Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учение об идеях и идеальном государстве у Платона.




 

Учеником и последователем Сократа был Платон (427 – 347 до н. э.).

Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия) является важной частью философского учения Платона. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы - идеи. У Платона можно встретить и утверждение противоположного характера. Он говорит, что идеи присутствуют в вещах. Выше всего стоит, по Платону, идея красоты, и добра. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни.

 

Платон полагал, что душа человека бестелесна и потому неделима и проста, бессмертна и вечна. Она чувственно не воспринимается. У Платона: души существуют вечно: и до поселения в тело человека, и после физической смерти. Душа пребывает в мире идей, своеобразное понимание познания. Находясь в мире идей, душа созерцает сущность вещей, душа обладает исчерпывающим знанием о сущностях. Становясь душой отдельного человека, душа «забывает» то, что она знала о мире. Однако если человек занимается самопознанием, стремится к самоуглублению, фиксирует внимание на конкретных вещах, то душа припоминает имеющиеся знания.

 

Государство, по Платону, возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Он строит теорию идеального государства, которое в большей или меньшей степени являлось бы логическим следствием его системы объективного идеализма.

Идеальное государство возникает как общество трех социальных групп. Этими группами являются правители - философы, стратеги - воины, задача которых стоять на страже безопасности государства, и производители-земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей.

Эти три сословия соответствуют в принципе трем частям души. У философов преобладает разумная часть души, у воинов определяющей частью души является воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев преобладают чувственность и влечения, которые должны, однако, быть управляемыми, умеренными.

Трем основным сословиям соответствуют также три из четырех основных добродетелей. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость - добродетель воинов, а умеренность - добродетель народа. Четвертая добродетель-справедливость- не относится к отдельным сословиям, но является "надсословной", некоей "державной" добродетелью.

 

Важное место, которое в Платоновых социальных концепциях занимает религия, определено уже в его иерархии идей, ибо идея набожности стоит весьма близко к идее добра и красоты.

Социальной функции и общественному призванию идеального государства соответствует и предложенная Платоном система воспитания. Она направлена прежде всего на воспитание стражей и правителей. Важное место в ней занимает гимнастика - телесное воспитание. Следующим элементом воспитания является обучение чтению, письму и мусическим предметам (до того уровня, который позволен в области искусства идеальным государством). Вся система завершается изучением арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Это тот уровень образования, который достаточен для воспитания стражей. Те же, кто предопределен к тому, чтобы стать правителями, должны изучать также философию, и в частности "диалектику".

 

Учение о причинах у Аристотеля. Метафизика.

Причины.

Аристотель в своём трактате «Физика» начинает своё рассмотрение природы с поиска причин всего сущего.

Существует четыре вида причин, действующих в природе:

1) Материальная. Это то, из чего произошла вещь, материал. Например, для чаши такой причиной будет серебро, для статуи – медь. С помощью материальной причины можно объяснить некоторые свойства предметов. Понятие о материи не предполагает вещественности, она есть основа, в которой происходят изменения. Аристотель часто говорит о материи как о субстрате или подлежащем.

2) Форма или образец вещи, т.е. её суть. Например, формальная причина октавы – это отношение двух к одному. Эта причина отождествляет вопросы «что есть?» и «почему есть?» Что есть лунное затмение? Лишение Луны света из-за загораживания её Землёй. Почему происходит лунное затмение? Потому что Луна лишается света загораживающей её Землёй.

3) Действующая, т.е. то, откуда идёт начало изменения (так, причина ребёнка – отец, и вообще производящее – причина производимого).

4) Целевая (причина прогулки – улучшить здоровье). Причина в этом случае устанавливается позже следствия (здоровье, которое приписывается прогулкам, отмечается уже после ходьбы пешком). Эта причина противоположна третьей, ибо показывает точку завершения движения, то, к чему движение приведёт.

 

У вещи может быть одновременно несколько причин, причём неслучайно. Причины статуи: искусство ваяния (причина действующая) и медь (причина материальная). Аристотель считает, что одно и то же свойство может иметь два разных объяснения, соответствующих двум разным причинам. В своих трактатах по биологии Аристотель постоянно ищет двойные причины природных явлений.

Представители греческого атомизма приписывали многие природные явления случайности, да и само возникновение нашего мира, по их мнению, самопроизвольно. Аристотель резко критиковал их за это. Случай, по его мнению, возможен только в практической деятельности человека. В природе же может быть только «происходящее само собой», «когда в вещах, вообще-то возникающих ради чего-то, нечто происходит не ради случившегося, а причина этого лежит вовне». Так, камень, упавший на голову человеку, не имел целью убить этого человека, здесь мы имеем «происходящее само собой». Камень падает вниз, это его естественное стремление и цель (по Аристотелю), однако он осуществил действие (убийство), которое не было его целью. Понятие самопроизвольности у Аристотеля нагружено телеологически.

Случаи уродства, встречающиеся в природе, по Аристотелю, ни что иное, как случай, когда цель не достигнута, хотя и имеет место. Целью физика является познание целевой причины, лишь потом – материальной, ибо целевая причина определяет материальную.

 

Метафизика.

 

Происхождение термина "метафизика" случайно. В 1 веке до н. э. греческий ученый Андроник из Родоса решил привести в порядок и "переиздать", т. е. исправить и заново переписать рукописи Аристотеля. В своем издании Андроник вслед за группой сочинений, относящихся к физике, поместил группу трактатов под названием "То, что следует за физикой".

Через всю "метафизику" Аристотеля проходит ее главная мысль - критика основного учения Платона - учения об "идеях".

Возражения Аристотеля против учения Платона об "идеях" могут быть сведены в основном к четырем.

Первое и основное из этих возражений Аристотеля состоит в том, что предложения Платона об "идеях" как самостоятельном бытии, отдельном от существования чувственных вещей, бесполезно как для познания этих вещей, так и для объяснения их бытия, поскольку платоновские "идеи" по существу простые копии чувственных вещей.

Второе возражение Аристотеля против теории "идей" состоит в том, что постулируемая Платоном область, или мир, "идей" бесполезен не только для познания, но и для чувственного существования идей, так как у Платона область "идей" начисто обособлена от мира чувственных вещей.

Третье возражение Аристотеля против платоновской теории "идей" основывается на распространении платоновского учения о логических отношения "идей" и получило название "третий человек". Поводом для такого названия было то, что согласно Платону, кроме чувственного человека и кроме "идеи" человека ("второго человека") необходимо допустить также существование еще одной (возвышающейся над ними) "идеи" человека.

Четвертое возражение Аристотеля против теории "идей" Платона состоит в указании, что теория эта не дает и не может дать объяснение важному свойству вещей чувственного мира - их движению и становлению, возникновению и гибели. Т. к. "идеи" образуют, по Платону, особый и совершенно отдельный, замкнутый мир сущностей.

На пороге теоретической философии Аристотеля мы встречаем введенное им понятие субстанции ("сущности"). Под субстанцией Аристотель понимает бытие вполне самобытное, пребывающее в самом себе, но не в чем-либо ином (единичное бытие). Особенность субстанции в том, что она может внутри себя самой совмещать противоположные друг другу свойства, но во вне себя не может иметь ничего, что было бы ей противоположно. По Аристотелю, для нашего познания единичное бытие есть сочетание "формы" и "материи". В плане бытия "форма" -сущность предмета. В плане познания "форма" - понятие о предмете.

В понятии "материя" Аристотель различает два значения. Под "материей" он разумеет, во-первых, субстрат в безусловном смысле. Это только "материя", или, иначе чистая возможность. И, во-вторых, под "материей" он понимает и такой субстрат, который уже не только возможность, но и действительность. Но не всё существующее в мире может быть выведено из этих начал и Аристотель рассматривает все, чему учили известные ему философы о началах бытия и мира. Рассмотрение это показывает, что история мысли выдвинула четыре основных начала:

1. "материя"- то, в чем реализуется понятие;

2. "форма" - понятие, которое принимает "материя", когда происходит переход от возможности к действительности;

3. причина движения;

4. цель, ради которой происходит известное движение.

Как вечная и невозникшая причина мирового процесса, как причина всех происходящих в мире движений перводвигатель мира есть, согласно Аристотелю, бог. Здесь онтология и космология Аристотеля, его учение о бытии и его учение о мироздании сливаются с его теологией. И бытие, и мир, и бог - понятия метафизики Аристотеля, его учения о сущности бытия, различные, но связанные между собой грани его учения, его философии.

Но "метафизика" - "первая философия", как ее называет Аристотель, - исследует не отдельные области бытия, а начало и причины всего сущего. Предварительной задачей при разработке учения о бытии Аристотель считал выделение основных родов, или разрядов, бытия. В специальном сочинении о категориях "Категории" таких родов указано десять: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действование и претерпевание.

В метафизике Аристотеля иерархия, или классификация, наук соответствует иерархии форм бытия. Место каждой науки в этой классификации определяется близостью ее предмета к "чистой форме", т. е. степенью "формальности" ее предмета. Так наибольшее достоинство и наивысшее положение Аристотель отводит наукам "теоретическим" ("созерцательным"). Науки эти дают знание начал и причин и поэтому "согласны с философией". Наивысший предмет метафизики Аристотеля - сущность, созерцательно постигаемая лишь умом, мышлением о мышлении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...