С изменением расстояния между ними
(организуется с 2 месяцев) Дидактическая задача. Упражнять детей в активном прослеживании движений предметов. М а тер и ал. Используются две одинаковые игрушки на подставках, например пара медвежат высотой 12- 15 см. Ру ководство. Перед лежащим на животе ребенком в центре на расстоянии I м взрослый ставит рядом две игрушки. Сконцентрировав на них внимание ребенка, он начинает отодвигать одну игрушку от другой, приговаривая: «Идет мишка, топ-топ». Ребенок, наблюдая за перемещающейся игрушкой, поворачивает голову, а затем и весь корпус в том же направлении. Отведя таким образом медвежонка на расстояние 80—100 см от центра, взрослый переключает внимание малыша на вторую игрушку, находящуюся в центре, и начинает ее отодвигать точно так же в другую сторону. Таким образом, ребенок поворачивает голову, а затем и весь корпус вслед за перемещающимися игрушками то в одну, то в другую сторону. Далее взрослый передвигает поочередно обоих медвежат к центру, вызыпан у ребенка активные движения головы, туловища, прослеживание взглядом. Задание выполняется ребенком два-три раза подряд. С малышом можно запинаться по два-три раза в день. При замене игрушек игра остается интересной для детей длительное яремя. Продолжительность игры-занятия 2 3 минуты. Предложенные игры приучают ребенка наблюдать за предметами, дотрагиваться до них, формируют активность, необходимую при поиске новых впечатлений. Научившись следить за перемещаемыми предметами, малыш самостоятельно подолгу рассматривает рисунок ковра, висящего на стене, посуду в серванте, рисунок на шторах и т. п., следит за входящей и выходящей из комнаты матерью. Обратите внимание на то, как он прислушивается к голосам взрослых, звучащей мелодии, улыбается, услышав знакомый голос пли увидев радостное лицо кого-либо из близких людей.
Описанные игры могут быть успешно дополнены с учетом конкретной обстановки и опыта воспитания в каждой семье. Ребенок первых месяцев жизни гораздо восприимчивее к окружающей действительности, чем принято считать. Но если взрослые не успели начать игры в указанные нами сроки, их можно проводить позднее, соблюдая при этом установленную последовательность. Более старшие дети будут усваивать задания в более сжатые сроки. К 2,5—3 месяцам дети бодрствуют гораздо дольше, чем в предшествующий возрастной период. Длительность каждого периода бодрствования достигает полутора, а к 5—6 месяцам двух часов. Для этого возраста очень важным является развитие движений рук. В 2,5 месяца малыш при правильном воспитании впервые начи- нает активно захватывать предметы. С этого момента необходима целенаправленная работа по развитию движений. Если в семье она не ведется, то и в более старшем возрасте руки у ребенка остаются пассивными. Многое зависит и от обстановки, в которой находится малыш. Его следует окружить разнообразными, соответствующими возрасту предметами, игрушками. В противном случае, даже при изобилии внимания со стороны взрослых, должный развивающий эффект не будет достигнут. К тому же дети, привыкшие к постоянному общению со взрослыми, непрерывно требуют внимании к себе, просятся на руки, не умея себя занять. Своевременное развитие движений рук способствует и формированию обших движений. Научившись брать игрушки, ребенок стремится взять не только те, которые находятся непосредственно в поле досягаемости, ко и неподалеку от него. Так, увидев интересную игрушку справа или слева, малыш поворачивается к ней всем корпусом, а позже старается к ней приблизиться, подползти.
Очень рано, в возрасте от 20 дней, дети уже могут различать многие цветовые тона, предметы разной величины и формы. С полуто-ра-двух месяцев дети впервые начинают практически действовать с предметами и постигать значение их свойств. Накопление чувственного опыта при ознакомлении малыша с цветом, формой, величиной предметов мы обозначаем как накопление сенсорных впечатлений. Именно эти впечатления способствуют последующему формированию у детей полноценного восприятия окружающего мира. Подбор дидактического материала, необходимого для проведения следующих игр, осуществлен с учетом условий современного быта. Деревянные ложки с хохломской росписью, жостовские подносы, ленты или тесьма с декоративными народными узорами, валдайские колокольчики, имеющиеся почти везде, не относятся к разряду игрушек, но обладают живописной гаммой, способной вызвать глубокий эмоциональный отклик у малышей. Наталкивание и» низко подвешенные ленты И их захватывание (организуется с 1,5 месяцев| Дидактическая задача. Развивать согласованные действия руки и глаза. Материал. Высоко подвешенная игрушка, соединенная с лентами шириной 2 см мягкого, спокойного цвета (цв- табл. 2). Руководство. Над ребенком, лежащим на спине, размещается знакомая погремушка-гирлянда, к концам которой прнклеплены две ленты, спускающиеся к рукам ребенка. Взрослый привлекает внимание малыша к погремушке, стимулируя радостные движения и вокализации. Оживленно двигая руками и ногами, малыш случайно наталкивается на концы лент. Соприкосновение с новым объектом вызывает затормаживание, а потом новый всплеск двигательной активности. Соприкасаясь руками с лентой, ребенок случайно схватывает предмет. Не умея сразу выпустить ленту из рук, малыш размахивает руками, дергает ленту и приводит в движение высоко подвешенную погремушку. Если малыш не захватывает ленту сам, то взрослый, прикасаясь к тыльной стороне ладони, вызывает раскрытие ладони и подносит ленту к ней в тот момент, когда малыш разожмет кулачок. Закрывая ладонь, ребенок захватывает ленту в кулак. Выпустив ленту из рук и чувствуя ее прикосновение, ребенок сжимает и разжимает кулачки, снова захватывает ленту пальчиками, дергает ее, приводя в движение игрушку.
В начале игры ребенок активно двигает руками и ногами, ра- достно гукает. При рассматривании лент и игрушек он становится более спокойным, захватив ленту, затихает, рассматривает ее сверху вниз и снизу вверх. Если ребенок пытается взять ленту в рот, взрослый отводит руку малыша вместе с лентой в сторону, вызывая натяжение ленты и приводя в движение весь комплекс игрушек. Продолжительность игры от 5 до 10 минут при условии чередования спокойного рассматривания с захватыванием предметов, сопровождающимся ярко выраженной двигательной актиьностью. Старшие дети не нуждаются в стимулировании захватывашш-В возрасте от 3 месяцев они сразу начинают захватывать, дергать ленты, рассматривать их.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|