Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория уровней построения движений




 

Следующий крупный вклад Н.А. Бернштейна – теория уровней построения движений.

К этой теории можно перекинуть логический «мост» от рефлекторного кольца, если обратить специальное внимание на качество афферентных сигналов, поступающих от движения.

Специально исследуя это вопрос на очень обширном материале с привлечением данных фило- и онтогенеза, патологии и экспериментальных исследований, Н.А. Бернштейн обнаружил следующее. В зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи: сообщают ли они о степени напряжения мышц, об относительном положении частей тела, о скорости или ускорении движения рабочей точки, о её пространственном положении, о предметном результате движения, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Причём под уровнями следует понимать буквально морфологические «слои» ЦНС. Так были выделены уровни спинного и продолговатого мозга, уровень подкорковых центров, уровни коры.

Каждый уровень имеет специфические, свойственные только ему моторные проявления, каждому уровню соответствует свой класс движений.

Уровень А – самый низкий и филогенетически самый древний. Не имеет самостоятельного значения, заведует тонусом мышц.

Уровень В. Уровень синергий. Перерабатываются сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. «Пространство тела». Вольная гимнастика, потягивание, мимика.

Уровень С. Уровень пространственного поля. Поступает информация о внешнем пространстве. Ходьба, лазанье, бег, прыжки, акробатика, гимнастика, метания, игра в теннис и городки, бильярд, броски вратаря на мяч.

Уровень D. Уровень предметных действий. Это корковый уровень, который заведует организаций действий с предметами. Он практически монопольно принадлежит только человеку.

Характерная особенность движений этого уровня состоит в том, что они сообразуются с логикой предмета. Это уже не столько движения, сколько действия; в них совсем не фиксирован двигательный состав, ил «узор», движения, а задан лишь конечный предметный результат. Для этого уровня безразличен способ выполнения действия, набор двигательных операций.

Уровень Е. Уровень интеллектуальных двигательных актов. Речевые движения, движения письма. Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлечённым, вербальным смыслом.

Из этого следует, что:

1. В организации сложных движений участвуют, как правило, сразу несколько уровней – тот, на котором строится данное движение (он называется ведущим), и все нижележащие уровни.

В сознании человека представлены только те компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне.

2. Формально одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях.

Чем же определяется факт построения движения на том или другом уровне? Ответом будет очень важный вывод Н.А. Бернштейна, который дан выше: ведущий уровень построения движения определяется смыслом, или задачей, движения.

 

Механизмы формирования навыка.

 

Совершенно по-новому раскрыта Н.А. Бернштейном и тема механизма формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, педагогической психологии, педагогики, так как формирование навыков составляет основу всякого обучения.

1. В первый период происходит первоначальное знакомство с движением и первоначальное овладение им.

1.1. Выявление двигательного состава (рассказ, показ, разъяснения, наблюдение, анализ). Ознакомление с тем, как движение выглядит снаружи (внешняя картина движения).

1.2. Прояснение внутренней картины движения. Человек учится перешифровывать афферентные сигналы в эффекторные команды. Накопление «словаря перешифровок». Организм должен «наощущаться досыта».

Наиболее «горячие точки» этого периода: «программа», «задающий прибор» и «перешифровки».

Заканчивается этот период первоначальной росписью коррекций по нижележащим уровням.

2. Автоматизация движения.

Полная передача отдельных компонентов движения или всего движения целиком в ведение фоновых уровней. В результате ведущий уровень частично или полностью освобождается от заботы об этом движении.

2.1. Увязка деятельности всех низовых уровней.

2.2. «Рекрутирование» готовых двигательных блоков.

«Фонотека» (фон). Каждый организм имеет свою «фонотеку», т.е. набор фонов, и от его объёма зависят его двигательные возможности и даже способности.

При обучении езде на двухколёсном велосипеде очень полезным оказывается навык бега на коньках, потому что в обоих типах движений имеются внутренние одинаковые элементы. Это перешифровки, обеспечивающие поддержание равновесия в условиях очень узкой опоры.

3. Шлифовка навыка за счёт стабилизации и стандартизации.

Стабилизация – навык приобретает такую прочность, что не разрушается ни при каких обстоятельствах. Помехоустойчивость приобретается за счёт того, что к этому моменту организм уже опробовал массу отклонений, которые вызывались внутренними и внешними помехами. Все они были отработаны и теперь на каждый возможный случай у него имеется запас соответствующих коррекций.

Стандартизация – приобретение навыком стереотипности. В этот период при многократном повторении движения получается серия абсолютно одинаковых копий, напоминающих «гвардейцев в строю».

 


 

Организация и методы исследования

 

Организация исследования

 

Исследование проходило в четыре этапа.

Первый этап исследования (2012-2013гг.) полностью был посвящен анализу нормативных документов, в соответствии с которыми должны преподаваться учебные предметы в связи с выходом в 2008 году Федеральных государственных образовательных стандартов.

Данный анализ показал, что в образовании акцент со знаний, умений, навыков (ЗУНы) переносится на способы учебных действий, которые стали именоваться «универсальные учебные действия».

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должны стать не знания, умения и навыки сами по себе, а система универсальных учебных действий, обеспечивающая выпускника школы способностью к самообучению.

Опираясь на требования Стандарта, нами была проанализирована литература по общей теории деятельности и теории учебной деятельности, в структуре которой обязательным элементом должна быть учебная задача. В данной ситуации традиционный метод обучения двигательным навыкам, основанный на учении И.П. Павлова об условном рефлексе, вступает в противоречия с теорией учебной деятельности. Для разрешения противоречия нами была проанализирована альтернативная павловской теория физиологии активности Н.А. Бернштейна.

В связи с этим, была определена цель, объект и предмет исследования и начата работа по разработке содержания и принципов преподавания физической культуры в соответствии с теми требованиям, которые предъявляются к преподаванию учебных предметов на современном этапе развития образования.

На этом же этапе исследования сформулирована гипотеза, согласно которой формирование техники двигательного действия, основываясь на теории Н.А. Бернштейна, будет приводить не только к её более качественному освоению, но и к формированию необходимых универсальных учебных действий.

Работа по анализу работ в сфере физической культуры, обучение в которых ведётся с позиций деятельностного подхода, соотнесение теорий учебной деятельности и теории физиологии активности, и выработка на этой основе методики обучения технике двигательных действий производилась на втором этапе исследования.

Проверка выдвинутой гипотезы и оценка эффективности разработанной методики осуществлялась на третьем этапе исследования в серии педагогических экспериментов во время педагогических практик (январь 2014 г.– март 2014 г.; ноябрь 2014 декабрь 2014 г. Экспериментальная проверка методов производилось на материале лыжных ходов и спринтерского бега.

Четвёртый этап – анализ полученных результатов и оформление их в виде дипломной работы (январь – май 2015 г.).

В исследовании принимали участие ученики 5-х (ЭГ – 27 чел., КГ – 25 чел.), и 8-х классов (ЭГ – 25 чел., КГ – 23 чел.). Экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ № 61 и МАОУ № 132 г. Перми Пермского края.

Работа с учащимися велась в форме практических занятий в течение восьми уроков во время прохождения педагогической практики.

Отличительные особенности преподавания физической культуры в контрольной и экспериментальной группах представлены в таблице 1.

Таблица 1

Особенности преподавания физической культуры по основным параметрам образовательного процесса в контрольной и экспериментальной группах

 

Цель Результат Содержание Подход Методы Предмет итоговой оценки
Экспериментальная группа
Освоение учениками системы способов физкультурной деятельности, обеспечивающих самостоятельное применение физических упражнений для удовлетворения своих потребностей Сформированные универсальные учебные действия. Опыт решения учебных задач Системно-деятельностный. Учебная задача   Достижение предметных и метапредметных результатов освоения ООП НОО
Контрольная группа
Содействие всестороннему развитию личности Развитие физических качеств, техника выполнения упражнений Знания, умения, навыки   Репродуктивный Методы формирования двигательного умения и развития двигательных качеств. Уровень физической подготовленности, качество выполнения упражнений.

 

 

Методы исследования

 

Для решения поставленных в дипломной работе задач нами использовались следующие методы исследования:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...