Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность, структура, источники и функции сознания




Выявить сущность сознания – это значит вскрыть внутренние глубинные связи, основу сознания.

В философии сознание можно рассматривать в таких аспектах: гносеологическом – как особое отражение действительности; онтологическом – как реальное существование мыслей и чувств; феноменологическом – как направленность сознания на внутренние характеристики объекта познания, на его смыслы и значения; ценностном – как отношение к миру через значимость духовных и материальных ориентиров; праксеологическом – как духовно-преобразующее отношение к действительности.

Наиболее разработанным и чаще всего реализуемым в философской литературе выступает гносеологический подход. Под сознанием он понимает способность идеального (психического) отражения действительности человеком, превращения объективного содержания предмета в субъективный образ его духовной жизни. Такое понимание сознания основано на противопоставлении материального и идеального. Этим подчеркивается, что образ материального в сознании не содержит ничего материального от отображаемой материальной действительности. Это своего рода функциональное свойство мозга общественного человека, сущность которого заключается в адекватном, целенаправленном и активном отражении и конструировании внешнего мира и самого себя в образах и состояниях с помощью языка.

Сознание не только имеет возможность адекватно отражать действительность, но и субъективно её оценивать благодаря своему внутреннему эмоциональному миру.

Онтологический подход реализуется тогда, когда сознание связывают с бытием человеческого мозга и самого человека.

Ценностный и праксеологический подходы в понимании сознания отмечают связь сознания с практической деятельностью людей. Прежде чем действовать, человек планирует результат как цель в виде осознанного образа. Невозможно отделить и выделить из процесса деятельности человека формирование его сознания, поскольку это единый процесс. В деятельности человек реализует поставленные цели, познает предмет, делает его мерой и сущностью своей активности, развивает свои творческие силы.

Сознание есть функциональное свойство головного мозга человека, которое представляет собой идеальное отражение действительности во внутреннем духовном опыте человека и выступает регулятором его активности и самоконтроля. Его основными признаками являются целеполагание, целесообразность, познание, творчество, планирование и управление.

Сознание может и должно контролировать бессознательное, определять общую стратегию жизни человека. В генезисе психики человека бессознательное выступает первым, а сознательное – вторым элементом ее формирования и развития. С возникновением сознания бессознательное не растворяется в нем, оно становится необходимым элементом психики человека, но под влиянием эволюции сознания бессознательное развивается, изменяется и обогащается. Бессознательное в субъекте очеловечивается и социализируется.

Сознание можно структурировать и по носителям сознания. В этом случае различают сознание индивидуальное и сознание общества (группы, коллектива, класса, государства и др.). Разделение это носит довольно условный характер, так как они друг без друга не существуют. Сознание ребенка появляется благодаря сознанию близких к нему людей и тем самым содержит в себе элементы сознания общества, в котором он живет и действует. Сознание общества не имеет материального носителя, как сознание индивидуальное, поэтому оно существует как совокупность взглядов и идей, характерных для граждан данного общества. Отсюда – сознание индивида индивидуально и социально; оно отражает и выражает индивидуальное бытие и духовный мир конкретной личности. В нем своеобразно сочетаются черты как общие, соответствующие эпохе, так и особенные, связанные с индивидуальным воспитанием, способностями и личными физическими признаками человека.

Следует различать понятие «сознание общества» и понятие «общественное сознание», так как они не тождественны. Категорию «общественное сознание» в научный оборот ввел К. Маркс, понимая под общественным сознанием отражение общественного бытия. Общественное сознание потому и «общественное», что оно не связано только с субъектом и его способностью к самосознанию. Оно вплетено в реальную жизнь людей, которая определяет его содержание и особенности проявления. Общественное сознание имеет свою собственную структуру. В сфере общественного сознания выделяют общественную психологию и общественную идеологию. Формами общественного сознания выступают: политическое сознание, философское сознание, религиозное сознание, этическое сознание, эстетическое сознание и др. Уровнями общественного сознания являются: обыденный и теоретический.

Структура сознания в гносеологическом плане включает четыре основных элемента: знания, эмоционально-чувственные и волевые состояния, ценностные мотивации (ориентации). Наглядно она представлена на данной схеме.

 

 

 
 


Надсознание (сверхсознание)

IV II

 

Сознание в узком смысле

III I

 

Бессознательное

 
 

 


Рис. 1. Структура сознания в гносеологическом плане

 

Здесь сознание изображено в виде поля, разделенного на части. Сектор I является сферой телесно-перцептивных способностей и полученных на их основе знаний. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем организме и его взаимоотношениях с другими физическими объектами. Сектор II выражает логико-понятийный компонент сознания. С помощью мышления человек выходит за пределы чувственно данного в ощущениях и переходит на сущностные уровни характеристик предметов и явлений. Это сфера понятий, суждений и умозаключений, логических доказательств и опровержений. Сектор III связан с эмоционально-волевой компонентой сознания. Эта сфера не имеет непосредственной связи с внешним предметным миром, в ней сосредоточиваются личностные переживания, социальные чувства, волевые состояния, мечты, надежды и разочарования, постоянно сопровождающие человека. Сектор IV характеризует ценностно-мотивационный (или ценностно-смысловой) элемент сознания. Это высшие мотивы социальной активности, а также способности к их формированию и творческому воспроизведению на практике, продуктивное воображение, интуиция. Целью и регулятивом ценностного содержания сознания выступают красота, правда и справедливость, то есть не истина как форма согласования мысли с предметной деятельностью, а ценности как формы согласования предметной активности с потребностями человека, его целями и смыслом жизни. III и IV секторы образуют ценностно-эмоциональную (гуманитарную в самом широком смысле) составляющую нашего сознания, где в качестве познания выступает собственное «Я», другие «Я» и результаты гуманитарно-культурной деятельности. I и II секторы образуют внешнепознавательную (или внешнепредметную) составляющую сознания. Целью этой сферы выступает истина, ее добывание и использование.

Проблема сознания тесно связана с самосознанием. Имеется мнение, что существует сознание, а за его рамками – самосознание. Большинство философов не согласны с таким утверждением и считают самосознание определенным вектором сознания. Самосознание направлено на познание человеком самого себя, на использование полученных знаний для внутренней регуляции. Самопознание ведет к самооценке и самоконтролю. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к представляемым жизнью требованиям, умение ставить реальные цели, строго оценивать течение своих мыслей и др. Верная оценка поддерживает достоинство человека, помогает устранить недостатки. Самосознание невозможно без социального фактора, без коммуникаций.

Раскрывая проблему источников сознания, следует обратить внимание на четыре фактора, обусловливающие содержание сознания. Первым выступает внешний предметный и духовный мир. Природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. Вторым источником сознания является социокультурная среда, материальная и духовная культура общества, экономические, политические, правовые и иные отношения, деятельность социальных институтов, средства, способы и формы их познания и преобразования. Третьим источником сознания выступает духовный мир индивида – его сознание, мировоззрение и социальные качества, собственный уникальный опыт жизни и переживаний. В отсутствие непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, конструировать свое будущее, обращаясь к своему духовному миру. Четвертый источник сознания – головной мозг человека как макроструктурная особая природная система, состоящая из множества нейронов и их связей, обеспечивающих на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации мозга осуществление функционирования и развития сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохимическая организация воздействуют на сознание и его состояния. Вероятно, через деятельность мозга на сознание влияет и космическое информационное поле, одним из звеньев которого выступает эволюция сознания. Во­просы о существовании внеземных форм сознания и разума, о возможности при­общения сознания человека к семантике ко­смических полей философия в насто­ящее время оставляет открытыми.

С появлением сознания произошли существенные изменения в жизнедеятельности человека. Сознание стало обеспечивать выполнение человеком жизненно важных для него функций.

Первейшая функция сознания – познание как верное, адекватное отражение объекта познания в образах и состояниях сознания. С помощью сознания человек проникает в сущность явлений, получает необходимую информацию. Сознание не только обеспечивает знанием, оно выполняет функцию накопления знаний. Человек добывает знания об окружающей действительности, перерабатывает и систематизирует их. Вместе с тем знания, а также и сама действительность оцениваются, в чем проявляется аксиологическая функция сознания. Зная себя, на основе знаний, потребностей и интересов человек с помощью сознания выполняет телеологическую функцию – постановку целей. Обладая способностью опережать события, сознание проявляет функцию предвидения. Оно имеет также управленческую, коммуникативную, контролирующую, критическую функции. «Высшей» функцией сознания является конструкторско-творческая способность, заключающаяся в мыслительном конструировании принципиально нового. Сознание может предвосхитить будущее, при этом создается то, что не имеет аналога в действительности.

Таковы важнейшие функции сознания. Все они взаимосвязаны и в своей совокупности создают внутренние предпосылки социальной активности сознания и самого человека. Однако изложение философии сознания будет далеко не полным, если не рассмотреть практическую значимость проблемы, если не определить значение философского учения о сознании для деятельности военных кадров.

Начнем с мировоззренческого значения. Во-первых, поскольку мировоззрение включает в себя систему знаний и отношение человека к окружающему миру и самому себе, то научные знания о сознании, его происхождении, сущности и структуре формируют главное содержание, ядро мировоззрения. Для мировоззренческой подготовки военных кадров знания о своем сознании, его возможностях и формах проявления имеют основополагающее значение. Во-вторых, учение о сознании открывает большие познавательные возможности человека в различных системах отношений: человек – мир; человек – общество; человек – война; человек – воинский коллектив и др. В-третьих, философски реалистическая концепция сознания предполагает активность сознания, раскрывает возможности сознания в преодолении сил природы и «бездумных» человеческих устремлений. В-четвертых, знание источников формирования сознания позволяет объективно оценивать реальную жизнедеятельность как фактор формирования сознания, находить положительные и отрицательные моменты этого действия.

Философско-реалистический подход в понимании сознания имеет важное методологическое значение в теоретической и практической деятельности. Выявить методологическую роль данной теоретической модели сознания – значит определить систему принципов и способов организации деятельности, которая должна быть результативной. Отметим лишь наиболее важные моменты.

Во-первых, сознание фиксирует социальные связи в самом индивиде. Эти связи обнаруживаются в нем как разделение с другими людьми знаний о социальном процессе. Сознание демонстрирует социальную значимость самого индивида. Для военнослужащего такое выявление предполагает определение своего достоинства и значимости своего труда, своей профессиональной подготовленности и роли в деле защиты Отечества.

Во-вторых, главным элементом сознания является самосознание. Поэтому формирование самосознания на разных уровнях и в различных формах поможет развернуться таким человеческим качествам, как самочувствие, самопереживание, самооценка, самоанализ, самоконтроль и др. Не следует забывать, что образ самого себя, который творит человек в различных формах самосознания, не всегда адекватен этому человеку. Такой разрыв возможно преодолеть через самоопределение личности и объективную оценку в сообществе.

В-третьих, в психике человека функционируют два уровня: сознательный и бессознательный. Умение выделять их как относительно самостоятельные стороны единой психики человека позволит обеспечить их уравновешенность, не допустит существенного внутреннего конфликта и даст возможность определить общую стратегию человека, обеспечив в его поведении социальность, т. е. подконтрольность сознанию.

В-четвертых, большое значение имеет правильное понимание активности сознания. Оно позволяет, с одной стороны, опровергнуть метафизические взгляды на сознание как пассивное, зеркальное отражение внешнего мира в человеческой голове, а с другой – преодолеть абсолютизацию и мистификацию самостоятельности и активности сознания. Это подводит нас к проблеме познания, о чем пойдет речь в следующей главе.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...