о том, чтобы вернуться в свою семью. Если по оценкам социальных работников есть шанс помочь семье вернуться к нормальной жизни, то ведется работа по сохранению семьи. В это время ребенок может быть временно размещен на краткосрочный патронат в семью или пожить в группе детского дома. 3. Возможность получать квалифицированную помощь специалистов для всей семьи Пьющая семья, не может бросить свои привычки сама по себе, ей нужна помощь. Если изъятие ребенка стало для его родителей потрясением, и они хотят вернуть ребенка назад, то они смогут получить реальную помощь – социальную, юридическую, психологическую, медицинскую. Это позволит им не впасть в отчаяние, а использовать полученный горький опыт для того, чтобы изменить свою жизнь ради ребенка. Патронатные воспитатели о патронате: - это самая простая и короткая дорога для ребёнка в настоящую семью; - отдача частицы своей души тем, кто в этом очень нуждается; возможность стать и родителем и другом; - возможность реализовать материнство; - шаг усыновления для многих людей слишком труден, а патронат – форма, обеспечивающая постоянную поддержку и родителям и детям; - это помощь специалистов (психологов, логопедов, врачей) патронатному воспитателю в трудном деле воспитания детей из неблагополучных семей; - это самая прогрессивная система, можно устроить в семью тех детей, которые не могут быть усыновлены и обречены всю жизнь жить в детдоме;
- система патронатного воспитания безопаснее, надёжнее как для ребёнка, так и для патронатного воспитателя; - патронат – это школа любви, терпения и надежды. Без любви в неё невозможно поступить, без терпения в ней трудно учиться; - это забота о будущем нашей страны; - богоугодное дело и меня и ребенка обогащает; - это огромная радость любить и быть любимым. Список литературы
1. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. — М.: Смысл, 2006. — 152с. 2. Автономов А.С., Виноградова Т.И., Замятина М.Ф., Хананашвили Н.Л. Социальные технологии межсекторного взаимодействия в современной России. Учебник. – М.: Фонд НАН, 2006. – 416с. 3. Адлер А. Воспитание детей. В книге Воспитание детей. Взаимодействие полов. / Пер. с англ. — СПб.: Изд.группа «Евразия», 2007. — 430с. 4. Акимова М.Н. и др. Организация работы с приемными семьями. — Самара: Самвен, 2004. – 211 с. 5. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания. — М.: ГНИИ семьи и воспитания, 2005. — 160с. 6. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 376с. 7. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV - XVII вв. — М.: Педагогика, 2005. – 420 с. 8. Аралова М.П. Психологические особенности общения со взрослыми и сверстниками выпускников школ-интернатов: Дис.канд. псих. наук — М., 2004. – 217 с. 9. Бардышевская М.К. Компенсаторные формы поведения детей 3-6 лет, воспитывающихся в условиях детского дома: Дис. канд. псих. наук: 19.00.04. — М., 2005. – 113 с. 10. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Этологическое изучение детей с явлениями эмоциональной депривации //Тезисы семинара «Социокогнитивное развитие ребенка». — М., 2005. — 6-7с. 11. Банс Морис, Рикардс Анна, Речел Харви. Работа с детьми, оплакивающими потерю близких. Руководство. – М.: Детский юридический центр, 2003. – 98с. 12. Басов А.В. К вопросу о предмете социальной педагогики // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1. — Москва — Тула, 2003. — 71-72с. 13. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства. // Педагогика. 2005. — №№ 7-8. — 23-27с. 14. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Курс лекций. — Москва — Воронеж: Институт практической психологии, 2006. – 348 с. 15. Бережнова Л.Н. Диагностика психической напряжённости детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа: Дис. канд. псих. наук: 19.00.04. — М., 2005. 16. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. — М.: Прогресс, 2006. – 233 с. 17. Брускова Е.С. Семья без родителей. — М.: Центр развития социально-педагогических инициатив и SOS — Интернациональ, 2006. – 111 с. 18. Брутман В.И., Северный А.А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей- сирот и вопросы профилактики социального сиротства // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. — М., 2006. – 60 с. 19. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с. 20. Возвращение домой. Из опыта работы с родителями уличных детей. / Под общей ред. Галияхметова Р.Р. – СПб.: УСПХПБОФ «Служение» Социальный приют «Радуга Надежды», 2006. – 38с. 21. Волкова Е., Грибанова Л. Иные родители, иная семья. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. — М.: АСИ, 2006. – 132 с. 22. Грачёв Ю. Г. Социальная адаптация воспитанников школ-интернатов во внешкольных объединениях: Дис. канд. пед. наук: 13.00.07. — М., 2006. – 230 с. 23. Гусарова Г.И., Г.П.Котельников, В.Ф.Пятин. Руководство по медико-социальной реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. — М.: Медицина, 2006. — 303с. 24. Дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Методическое пособие для кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные и патронатные родители, а также для лиц, занимающихся данной проблемой. / Сост. Н.А.Палиева и др. – Ставрополь: СКИПКРО, 2006. – 59с. 25. Иванова Н.П., Заводилкина О.В., Бобылева И.А. Возрастные стандарты социализации детей-сирот. — М.: Дом, 2004. — 60с. 26. Иващенко Г.М. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности. — М. НИИ Семьи, 2007. — 264с 27. Кошелева Л.Н. и др. В Семье и без семьи. — Сургут: Гради, 2005. – 157 с. 28. Красницкая Г.С. и др. Вы решили усыновить ребенка. — М: Дрофа, 2006. – 230 с. 29. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. 3-е изд., стер. — М.: Генезис, 2004. – 177 с. 30. Крыгина С.Н. Особенности психологической защиты подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, в ситуации общения со сверстниками из семей: Дис. канд. псих. наук: 19.00.07. — М., 2006. – 202 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|