Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игры-занятия с детьми раннего возраста




То— 86


Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия н формирование представлений о внешних свойствах предметов: их ' форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа­хе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благопри­ятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Мон-тессори, О. Декроли), а также известные представители оте­чественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедли­во считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необхо­димо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе. и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начина­ется познание. Все другие формы познания — запоминание, мыш­ление, воображение — строятся на основе образов восприятия, явля­ются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В д!етском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструи­рованию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свой­ствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в прост­ранстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явле­ниях живой и неживой природы, в частности об их сезонных измене­ниях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разно­видностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное диффереицн-


рование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Эти призеры легко можно было бы умножить.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведен­ные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенное I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой дея­тельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания за­дачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направле­ние сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и дру­гих свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социаль­ного наследования», которое, в отличие от наследования биологи­ческого, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домаш­него обихода. Знакомится он и с произведениями искусства — музы­кой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного пе­дагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается по­верхностным, неполноценным. Здесь-то н приходит на помощь


сенсорное воспитание — последовательное планомерное ознакомле­ние ребенка с сенсорной культурой человечества.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах1 —общепринятых об­разцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают се'.мь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фи­гуры, величины — метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои — во вкусовом, обонятельном восприятии.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не зна­чит научиться правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделе­ния свойств самых различных предметов в самых различных ситуа­циях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это использова­ние их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

В настоящем пособии речь идет о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвета. Ознакомле­ние с этими свойствами составляет основное содержание сенсор­ного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для форми­рования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности- Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения м,ногих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. Что касается сенсорного воспитания в области слухового восприятия, то оно в настоящее время не выде­лено в особую область, являясь составной частью работы по разви­тию речи, обучению грамоте и музыкальному воспитанию дошкольни­ков.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставле­нии ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впе­чатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малы­ша начинают формироваться хватательные движения, к этой зада­че присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспо­собить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление

1 Термин «сенсорные эталоны» был предложен А. Б. Запорожцем и нашел широкое применение е работе по «исорному воспитанию дошкольников.

! Не неныш* зна-;-ние имеет зрительное восприятие пространства и простран­ственных отношений. Однако подлипни овладение пространством выходит зя рамки сенсорного воспитания, так как тревует участил мыслительных процессов.


приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» —этЬ то, что можно схватить одной рукой, «большое» — двумя руками, «круглое» — то, что охва­тывается всей ладошкой, «квадратное» — то, что берется пальцами^ обхватывающими предмет с двух сторон, и т. п.).

Сенсорное воспитание в этот период — основной вид воспита­ния вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно ста­новится необходимым не только дли развития деятельности орга­нов чувств, но и для нормального общего физического и психи­ческого развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего воз,. -ста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапли­ваться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отли­чают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник. — '

В практике дошкольного воспитания еще встречается устарев­шая тенденция знакомить детей раннего возраста с двумя-тремя цветами и формами и требовать запоминания и правильного употреб­ления детьми их названий. Современные исследования говорят о том, что такое обучение мало способствует сенсорному развитию ребенка, резко ограничивая круг получаемых нм представлений о свойствах предметов. Более того, заучивание отдельных разновид­ностей свойств ведет к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. В результате возникают своеобразные ошибки восприятия; если ребенок знает, например, желтый цвет, но не знает оранжевого, то он ошибочно воспринимает оранжевый как желтый.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» или «крышей*. Взрослый, занимаясь с детьми, упот­ребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитан­ников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолют­ного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является миленьким, И это отноше­ние может быть зафиксировано только в словесной форме.

Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, внработить устойчивые ирелегавлемш об этих свойст-


вах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы но форме, величине, установить их совпадение или несовпа.Ас.ние. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зри­тельно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на \| друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приемов со­поставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает_Щ возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную (например, между объемными предметами).

/■..(Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивна действия (выкладывание мозаики, нанесение цвето­вых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отобража­емых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малы­шей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет — постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сен­сорной культуры.

Начиная с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования

Сенсорными эталоналГн.^ области восприятия цвета, служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра (крас­ный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета - белый, серый, черный.

Хроматические цвета расположены в спектре в строгой последо­вательности от красного к фиолетовому в зависимости от длины световой (электромагнитной) волны, Смешение двух цветов, лежа­щих в спектре не подряд, дает промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов — оттенок (красно-оранжевый, желто-аеленый и др.). Хроматические цвета делятся на две группы — теплых (от красного до желтого) и холодных тонов (от зеленого до фиолетового). Каждый хроматический цвет или оттенок цвето­вого тона имеет определенную светлоту и насыщенность. Светлота — это степень близости данного цвета (оттенка) к белому, а насыщен­ность степень его чистоты, т. е. примеси к данному цпету серого цвета той же светлоты.

Вначале у детей формируют представления о хроматических цветах, белом и черном цвете, создают условия, способствующие усвоению названий цветов. На первых порах целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь, а шесть цветовых тонов, исключив голубой, который усваивается с трудом (в быту и взрослые обычно


путают синий и голубой цвета и называют голубыми светлые оттенки синего). Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний период, когда дети получают представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре и их делении на группы теплых и холодных. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как находящийся между зеленым и синим. © При ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов нецелесо­образно рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменя­ются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета. В обиходе, когда обозначают оттенки цвета, указывают обычно на их светлоту (темно-зеленый, светло-желтый), имея в виду яркость. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цве­товых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Здесь следует иметь в виду, что некоторые светлотные оттенки имеют в быту особые названия (светло-красный называется розовым). Употребление детьми таких названий вполне допустимо (кроме неверного называния светло-синего цвета голубым), но дети при этом должны знать и правильное название. Это относится в еще большей степени к названиям оттенков по цветовому тону (т. е. занимающих промежуточное положение между соседними цветами спектра). Почти все они имеют в быту «опредмеченные» названия (лимонный, сиреневый и т. п.).

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических п ред ставлен и й.1 Усвоение эталонов формы предпо­лагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена также форма трапеции. Однако во всех случаях имеется в виду умение узнавать соответству­ющую форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ (указывать количество и величину углов, сторон и т. п.). Прямоугольник и квадрат, овал и круг даются детям как отдельные фигуры вне их соотношения, устанавливаемого геометрией (т. е. квадрат не рассматривается в качестве частного случая прямо­угольника).

Разновидности геометрических форм, с которыми следует зна­комить детей,— это овалы с разным соотношением осей и прямо­угольники, различающиеся по соотношению сторон («короткие» и «длинные»), а также прямоугольные, остроугольные и тупоуголь­ные треугольники {дети должны различать эти разновидности на глаз, различия треугольников по величине углов им не сообщаются, а названия разновидностей не даются).

Важное значение имеет вопрос о целесообразности использова­ния при обучении детей в качестве эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры являются более обоб­щенными по сравнению с объемными. Они отображает наиболее

S


существенную для восприятия сторону формы предмета - его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприя­тии формы и объемных и плоскостных предметов. Так, крут выражает особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использо­вать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду с ними объемных фигур {шара, куба и др.) может вызвать лишь дополнительные трудности.

Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величи­на — относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности. Система мер сознательно устанавливается людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая произвольная единица, в то время как геометри­ческие фигуры являются отвлечением от формы реальных предме­тов. Усвоение системы мер и способов их использования — особая за­дача, требующая определенной математической подготовки и не входящая в программу дошкольного обучения. Но в области восприя­тия мы далеко не всегда пользуемся метрической системой {хотя ее применение вполне возможно).

Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака—это собака, которая больше большинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона. Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отноше­ниях по величине между предметами, обозначаемые словами, указы­вающими на место предмета в ряду других («большой», «малень­кий:!., «самый большой» и т.д.). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух-трех предме­тов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин.]Сенсорное воспитание тесно переплетается здесь с развитием мышления ребенка. Специальные исследования показали, что эта задача вполне посильна для дошкольника. Перейдем к вопросу об ознакомлении детей с системами сенсор­ных эталонов. Сначала дошкольников знакомят с основными образ­цами, а позднее — с их разновидностями. Важно, чтобы воспита­тель, показывая и называя их, предлагал детям задания, направлен­ные на сопоставление разных эталонов между собой, подбор одина­ковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от дошкольников требуется запоминание и использова­ние их названий. Это закрепляет представления о каждом эталоне и дает возможность выполнять действия по словесной инструкции. Знакомство с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. Дети лучше запоминают цвета спектра и особен­но их оттенки, если получали их самостоятельно (например, полу­чали вей более бледные оттенки при разведении красок). Знако­мя детей с геометрическими формами и их разновидностями, педа­гог обучает их приему обведения контура с одновременным зритель-


ным контролем за движением рукн, а также сопоставлению фигур, воспринимаемых зрительно и осязателыю\формнрованию представ­лений о величине способствует выстраивание предметов в ряды убы­вающей и.iii1, нарастающей величины. При этом сначала ребенок ориентируется не общую форму образца, а потом начинает осозна­вать отношения между элементами (каждый следующий элемент больше или меньше предыдущего).

Представления об основных разновидностях цвета, формы, о соотношениях величин, которые дети усваивают, становится сен­сорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследо­вании разнообразных предметов-

Ребенок должен научиться воспринимать цвет конкретных пред­метов, применяя полученные представления о хроматических и ахроматических цветах, а позднее — и об их оттенках. Это довольно легко, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, но стано­вится значительно труднее, если этот цвет сложен, содержит эле­менты разных цветовых тонов, причем выраженных в разной степе­ни (цвет морской волны, кофейный, бордовый и т.п.).

Дошкольников учат группировать предметы, различающиеся но форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далее вырабатывают умение группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, представленный разными оттенками. После этого осуществляется переход к выделению и узнаванию оттенков.

Более сложным является обучение детей обследованию формы предметов. Прежде всего возникает необходимость отделить гео­метрические фигуры от других предметов, придать им значение образцов. Это достигается тем, что каждую фигуру сравнивают с рядом предметов сходной с ней формы, предметы (или их изображе­ния) группируются вокруг соответствующих фигур. Затем осу­ществляется переход к словесному обозначению формы предметов {«круглый», «квадратный», «овальный» и т.п.). Однако немногие предметы имеют простую форму, приближающуюся к той или иной геометрической фигуре. В большинстве случаев форма предметов более сложна: в ней можно выделить общие очертания, форму основ­ной части, форму и расположение более мелких (второстепенных) частей, наконец, отдельные дополнительные детали.

При обследовании предмета детей приучают к соблюдению строгой последовательности осмотра по определенной схеме '. Этому порядку должно соответствовать и словесное описание формы. На всех этапах обучения действиям по обследованию формы может использоваться прием. обвед£ння..детьми контура предмета и его частей. Он помогает согюстаЮТенйю обводимой формы с усвоен­ными эталонами.

При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера. Для совершенствования глазомера необходимо учить детей решению все болер сложных глазомерных задач. Простой гла:«ииерной задачей, доступной для детей трех лет, является выбор

1 Схема обследования формы предметов разработана Н. П. Сгкуляной в связи г ааддчамн сенсорного воспитания при обучении детей изобразительной дея(ельностн


на глаз большего Чили меньшего) предмета из двух, затем — выбор предмета ло образцу (когда из двух предметов нужно выбрать на глаз тот, который равен третьему). Еще сложнее произвести глазо­мерное «сложение» — подобрать на глаз два предмета, которые по своей суммарной величине равны третьему. Наконец, на протяже­нии дошкольного возраста дети могут научиться соизмерять на глаз не только величины отдельных предметов, но и отношения между ними, т. е. овладеть зрительной оценкой пропорций. V В процессе обучения детей способам обследования величины предметов полезно научить их пользоваться простейшей неркой, выступающей в качестве промежуточного средства при переходе от прикладывания соизмеряемых предметов друг к другу к глазо­мерному действию. Так, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыски­вает предмет нужной величины. Освоение действий с меркой подво­дит детей к последующему применению общепринятой системы

мер.

Особые трудности для детского восприятия возникают в тех случаях, когда требуется оценить сочетание цветов, форм, величин, составляющее сложную структуру.

Восприятие сочетаний, связанное с выделением элементов, из которых они состоят, и связей между элементами, называется аналитическим.

Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Ребенка нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определенный ритм в рас­положении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых цветов от сочетаний холодных.

Глубокое восприятие формы предполагает умение зрительно раз­дробить предмет на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определить соотношение этих элементов между собой.

Аналитическое восприятие величины связано не с выделением и объединением частей сложного целого, а с выделением разных измерений величины предмета - длины, ширины, высоты. Но нельзя длину или ширину отделить от самого предмета- Поэтому правильным путем является сопоставление предметов по данным измерениям. При этом нельзя забывать, что сами измерения предме­та носят относительный характер: их определение зависит от его положения в пространстве.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы

и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапли-


ватъ представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между нескольки­ми предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять от­дельные измерения величины.

На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений, предложенная в данной книге.

Несмотря на то, что предлагаемые игры и упражнения представ­ляют собой систему, в зависимости от конкретных условий их можно использовать по выбору: заменять отдельные игры и упражнения другими аналогичными,!

Особо важным является вопрос Ci связи сенсорного воспита­ния, осуществляемого при помощи предлагаемой системы, с сен­сорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятель­ности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста еще нет смысла разграничи­вать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

Начиная с трех лет обучение продуктивным вицам деятель­ности приобретает систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требова­ния к детскому восприятию и способствует его развитию. Что же касается предлагаемой системы игр и упражнений, го она, не дубли­руя продуктивных заданий, нацелена на формирование способов восприятия, помогающих развитию любой продуктивной деятель­ности.

Содержащиеся в книге рекомендации по сенсорному воспита­нию детей первого года жизни могут быть использованы как воспи­тателями ясельных групп детского сада, так и родителями. Все они не требуют сложных материалов, предполагают индивидуальную работу с ребенком и вполне доступны для реализации в домашних условиях

Для каждой игры, включенной в этот раздел книги, указаны нижние возрастные границы ее использования. Однако в зависи-


мости от конкретных особенностей развития и воспитания ребенка эти границы могут существенно сдвигаться.

Игры-занятия для детей раннего возраста (второй и третий год жизни) предложены по степени возрастающей трудности, что соот­ветствует программе детского сада.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспита­нию для детей 3—5 лет сгруппированы по возрастным группам, а для каждой группы — по видам внешних свойств предметов, с кото­рыми работают дети (форма, величина, цвет, сочетания разных свойств). Рекомендуемая последовательность их использования указана в специальном перечне. Однако эта последовательность не является обязательной. Воспитатель должен творчески подходить к использованию предлагаемых дидактических игр и упражнений, связывая их с обшей системой сенсорного воспитания. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными свойст­вами предметов. В противном случае существует опасность фикси­ровать внимание детей на выделении одного из свойств в ущерб другим.

Большая часть игр и упражнений для дошкольных групп, начиная со второй младшей, построена таким образом, что может проводиться одновременно со всей группой. Это дает возможность использовать их на занятиях по ознакомлению с окружающим. Многие из предлагаемых игр можно проводить и вне занятий, в свободной деятельности детей. Отдельные игры типа лото и до­мино предназначены только для использования вне занятий.,

Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для детей каждого вида заданий определяется не столько возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети. Поэтому система заданий может быть «сжата* или «растянута» в зависимости от конкретных условий работы по сенсорному воспита­нию в данном детском учреждении.

Первоначальная экспериментальная апробация показала, что предлагаемая система игр и упражнений дает хорошие результаты, если охватывает все возрастные группы детского сада, включая подготовительную к школе группу (детей седьмого года жизни). Однако в дальнейшем было установлено, что при более концентри­рованном проведении работы по сенсорному воспитанию реализация всей системы может быть вполне успешно завершена уже в старшей, группе. Вариант распределения заданий по возрастам, предлагаемый в настоящем пособии, явился результатом многолетних исследова­ний и может рассматриваться как оптимальный при обычных усло­виях воспитания детей в детском саду.


ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

первый год жизни

При воспитании маленьких детей традиционно почти все внима­ние взрослых направлено на своевременное кормление, организа­цию сна малыша, прогулок. Во время бодрствовании ребенка кормят, проводят различные гигиенические процедуры, что совершенно закономерно- Но достаточно ли для малыша только осуществление гигиенического ухода и кормления? Конечно, нет. Чем раньше взрос­лые начнут проводить специальные игры, способствующие успешному развитию младенца, тем лучше.

Во время бодрствования малыша взрослые часто разговаривают с ним, улыбаются ему, что способствует, пусть не сразу, появле­нию ответной улыбки, радостных голосовых проявлений гуканья, оживленных движений рук и ног. Примерно с недельного возраста полезно класть ребенка на живот — это укрепляет мышцы живота, а когда малыш поднимает голову, укрепляются мышцы спины, шеи.

Ребенок очень быстро привыкает к общению со взрослыми, начинает проситься на руки, так как на руках у взрослого открыва­ется совершенно другой мир — лучше видно окружающее, да и перемена позы очень существенна для малыша, ведь ребенок устает все время лежать, надоедает однообразный вид из кроватки.

Опыт воспитания детей раннего возраста свидетельствует о двух крайностях: ребенка или редко берут на руки, не занимаются с ним, или слишком много держат на руках. При воспитании малыша необходимо соблюдать золотое правило — не делать за ребенка того, что он сможет сделать сам. Перед взрослыми стоит задача — тгвучить ребенка с самого раннего возраста быть активным, относи­тельно самостоятельно добывать интересующую его информацию.

Здоровый ребенок первых трех месяцев жизни при правильном режиме может спокойно бодрствовать от получаса до 1 часа 20 минут. Чем же занято время малыша? Помимо кормления, которое обычно длится 10—15 минут, купания, туалета у ребенка остается свободное от различных процедур время. Его и следует использовать для на­чала сенсорного воспитания.

Прежде всего надо выделить специальное место для бодрство­вания ребенка. В детских учреждениях это манеж, а в семье это может быть диван, диван-кровать, но ни в коем случае не кроватка ребенка, в которой он должен только спать. При укладывании на сон в постоянном месте, привычной обстановке, ребенок, как пра­вило, быстро засыпает. Если же малыш в одном месте и бодрствует и спит, то процесс засыпания происходит сложнее, медленнее.

Во время бодрствования взрослые кладут малыша на диван, головой к окну таким образом, чтобы свет не мешал ребенку рас­сматривать окружающее. Только тогда, когда источник света нахо-

и


дится за головой ребенка, малыш может без помех и лишнего утомле­ния рассматривать хорошо освещенную обстановку.

Современные психолого-педагогические исследования свиде­тельствуют о больших возможностях ребенка раннего возраста. При целенаправленном обучении двухнедельный ребенок следит за перемешающимися предметами, в 3 недели он внимательно рассмат­ривает предметы окружающей обстановки, различает даже близкие цветовые тона: красный и оранжевый, оранжевый и желтый и т. д. Малыш в возрасте одного месяца по-разному реагирует на веселую и грустную мелодии: затихает при грустной и оживленно двигает руками и ногами при веселой мелодии. При звучании грустной мело­дии у малыша можно наблюдать печальное выражение лица, уголки рта опускаются вниз.

Своевременное начало деятельности всех органов чувств ребенка позволяет ему успешно развиваться в дальнейшем.

Очень важно то обстоятельство, что малыши, с которыми сис­тематически проводятся игры с предметами, подолгу спокойно бодрствуют, не просясь на руки, так как они умеют сами найти для себя интересное занятие, конечно, если взрослые предоставят соот­ветствующие игрушки.

Игры с ребенком можно проводить тогда, когда он спокоен, но не очень устал. Лучше всего после кормления, когда ребенка ничто не беспо

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...