Работа и карьера психолога после окончания вуза
К сожалению или к счастью, но большинство студентов не прислушиваются к совету поточнее определить свою специализацию еще во время учебы в университете и кое-что для этого сделать. Они просто учатся в университете и основной целью для них становится получение диплома. За время учебы они фактически только узнают, где что написано, приобретают некоторый интеллигентский лоск. Основная специализация начинается после окончания вуза. Где можно работать психологу и какие формы специализации могут быть, указывалось в предыдущих главах. Основная карьера психолога осуществляется не в плане продвижения по служебной лестнице, а в плане квалификационного роста. Здесь можно провести аналогию с адвокатами, врачами, архитекторами. Психолог все время делает свое дело, но уровень его подопеч- Конец страницы 227 ¯ Начало страницы 228 ¯ ных или учреждений, в которых он работает, по мере роста квалификации меняется. Одно дело, когда адвокат защищает в процессе человека, обвиняемого в совершении мелкого правонарушения, совсем другое, когда он защищает крупного финансового магната. От этого зависят его престиж, заработок и пр. Если психолог становится руководителем какой-либо психологической фирмы, то проблемы управления мешают ему самому проводить непосредственную психологическую работу. Но он должен быть хорошим психологом для того, чтобы уметь нанять к себе на работу хорошего психолога. Так вот, если вы решили быть просто практикующим психологом, не имеет значения, тренером или диагностом, то после продолжительной специализации необходимо систематически посещать краткосрочные семинары и конференции (5—7 дней) для овладения новыми методами и для того, чтобы пообщаться с коллегами и быть ориентированным в том, что происходит в мире. Думаю, что такие семинары и конференции (съезды, симпозиумы) необходимо посещать не реже двух раз в год. На них можно не только послушать других, но и выступить самому. Я, в частности, так поступаю уже много лет.
Однажды моя ученица поехала на такой семинар. В свободное время она рассказала коллегам о своих методах работы. Сейчас многие из слушателей этого семинара приезжают на тренинги к ней. Конечно, если вам захочется стать психологом-организатором или администратором, то вам следует изучить азы менеджмента, бухгалтерского учета и многое другое. Но я не хочу расписывать вам вашу карьеру вплоть до пенсии. Как вы уже убедились, вкусы, интересы, желания и мотивы могут постоянно ме- Конец страницы 228 ¯ Начало страницы 229 ¯ няться. Но самое главное — в каждый момент жизни необходимо четко представлять себе свою большую конечную цель, стараться, по возможности, ее достичь, но если во время этого продвижения наверх вдруг вы увидите более привлекательную цель, не надо бояться сойти с проторенного другими пути. Здесь лучше последовать совету В. Высоцкого: Делай как я: Это значит — не надо за мной, Колея эта только моя. Выбирайся своей колеей. Конец страницы 229 ¯ Начало страницы 230 ¯ ЛИТЕРАТУРА Биология. Человек // Учебник для 9-го кл. общеобразовательных учебных заведений /Под ред. А. С. Батуева. М.: Просвещение, 1994. Ермаков П. Н., Щербатых Ю. В. Биология в вопросах и ответах. Ростов н/Д: изд-во Рост, ун-та, 1993. Климов Е. А. Психология // Учебник для школы. М.: Юнити, 1997. Популярная психология: Хрестоматия / Сост. В. В. Мироненко. М.: Просвещение, 1990. Дополнительная литература Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. 296 с. Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. 368 с.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М. Л. Гаспарова. 2-е изд. М.: Мысль, 1986. 571 с. Морено Дж. Театр спонтанности / Пер. с англ. Красноярск: Изд-во Фонда ментального здоровья, 1993. 126 с. Перле Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальттерапии. Красноярск: Изд-во управления печати и информации администрации Красноярского края, 1993. 184 с. Конец страницы 230 ¯ Начало страницы 231 ¯ Платон. Диалоги / Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1968. 607 с. Роджерс К. О групповой психотерапии / Пер. с англ. М.: Гиль-Эстель, 1993. 225 с. Сенека. Нравственные письма к Луцилию // Если хочешь быть свободным: Сенека, Честерфильд, Моруа. М.: Политиздат, 1992. С. 5—110. фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост / Пер. с англ. М. П. Папуша. М.: Всесоюзный центр перевода. 370 с. франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ, и нем. М.: Прогресс, 1990. 368 с. Фрейд 3. Психология бессознательного // Сб. произведений. М.: Просвещение, 1989. 448 с. Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви / Пер. с англ. М.: Педагогика, 1990, 160 с. Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики / Пер. с англ. Л. А. Чернышевой. Минск: «Коллегиум», 1992, 253 с. Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. 256 с. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; самоанализ / Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс-Универс», 1993. 480 с. Хорни К. Наши внутренние конфликты: Конструктивная теория невроза //Психоанализ и культура: Избр. труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: Юрист, 1995. С. 5—190. Конец страницы 231 ¯ Начало страницы 232 ¯ Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости // Избр. произведения. М.: Просвещение, 1993. С. 189—370. Юнг К. Психологические типы / Пер. с нем. СПб: «Ювента», М.: Издательская группа «Прогресс-Универс», 1995. 716 с. Конец страницы 232 ¯ Начало страницы 233 ¯ Приложения Программы для поступающих на психологические факультеты Таблицы для экспериментально-психологического исследования Афоризмы, правила, заморочки на психологические темы. Конец страницы 233 ¯ Начало страницы 234 ¯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|