Понятие единого «пространства-времени» у инков
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Для инков время совмещалось с пространством, как это выражается уже в самом слове кечуа pacha, что значит время и пространство одновременно, что предвосхитило появление концепции единого пространственно-временного континуума в теории относительности[3]. Эта синонимия между временем и пространством обозначает, что первое показывалось конкретно и проецировалось на географическое пространство. Время Пача делилось на: настоящее — пача, и прошлое-будущее — ньавпа-пача. И оно показывается идущим по кругу: § как назад, это обозначает термин ñawpapacha — прошлое время, § так и вперед, ведь это же слово значит будущее время и пространство впереди. По представлениям жителей Перу в XVI веке, пространство-время бесконечно, поскольку на вопросы историка Сьеса де Леона к индейцам: «постигли ли они, что Мир должен закончиться, они смеялись» в ответ.[4] Презентизм и этернализм Основные статьи: Презентизм, Этернализм В соответствии с теорией презентизма, время представляет собой серию различных реальностей. В определенный момент времени некие объекты существуют, а другие нет. Это единственная реальность, с которой мы имеем дело и мы не можем говорить, что, например,А. С. Пушкин существует, потому что в настоящее время его уже нет в живых. Теория этернализма, в противоречие этому, утверждает, что измерение времени по своим свойствам аналогично остальным трем пространственным измерениям. Поэтому все объекты—будь то существовавшие в прошлом, существующие сейчас и или же те, которые будут существовать в будущем— могут быть обозначены как реально существующие совершенно так же, как и непосредственно воспринимаемые объекты настоящего. В соответствии с теорией этернализма, А. С. Пушкин, в действительности, существует, хотя необходимо использовать особые языковые конструкции, когда говорят о ком-то, кто существует в отдаленном времени—совершенно так же, как мы особо подчеркиваем, когда говорим о чем-то, что находится очень далеко (сами слова и выражения «вблизи», «вдалеке», «вверху», «внизу», «вон там» и т. п. можно сравнить с такими выражениями, как «впрошлом», «минуту назад» и т. д.).
52. Проблема истины в познании. Основные концепции истины. В научном познании важное значение имеют истинные знания, они составляют научную основу практической и теоретической деятельности людей. Поэтому процесс научного познания непосредственно связан с «добычей», приобретением истинных знаний; истина является одной из важных целей познания. Представление об истине разрабатывалось на протяжении всего периода существования философской и естественнонаучной мысли. Первое определение истины было дано Аристотелем, оно стало основой классического или традиционного определения как «соответствия мыслей и вещей». Рене Декарт, принимая это определение как номинальное, выдвинул важный для понятия истины пункт – ее критерия. В целом лаконичное определение истины в классической концепции: истина – это соответствие знаний действительности. Истина – правильное отражение действительности в мысли. В процессе познания человек субъективно отражает объективный мир. Участвующие в познании формы отражения дают субъективный образ объективного мира. Содержанием истинных знаний является субъективно существующие вещи, их связи, отношения и изменения. И в этом смысле истина объективна, т. е. содержание знаний определяется объективно существующими явлениями и не зависит от воли и желания субъекта. Субъективность истины заключается в том, что человек как субъект познания отражает мир специфически. Эта специфика обусловлена особенностями приема, кодирования и воспроизведения получаемой извне информации в чувственных и рациональных формах отражения.
Истина всегда конкретна, т. е. определённые знания являются истинными только при определённых условиях и в определённое время. Например: суждение «сумма внутренних углов треугольника равна 180 градусам» является истиной для конкретного случая, а именно для треугольника, расположенного в плоскости, т. е. для эвклидовой геометрии. Для других условий это суждение не является истиной. Под абсолютной истиной в широком смысле слова понимается полное исчерпывающее знание о мире в целом. Такое знание практически недостижимо. Абсолютное знание о мире в целом возможно только при бесконечном процессе познания. В узком смысле слова под абсолютной истиной понимается полное исчерпывающие знание какой-либо отдельной стороны или отдельного признака предмета. Например: К. Маркс родился 5 мая 1818 года. Эта абсолютная истина, дата рождения дана исчерпывающе. Относительная истина – это неисчерпывающее, неполное, но достоверное знание о предметах. Например, суждение «Вы являетесь студентами «НГУЭУ» истинно, но эта относительная истина, она не исчерпывающая, т. к. не учтены все возможные случаи: среди Вас могут находиться такие студенты, которые, кроме того, обучаются на заочном отделении другого вуза. Фактически все современные знания во всех специальных науках, в том числе и в философии, являются относительными истинами. Эти знания в то же время содержат элементы абсолютной истины. Процесс познания, таким образом, является процессом ступенчатым, каждая ступень представляет собой относительную систему знаний, относительную истину и переход от более низких ступеней к более высоким, от истин менее полных к истинам более полным, более исчерпывающим, и так до бесконечности. Так, развитие математики идёт такими ступенями: 1. Арифметика – основные действия: сложение, вычитание, деление, умножение с конкретными известными предметами, с конкретными числами натурального ряда. 2. Алгебра – те же математические операции, но с учётом неизвестного числа предметов, с неизвестными x, y, z и с обобщёнными значениями чисел a, b, c, d. 3. Высшая математика – с разделами высшей алгебры, решение уравнений со многими неизвестными, с учётом определителей и детерминантов различного порядка.
Наряду с классической концепцией истины существует большое количество моделей понимания истины. Априористская концепция, в основе которой лежит убеждение в том, что истина или ряд истин изначально присущи человеку или человеческой душе в виде некого доопытного знания, заложенного в его сознании изначально. Таково учение И. Канта, который выделяет два вида познания – чистое и эмпирическое (априорное и апостериорное). Априорное знание, также как истины разума, является необходимым, а апостериорное знание аналогично истинам факта, имеет случайный характер. Поэтому именно априорное знание должно придать научным положениям достоверный характер. Когерентная концепция истины в первом своём варианте утверждает, что истинное знание всегда внутренне непротиворечиво и системно упорядочено. Здесь происходит сближение с трактовкой истины в смысле логической правильности и корректности. Второй вариант концепции когеренции утверждает, что истинной должна быть признана та гипотеза, которая не противоречит фундаментальному знанию, существующему в науке. Например, если какая-то физическая гипотеза противоречит закону сохранения энергии, то есть все основания считать, что она ложна. Суть прагматистской концепции сводится к тому, что знание должно быть оценено как истинное, если способно обеспечить получение некоего реального результата. Иными словами, истинность отождествляется здесь с пользой или результативностью. В принципе, знание, особенно научное, весьма прагматично. Представители конвенционалистской концепции истины утверждают, что истина есть всегда продукт гласного соглашения между участниками познавательного процесса. В разных науках и в разных научных сообществах существуют разные «правила игры», а все доказательства строятся лишь на основе принятых конвенций. Соответственно то, что может трактоваться в рамках одного научного сообщества как истинное знание, в другом будет расценено как знание ложное.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|