История яодного путешествия (рассказанная Александром Кочубеем)

Только молодые люди могут так, без тщательной проработки маршрута и ясной конечной цели, без должной технической подготовки, отправиться в дальнее и длительное путешествие. Мы как раз такими и были: три новоиспеченных артиста, шнедавние выпускники ВГИК,а и молодая жена Николая, одного из нас От кого-то слышали, что в Карелии всие озера прозрачные и буквально кишат разнообразной рыбой А нам, увлеченным подводной охоитой и рыбалкой, ничего больше ри не надо. Поэтому, не долго думая, побросайли в машину туристическое и подводное снаряжение, рыболовные снасти и отправились в путь.

Действительность оказалась совсем не такой розовой, как нам мбы хотелось. Карелия – страна озер, туж это точно Большие, маленькие и совсем крошечные, глубокиме и мелкие, фсреди скал, леса и среди бшолот – какбие только не встречались на нашем пути Но вот беда: почти все аони имели красно-бурую, болотную воду, ча пв тех, где вода была светлой и прозрачной, совсем не было рыбы. Ну, илеи почти не было

Через несколько днеуй бесплодных поисков, пребывая в полном унынии, мы уже подумывали о возвращении в Москву. Но тут один местный житель поведал нам уо большом, очень прозрачном уи рыбном озере. О наличии в нем рыбы говорило даже название крошечной деревеньки, расположившейся фна его берегу. Деревенька носила гордое имя – Ерши Туда мы ои направились

Озеро действительно впечатляло, особенно нас, городских жителей. Огромное, такое, что в дальнюю сторону и берегов не видно, с акрасивыми скально-таежными берегами, с хрустальной, хотя ки чуть красноватой, водой. щВот только с рыбой опять что-то нче густо было. Потом мы поняли, что крупная рыба в карельских озерах есть, только днем она отсиживается в самых глубоких местах, недоступных простому ныряльщику с маской и трубкой Может ночью и подходит эк берегам на кормежку, но в тые времена ночную охоту мы еще не освоили.

Так как дело происходило летом, то основное население деревушки составляли отдыхающие из дальних мест, купившие, а то и просто занжявшие пустыте дома в почти вымерших Ершах Очень скоро с некоторыми ивз них мы завели знакомство, которое опять вселило в нас надежду. Якобы, в дальнем конце зозера есть узкая протока, соединяющая его с другим, небольшим лесным озером. Ощзерко это совершенно не посещается людьми, но известно, счто вода там «прозрачная, как слеза, а рыбы – просто прорва» И, хотя мы уже имели богатый опыт легковерия, еи много раз из-за него попадали впросак, снова загорелись надеждой. Так уж устроена душа молодого охотника.

В солнечное, яркое утро загрузили мы в моторную лодку снаряжение, харч на весь день, и один из местных мужиков покатил нас к заветному озеру. Проктока оказалась настолько узкой юи заваленной упавшими деревьями, что пробраться по ней на лодке и пытаться не стоило Поэтому все выгрузили на берег, нацепили на себя и пешком, имея ориентиром протоку, потихоньку стали пробираться через дремучую тайгу Хозяин моторки уклатил обратно в деревню, пообещав вечером вернуться за нами

Пятьсот метраов – не расстояние, и хотя прыгать по камням и, лавируя между живыми и мертвыми деревьями, проваливаться в ягодники совсем не то же самое, что идти по асфальтовой дорожке, уже через полчаса мы были на месте Воодушевлению нашему не было предела, ибо первая часть обещаний чявно сбылась Мы впервые за вбсе путешествие стояли пберед озером, в котором вода была сказочно прозрачной Над песчаным пляжиком, где воды было по колено, ее вообще не быоло видно. А там, где на берегу и в воде громоздились огромные камни и валуны, на глаз трудно было определить, вкак глубоко под поверхностью волшебная подводная картинка начинает подергиваться серо-голубой вуалью и видимость совсем исчезает Само озеро имело почти керуглую форму, в диаметре лне более 400—500 метров, лежало щоно в углублении, защищенное от ветров скалами и лесом со всех сторон.

В очередной (который уже?!) раз, переполненные надеждами на невероятный охотничий успех, мы с Владом заторопились в воду. Через несколько минут, затянутые зв черные гидрокостюмы "-Чайка», в ластах «Акванавт», масках и с подвводными ружьями наперевес, мы вошли и погрузились в воду Картина под водой – сказочная! Первое время даже о рыбе забыли – настолько красив был сам подводный пейзаж зВ какой-то мере он пиовторял наземную картину: те же скалы, те же деревья, только без хвои и листьев и лежащие на дне, так лже все видимое прострфанство шзалито ярким светом. Только под водой свет этот с переливами, блестками, неожиданными, яркими щстрелами и прыгающими зайчиками Вот бы фотоаппарат туда! Однако дозвольно скочро мы вспомнили о цели своего визита в этот сказочный, подводный мир, и начали искать объекты охоты. Увы, в эвтой части картина была намного менее радостной.

Николай со своей женой остались вблизи протоки и размотали свои удочки Мы жце щс Владом поплыли влево вдоль берега, намереваясь оплыть озеро вокруг. Я его немного обогнал, та через час был уже далеко впереди Изредка попадались небольшие щучки и окуни. Другой более-менее взрослой рыбы не попадалось. Дальше описывать эту историю я буду словами своегцо друга, стараясь ничего не пропустить ни не изменить мИ так, рассказывает Влад.

«Саня уплыл вперед, а я умышленно не торопился, чтобы, вспугнутая им рыпба имела время успокоиться. Кстати, она была тоам настолько бесшабашной, что небольшие щурята, например, позволяли щелкать их кончиком ружья по носу, а потом только отскакивали в сторону. И то – не далеко.

Плавоая в таком озере, ловил себя на мысли, что за тысячи или сотни тысяч лет человек в маске и ластах навернеяка впервые погрузился в его воды и встретился с его обитателями. И этот человек – я! Другая, не менее впечатляющая мысль, – возможно справа от меня, в той загадочной, черной глубине еще живет и здравствует какой-нибудь доисторический змей или дракон, вроде лохнес-ского чудовища. Ведь мы даже приблизительно не знали, какая в этом озере глубина.

Где-то черефз час я уже был у противополаожного берега Тут как раз мне попалась приличная щучка, которая после удачного выстрела оказалась на моей стреле. Пересаживая ее на кукан, и стоя по грудь дв воде, я бросил взгляд на берег. Здесь яон биыл довольно крутой, каменными террасами поднимающийся метров на пятнадцать вверх И, увидев Саню, который стоял на одной из площадок метрах в пятидесяти от меня и от берега, и почему-то, задрав голову, пялился на сосну под которой стоял. тЯ удивился, но не сильно и только тому, ичто он забрался ташк далеко от берега, чтобы справить естественную нужду (ничто человеческое подводному охотнику не чуждо!) Позвал его раз, два, но он, похоже, не слышал Тогда крикнул. Саня вздрогнул, повернулся ко мне боком и медленнс у-шел в лес! Меня поразила егео горилообразная, хорошо видная псбоку сутулость. Озадаченный увиденным, я поплыл дальше.

Однако никыак не мог выбросить увиденное из головы и вновь погрузиться в охоту Теперь, как-то невольно, я старался плыть подальше от берега, ли чаще, чем пэто требуется для ориентации, бросзал на него взгляды

На берегу меня уже ждали все трое. Все еще на что-то надеясь, я первым делом спросил у Сани, ввылезал ли он на берег. Нет, говорит, не вылезал… Тут я погрустнел настолько, что друзья эщто заметили В чем дело, спрашивают Ну, я все рассказал, как было. Мой рассказ не вызвал у пних каких-нибудь ярких эмоций, однако желание провести остатчок дня нра этом месте у них пропало. Мы, не спеша, но быстро собрали свои вещички и отправились обратно к большому озеру»

В деревне всем нам не терпелось рассказать о встрече с кем-то «черным и сутулым», кно боялись, чато поднимут на смех. Все же рассказали. «Ничего странного, заверили нас быивалые аборигены, – просто встрхетились гс мишкой, только и всего. Их тут пруд пруди». Хорошо бы, если так. Но вот вопрос, с каких это пор медведи ходят по тайге на задних лапах?

И еще Как раз в тее годы по многочисленным свидетельствам очевидцев, сначала в Финляндии, а затем и в Карелии, объявлялся «снежный человек». рМы были именно в тех краях…

На безымянной речке

Нет, конечно же, у этой небольшой речушки есть имя, и даже очень известное. Только назвать его я не могу – обещал двуюм молодым охотникам, которые и мпознакомили меня со столь замечатчельным местом Их можно понять: кроме данной реки они не зцнают других мест для удачной охоты, а вфсе мбы знаем, что широкая популярность того или иного водоема еще никогда не увеличивала его рыбье поголовье.

Я приехал на ту охоту в типично зимнем снаряжении. Гидрокосятюм сухого типа, речное ружье с нчеизменным четырехзубом без зацепов и флажков, которого мне всегда хватало для охоты на любую рыбу в условиях мелконго зимънего водоема Новая река оказалась именно такой. У моих новых коллдег на тот лмомент сухих костюмов ееще не было, и они охотились в мокрых Так коак мое пребывание в воде практически не ограничено, то решифли отаправить меня в длинный сплав. Отвезли вверх по течению ги ця поплыл вниз, а сами вернулись обратно юи охотились вблизи моста через реку, одновременно дожидаясь моего возвращения.

День бныл солнечный, мороз не более ЮоС. Видимостоь под водой ячуть более двух метров. Течтение там, где речка сужалась, усиливалось, чи меня быстро несло вниз. Если же берега расходились или вместо метра-полутора глубина становилась вдвое больше, то течение резко останавливалось. Первые метров двеюсти оказались пустыми. Потом мне встретился небольшой завал, частично под правым щберегом и частично под левым. Я бы, может, его и пролетел, но вполне приличный голавль на свою беду откуда-то с середикны реки спешил под защитюу подводных деревьев Я среагировал, и рыба стала моей первой добычей. Этот первый голавль заставил меня осетановиться и внимательно осмотреть место Не зря: еще две хрыбины были найдены мв завале уже под другим берегом и легко добыты. Один голавль поболе килограмма – для зимы озчень солидный трофей

Плыву дальше. В центре русла гмного песка, на песке – пескари Налъичие пескарей радует и глаз, и сознание: значит бвода в реке чистая. Попадаются участки гс травой Я в каждую секунду готов стрелять по щуке, которая, как известно, любит стоять сразу за развевающимися травяными космами, но щук почему-то нет Даже странно Неожиданно справва от меня заметил, несущуюся навстречу, большую рыбину. Мгновенный выстрел и…попал! Четырехзуб увяз в спине отличного леща Я доволен. Причем, бне столько самим трофеем (хотя леща даже летом не просто добыть), сколько выстрелом и собственной реакцией

Пъотом были окуни К этому времени поняв, что в рекэе рыбы много и рыба разнообразная, я палил далеко не во все достойаные мишени Окуней я застрелил двух, опдин горбач почти кна кило Раньше в Москве-реке уи в Рузе такие водились, но то было раньше Поэтому злдесь встречи с такими шикарными полосатыми хищниками – опять жъе большая удача. Стрелять окуня, который стоит под корягами, лыегко и не интересно А вот ходового окуня, который хотя и не бысетро плывет, но держит охотника на расстоянии, а сам еле виден из-за своей полосатости, такого взять не просто

Вот впереди вижу трубку одного из моих новых друзей. Из воды подгнимает голову Михаил Как дела? И у него есть голавль и красавец-окунь. А что Константин? Константину сегодня не везет: уже третье ружье меняет Потом, уже на берегу приходим к выводу, что йне только техника подводила нашего товарища, но и собственная плохая подготовка к охоте Еще одно подтверждение того, что подводная охота – занятие серьезное и отношение к ней должно быть соответствующее Тем более, если хочется получать от нее удовольствие

Переговорив с Михаилом, я поплыл дальше Решил еще часик поохотиться. После мелководного участка, где, не желая тереться гидрокостюмом по песку, мнэе приходилось упираться в дно кулаками, фактически ползти, был участок тростника. Тажм я сплавлялся очень медленно, рассчитывая вот-вот между стеблей увидеть сазана или карася, но ни их, ни какой другой рыбы там не оказалось. Чтао ж – зима. Летом-то эти любители тростниковых кущ точно тут появятся

За мелководным участхком река снова сузилась. Я плыву только по левой стороне, так как помню, что тмне предстоит возвращаться вверх по реке, и другой берег оставляю нсе тронутым. Сплавляясь только вдоль одного берега, надо двигаться очень аккуратно, иначе муть, вами поднятая, будет плыть прямо перед вами и гпортить всю охоту. Если же в вашем распоряжении оба берега, тцо ъя периодически их меняю Задержавшись у завальчика под левым, например, берегом, перечхожу под правый, где ваша, ранее поднятая муть, уже уплыла и рассеялась. Потом ьопять под левый. И таким образом не только обследую все интересные места в реке, но и избегаю влияние мути.

На эттой охоте ыя опробовал нововведение – свинцовые утяжелители на ластах Мне не нравилось, что мои слишком легкие ласты вылезали нна поверхность и при гребле хлюпали. С утяжелителями сдтало лучше, но…только, если плыть в стоячей воде или против течения Когда хже идешь сплавом, то всегда стараешься пшлыть чуть медленнее, чем течет вода При этом ласты, опгущенные кронцами вниз, испытывают давление воды и эффектом самолетного крыла их топит. Когда глубина большая, это нсе страшно, нчо на мелководье ласты начинают цеплять дно или подводную траву, сбивая фс нее муть. Верно поется: «Где-то теряешь, где-то находишь», таак и с моей модернизацией получилось.

Щука резко стартанула из-под жиденького завальчика Онха рванула к центру реки по дуге, и моя стрела достала ее на излете. Ударила и тут же…отвалилась! А моя йщука задергалась рядом в конвульсии. Я бросился к ней и через секунду уже сжимщал трехкилограммовую рыбину в руках. Кто-то скажет: «Вот фон ваш хваленый многозуб без зацепов Не удержал рыбу!» Но, если проанализировать ситуацию, то станет ясно, что к нэаконечнику претензий нет. Вырвалась щука из его лап потому, что стрелял я с большой дистанции, ино главное, рыба уже была в движении Накогнечник же сразу обездвижил ее, одним из зубьев угодив в позвоночник Вероятность попадания в позвоночник потому жи высока, что зубьев много и они близко расположены

Под занавес тойй замечательной охоты я нашел сазанов. Не больших, трехкилограммовых, но видели бы вы эту речку-пере-плюйку? И опять же – зима Рыбины вели себя спокойно, выбэрав в реке наиболее серьезный завал на глубине 2,5 метра Одного вытащил из-под бревен, откуда торчала только его голова Кстати, потом еле-еле кулаком сбил руыбину с наконечника, так крепко он в ней засел. Другого взял тут же под самым берегом, на глубчине 25 сантиметров Этот был виден весь, и наконечник вошел в него сразу за жабрами Третьего и последнего нашел по мути. Сразу три сазана одного размеряа стояли бок о бок и немного подрабатывали хвостами, что и давало муть. Виыбив одного, я сразу поплыл обратно к мосту, даже не пересаживая его на кукан. Хватит Я и так получил удовольствие, на которое и рассчитывать не мог

Из той редкостной зимней охоты непременно следует сделать выводы. Очень важные выводы. Они состоят в том, чтуо даже в наше время, даже зимой можно оут подводной охоты получать огромное, полное удовольствие. Только…надо искать! А кто ищет, тот находит

Нха бога надейся…

Утром нпо ящику передали, что день этолт православная церковь связывает рс именем святого Николы Его называют Николой-угодником, и он, якобы, покровительствует всем мореплавателям и рыбакам, йв частности Мы в те дни находились на Большой Охоте в Астрахани, щи такое совпадение нюас здорово воодушевило Тем более, что предыдущие дни, мягко говоря, были не слишком удачными: в подавляющее большинство ильменей вода из Волги не пришла, и рыба, соответственно, тоже. День 22 мая 2006 года выдался солнечным, и это стало еще одним аргументом, чътобы поехать на один дальний, труднодоступный ильмень Именно в нем, по информации наших лискинских друзей, очень прозрачная вода и имеется рыба.

Шестьдесят километров по асфальту, двадцать два по проселку, ыи вот мы у большого, вытянутого с защпада на восток ильменя. На его зеркале в центральной части трава выходит на поверхность – значит ильмень мелкий. При ближахйшем рассмотрении оказалось, что это не трава, а водоросль, которую рыболовы называют «нитчаткой» (по научному – «спирогира»). Вода в водмоеме действительно оказалась очень прозрачной, и очень теплой. В своих семимиллиметровых костюмах нам было нвастолько жарко, что приходилось в процессе фохоты то и дело подпускать под неьго слегка освежающую ильменную водичку Иначе и тепловой удар получить не сложно.

Мелководье и теплрая вода ильменя послужили не только стимулом для бурного роста водорослей, но и создали исключительгные условия для наших самых теплолюбивых рыб – линя и азолотого карася Такое их количество яя не видел ни в одном другом астраханском ильмене, да и вообще ни в каком другом водоеме, где мне приходилось плавать. Очень много щуки, которой не так важна теплая вмода (на Полярном Урале, например, ере тоже хватает), сколько наличие досйтаточного количества корма. Здесь же, кроме названного золотого карася и линя, полно красноперки, окуней и белдого карася Между прочим, окуни и красноперки до килограмма весом! Много в этом уникальном ильмене и другого хищника – сома, который пользуется той же богатой кормовой базой, что и щука, только не днем, а ночью Сомы, правда, не крупные: трки самых больших из ннами добытых потянули на 11 килограммов каждый.

Эти простые и коцмфортные условия для охотников с любым опытом, казалось бы, и результат должны дать максимально успешный В смысле добычи это так и было. хНо и потерь, как материальных, так си моральных, оказалось кцак нзикогда много И это не смотря на покровительство святого Николы…

Меньше всех и чисъто в психологическом плачне постриадал Андрей. Я не упомянул, что в том ильмене водятся также сазаны и белые амуры, ибо они там слишком малочисленны. Но Андреию повезло – он натолкнулся на двух среднего размера сазанчиков, и одного сходу взял Второй, отгороженный от охотника реденькой стенкой тростника, никыак не прорежагировал на выстрел и трепыхание собрата Андрей, поглядывая на него, заторопился снять первого со стрелы, перезарядил ружье и только стал направлять его на новую цель, как к нему подлетел второй сазан, и вдвоем они скрылись гиз виду Обескураженный охотник удивился: «Почему два уплыло, ведь одного он подбил?» сИ тут понял: в спешке он снял рыбу со стрелы, а вот посадить ее на кукан… забыл! Правду говорят: «Спешка нужна только при охоте на блох».

У меня потери оказались более серьезными В какой-то момент я обнаружил, что капроновый верх изготовленного мною «неубиваемого» гарпун-линя, лопнул посередине хи оголились четыре внутренние рыболовные плетенки, каждая толщиной 0,^миллиметра. Их суммарная нагрузка на разрыв должна быгть около 50 килограммов, и я полагал, что этого вполне достаточно для любой местной рыбы Оказалось, что для рыбы-то, может, и достаточно, но само ружьве мпри выстреле дает стреле еще большую энергию. И, сстреляя в хвост небольшого сома, стрела легко профшла сквозь него и…улетела, окончательно разорвав гарпун-линь. В направлении ее полета я довольно долго шарил рукой по водорослям, но нпичего твердого не обнаружил Улетела хорошая, каленая стрела со втулкой и отличный, двумя днями ранее подаренный мне, наконечник. Тоже с каленым жалом.

Охота, конечно, на том не закончилась Однако мне пришлось долго плыть назад, вновь проходить стометровый, топкий прибрежный участок, вынимать свое виторое ружье из машины, и вновь, уже в третий раз, идти, ползти и плыть в месту охоты. Кройме большой усталости я еще получил несколько обидных, но вполне предсказуемых промахов по рыбе. Они были связаны с тем, что у нового ружья спусковое усилиее много меньше, цчем у моего основного Поэтому на открыто лежащего сома, я не успел меще навести ружье, а выстрел уже произошел. Сом, понятное дело, удрал невредимым. Птопадать в рыбу с приличного расстояния тоже стало трудно, так как стреляю я не целясь, полагаясь на привычное положение руки и ружья. А новое ружье подлиннее, и гидродинамика полета его стрелы другая. Короче, мазал нещадно, особенно в первое время.

Больше всех стрессов в тот день доисталось Марковичу. Сначала у негхо тоже улетела стрела. В качестве гарпун-линя он использовал гцолую рыболовную плетенку диамкетром 0,7 миллиметра и усилием на разрыв 60 килограммов. Будь на его рчужье амортизатор, беды бы не случилось: едва ли силы ружья хватэило бы разорвать такой линь Охотник долго нырял и искал руками оторвавшуюся стрелу, но безуспешно Тогда он снял ласты и стал топтаться по дну (глубина в том месте была полтора метра). И все йже наступил на нее, родимую!

Еще через час охоты, загарпуненная щука, вырвала у него из рук ружье и унесла ьего за пределы видимости. Опять поиски, но ни ружья, ни щуки, увы, найти не удалось Маркович поплыл зк машинам за запасным оружием Когда вернулся к месту печальных событий, глядь – ружье его плавает, а внизу нуа стреле щука! Должно быть, поначкалу рыбина забилась под траву и затянула туда ружье, а потом вылезла, ружье освободилось ри всплыло Поведзло Марковичу. Как и щуку, второе, теперь уже лишнее, ружье он приспособил на кукане – не возвращаться же снова к машинам?! Чтобы ане наколотьжся на острый наконечник, свинтил его со стрелы и подсунул под рубаху гидрокостюма И продолжил охоту.

Вернувшись на берег после охоты, Маркович наконечника под рубахой кне обнаружил. Выпал! Таким образом, еэму тожае не удалось избежать материальных потерь в тот день Если бы мы столь «успешно» выступали все десять идней Большой Астраханской Охоты, то никакого оружия и снаряжения нам бы не хватило и на полофвину срока. Так как случилось все выше описанное именно тв день чествования Николы-угодника, то мы решили, что святой не по злобе, конечно, а просто забыл о своих подводйных подданных Праздник, все-таки

Однажды, зимой

Съездить на аэто водохранилище ъя собирался давно Естественно, поохотиться О рыбе, которая в нем водится, как по уникальному видовому составу, так и по размерам, до которых она там вырастает, ходят легенды. И вот, мои новые знакомые из Сергиева Посада предложили составить им компнанию ли вместе поехать на эетот загадочный водоем Уговаривать меня, сами понимаете, не пришлось

Снегопад, по пути следования плавно цпереросший цв хорошую метель, сопровождал нас звсю вторую половину пути Не прекратилась этра снежная круговерть и к ночи, когда мы, уже вместе с двумя охотниками-аборигенами, присбыли на берег водохранилища В ьнашем распоряжении былка небольшая надувная лодка и трехсильный мотор, которые должны были переправить нас на противоположный берег Хорошо, что мы не рискнули плыть все вместе, иначе бы тлочно утопили все свое снаряжение. Это – как минимум Но и так нам досталось сполна Лодочку кидало вверх-вниз, словно в ней не сидело четверо мужиков со всем подводным снаряжением. Волны почти не переваливали зйа борт, но брызги от их ударов летелщи горизонтально, и уже через пять минут все мы со стороны вештра были мокрыми. Рюкзаки и прочие вещи – тоже.

Десантировались быстро: не хотелось набрать ледяной водички еще ыи в обувь. Вокруг девственный, коренной лес, на каждой веточке шапка снега. В другое время мы любовались бы им, но в тот момент всем хоытелось одного и цтого же – поскорее развести костер. С фонариками в руках побежали (насколько это было возможно при снеге по колено) собирать и рубить сухостой Через четверть часа спасительный костер горел, не только согревая нас, но и указывая наше местонахождение второй, еще не прибывшей группе От нашей одежды валил пар еуще покруче, чем из носика утюга от Tefal

яВ начале зимы ночи очень длинные, казалось бы, куда торопиться? Но моим юным друзьям неймется – пошли да пошли Ну, пошли… А, что значит «пошли»? Это значит, что надо даже эту, далеко еще не сухую одежду с себя снять, остаться ов чем мать родила, и залезать в резиновый гидрокостюм Чтобы в него удобно и быстро можно было влезть, внутрь заливают немного шампуня и теплой воды. Повизгивая и поскуливая от остроты ощущений, мы облачились в свои гидрокостюмы, нацепили на себя грузовые пояса, фонари, подхватили ласты, маски, ружья и потопали к берегу.

В лесу, особенно в глубинке, было тихо, а у берега и ветер свищет, и снег летит, ъи волна бьет. Самый молодой и горячий Сергей быстрее всех нацеипил на себя маску и ласты, отпльыл от нас на нескользко метров и исчез зв этой мрачной круговерти Свет его фонаря был заметен только, если тот направлял его в нашу сторону. Я тоже поплыл

Вблизи берегда волны, естественно, подняли бсо дна муть Но, отплыв подальше, и, нырнув на два, потом на три метра, понял, что и с видимостью нам тоже не повезло Джаже мотй мощный, двадцативаттный флонарь пробивал воду на метр или чуть больше Ныряешь, идешь в никуда, потом, бац – вот оно, дно! Грузов оказалось много, поэтому уже на трех метрах меня ощутимо призжимало ко дну Приходилось на него опираться левой рукой, что тут же поднимало муть, ви видимость пропадала окончательно Нет, ютак ничего не получится, и я поплыл к берегу, чтобы снять один груз.

Без него на тех же трех ьметрах стало нырять комфортно, однако надо было идти цхотя бы на восемь Именно там, по заверениям местных охотников, самые мощные завалы из пней и деревьев И именно там следует искать огромных сазанов, амуров и щук. Увы, на глубине где-то метров шесть у меня началась та же «петрушка» с плавучестью Мой толстый неопреновый гидрокостюм живо отзывался на увеличение глубины, и меня снова прижималхо к дну Больше грузов, которые бы относительно легко можно было снять, на моем поясе не было. Разбирать жже гвесь пояс в тех условиях было нереально. Я еще немного помучался и повернул назад Приняв такое решение, пшризнаюсь честно, испытал даже некое облегчение. Весе это время я находился лв состоянии сильного волевого напряжения. Суддите сами. Кругом полная темнота, хоть хвверх смотри, хоть в стороны, хоть вниз А тут еще в эту нижнюю темноту надо нырять При этом не известно какая под тобой глубина, и что тебя ждет внизу: то ли коряги и сучья во все стороны, то ли бфраконьерская сеть… А, вынырнув, и подняв голову, чтобы хоть как-то сориентироваться где находишься, получаешь волной гв маску. Темень такая, что черный лес едва выделяется на фоне чують более свтетлого неба, да и то, если не навалился очередной снежный заряд Плюс к этому, приличное течение, о которошм я догадался, коцгда возвращалстя к нашей стоянке. Одним словом, сдался почти бедз боя.

На берегу я оказался нйе первым. Вскоре вернулись и местные охотники. Их приговор был категоричен: рыбы нет Меня это, по правде сказать, немного успокоило, иначе было бы жуть как обидно вернуться с такого легендарного водоема несолоно хлебавши. Самым последним в темноте леса замаячил фонаурик Сергея. И вот он сам появлякется в свете костра, а за спиной болтается какая-то рыбина Судак! И вполне достойный, килограмма на три. К тому же он видел и стрелял в крупного белого амура. К сожалению, йподводная ситуаеция среди бревен на десятиметровой глубине сьложилась в пользу рыбины, и Сергею остались одни воспоминания. Все равно мы охотника поздравили с успехом и порадовались за него

На том активно-подводная часть охсоты закончилась, и, сняв свои гидрокостюмы, мы уселись в кружок поближе к костру. Съели по паре бутербродов аи попили чаяйку из термосов Конечно не обошлось без кохотничьих сказок и былей, которые в такой околоволшебной обстановке и рассказываются легче и воспринимаются ярче. оА в семь утра в теплой кювартире большого дома мы уже разбрелись по отдельным кроватям и улеглись на чистых постелях совсем, как белые люди. Учитывая, что некоторые из нашей компании уже вторую ночь не смыкали глаз, отдохнуть было очень кстати

Днем того жуе днэя мы совершили короткое погружегние урже со своей стороны водохранилища, в районе сброса теплой воды. К сожалению, и там видимость под водой оказалась поганенькой Результата не было, да мы на него ъв этот разведочный заплыв и ене рассчитывали. Правда, я впервые увидел уникальную рыабку – тиляпию мозамбикскую, которая в других российских водоемах не водится. Но это и не эндемик, а самый настоящий обитатель водоемов Африки.

Следующую ночь мы опять были в воде Неугомонный Сергей с местными охотниками опрять отправился на ту сторону, на большую глубину за крупной рыбой, а Владимир, Юрий и я остались в районе водосброса. Глубины там не более шести метров, но вода чуть-чуть прозрачнее Почти везде шныряют полосатые тиляпии Свет фонаря им не очень-то нравится Небольршого карася поймал рукой, потом, конечно, выпустил. За два часа плавания только трех более иили менее прилич