Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические аспекты цены




Дисциплина «Ценообразование», 2012-2013 уч.г.

Тема 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Экономическая сущность цены

Теоретические аспекты цены

Функции цены

Основные принципы ценообразования

Факторы рыночного ценообразования.

Экономическая сущность цены

 

Цена является одной из важнейших и наиболее сложных экономических категорий товарного производства. Цена как экономическая категория отражает экономические отношения между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем товара по поводу его производства и реализации.

Существует несколько теоретических подходов к объяснению экономической сущности (природы) цены. Наиболее разработанными являются два подхода. Первый подход можно определить как производственный (затратный), а второй как непосредственно рыночный (полезности).

В соответствии с первым (затратным) подходом цена представляет собой результат действия закона стоимости. Именно в цене проявляет свое действие закон стоимости. Стоимость, являясь категорией товарного производства, находит свое выражение в форме цены. Исходя из этого, сущностную основу цены составляет стоимость, а соответственно, «цена есть денежное выражение стоимости товара». В соответствии с этим цена формируется под влиянием производственных затрат, связанных с производством и реализацией конкретных товаров. Иными словами, стоимостная теория рассматривает сущность цены в первую очередь с позиций производителя товара. Во главу угла ставится производство товара, его предложение. Однако цены конкретных товаров могут не совпадать с их стоимостями. Это вызвано тем, что в рыночных условиях величина цены конкретного товара формируется не только под действием затрат на его производство, но и целого ряда других факторов. Среди них особое место занимает величина потребности в данном товаре, которая на практике конкретизируется в виде платежеспособного спроса. Зависимость затрат на производство товара как основы цены от величины потребности в нем можно проиллюстрировать на следующем примере (табл.1.1).

Таблица 1.1

 

Влияние величины потребности в товаре «А» на затраты на

производство единицы данного товара

 

Фирма Возможный выпуск, шт. Затраты на весь выпуск млн. руб.   Затраты на ед. товара «А», тыс. руб.   Выпуск фирмами нарастающим итогом, шт. Суммарные индивиду- альные затраты, млн. руб. Средние затраты на ед. товара «А», тыс. руб.  
      4 (3:2)     7 (6:5)
    1,6     1,6 4,0
    3,6     5,2 5,2
    3,2     8,4 6,0
    3,0     11,4 6,7
    1,2     12,6 7,0

 

Известно, что потребители стремятся к минимизации своих расходов. Но при возрастающей потребности их удовлетворение возможно только при подключении дополнительных ресурсов (производственных мощностей), на которых производство товара осуществляется с более высокими затратами. В нашем примере потребность в 400 единицах товара «А» удовлетворялась бы работой одной фирмы «1». В этом случае затраты на производство этого количества товара «А» составили бы 1,6 млн. руб., а на единицу продукции 4 тыс. руб. Для удовлетворения потребности в 1400 шт. товара «А» потребовалась бы работа фирм «1», «2» и «3». Суммарные затраты на производство составили бы тогда 8,4 млн. руб., на единицы продукции 6 тыс. руб. Тогда и цена на товар «А» формировалась бы на основе затрат, равных 6 тыс. руб., а не 4 тыс. руб.

В соответствии со вторым подходом оценка товара (блага) осуществляется в рыночных условиях каждым конкретным потребителем на основе субъективной ценности (полезности) данного товара. В науке данная теория цены представлена в виде «теории предельной полезности» либо «субъективной теории ценности». Субъективная теория ценности раскрывает экономическую сущность цены с позиции потребителя. То есть потребитель предъявляет спрос только на тот товар, который, по его субъективному мнению, имеет необходимую полезность. В соответствии с этой теорией сущностную основу цены составляет ценность (полезность) товара. Определение же цены в этой теории следующее: «цена это форма выражения ценности благ (товаров), проявляющаяся в обмене».

В последнее время рассмотрение сущности цены опускается в практическую плоскость, на микро-уровне. Цена определяется как «количество денег (благ, ценностей), за которые конкретный продавец согласен продать, а конкретный покупатель готов купить данный товар». Однако данная формулировка цены не противоречит рассмотренным выше определениям цены. Здесь акцент смещен лишь на конкретные рыночные условия.

Теоретические аспекты цены

Категория цены является одним из наиболее сложных экономических понятий, вызывающих споры среди экономистов, и до настоящего времени среди них нет единства по этому вопросу. В экономической теории выделяются два основных направления познания экономической природы цены: марксистское, признающее, что в основе цены лежит трудовая стоимость, и австрийское (маржинальное), считающее, что базой цены является полезность товара.

В основе первой лежит разработанная теория стоимости, выдающимися представителями английской классической политэкономии: Вильямом Петти (1623-1687), Адамом Смитом (1723-1790), Давидом Рикардо (1772-1823).

В отношении каждого товара В. Петти различал политическую цену, под которой понимал рыночную цену, определяемую соотношением спроса и предложения, и естественную цену (стоимость), скрывающеюся за колебаниями рыночных цен. По Петти, естественная цена любого товара определяется количеством металлических денег, получаемых в среднем за него.

По Смиту, меновая стоимость товара, т.е. их количественное соотношение в обмене, определяется количеством труда, затраченного на производство обмениваемых товаров. Рыночные цены колебались вокруг уровня, обусловленного соотношением трудовых затрат на производство обмениваемых товаров.

Развитие Смитом теории стоимости свидетельствовало разграничение естественной и рыночной цены товара, причем первая трактовалась как денежное выражение стоимости. Стоимость определяется издержками на производство товара и является минимальной ценой, по которой товар может продаваться длительное время. Хотя рыночная цена иногда падает ниже стоимости, это не может продолжаться долго

А. Смит считал, что стоимость определяется трудом только «в первоначальном состоянии общества». Для условий развитого рыночного хозяйства он сконструировал другую теорию, согласно которой стоимость товара образуется путем сложения заработной платы, прибыли и ренты, приходящихся на единицу товара. Естественная цена, или стоимость сырья и материалов, определяется затратами труда, необходимых для их добычи. Земельная рента зависит от местоположения земельного участка; прибыль же предпринимателей зависит от суммы средств, вложенных в оплату труда, земельной ренты и приобретения материалов, или, иными словами, от величины вложенного в дело капитала.

Главная заслуга Давида Рикардо в развитии теории стоимости и цен заключается в том, что он показал несостоятельность последнего утверждения А. Смита. Было убедительно доказано, что земля как фактор производства не создает стоимость товаров, что приносимый ею доход – земельная рента – плод труда наемных работников и обусловлен действием закона стоимости. Отсюда следовал весьма важный вывод: единственным источником стоимости выступает лишь труд, затраченный на изготовление товара. Д. Рикардо уловил зависимость величины стоимости товара от уровня развития производительности труда и обозначил проблему общественно необходимого труда.

Различие взглядов А.Смита и Д. Рикардо заключается в понимании стоимости (цен) в проекции на реальную хозяйственную жизнь. Согласно поздней трактовке стоимости по А.Смиту, повышение заработной платы, равно как и других доходов в обществе, приводит к росту цен, т.е. к инфляции.

Теория стоимости была развита и получила наиболее полное воплощение в трудах немецкого ученого в области философии, социологии и экономики - Карла Маркса (1818-1883), им продолжена линия трудовой стоимости, эту теорию он довел до завершения, придя к выводу, что цена – это денежное выражение стоимости, а сама стоимость создается живым трудом наемных работников. Цель марксистской теории – обосновать, что в основе любых цен лежат трудовые стоимости. Цель была чисто идеологическая: от теорий трудовой стоимости перейти к теории прибавочной стоимости и тем самым обосновать эксплуататорский характер капиталистического производства.

Формула стоимости, трудовой теории стоимости К. Маркса, имеет вид:

 

W = c + v + m, (1.1)

 

где W – стоимость товара, совокупность общественно необходимых затрат труда;

с – затраты овеществленного труда (стоимость износа средств труда, потребленного сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий);

v - оплата труда наемных работников;

(с + v) – издержки предпринимателя, затраты хозяйствующего субъекта.

m – прибавочная стоимость в результате эксплуатации.

Капиталист, по Марксу, покупает не труд, а «рабочую силу» пролетария, причем полностью оплачивая ее стоимость. Он заставляет пролетария трудиться на производстве значительно больше времени, чем требуется для возмещения стоимости его рабочей силы. И весь результат этого добавочного рабочего времени капиталист безвозмездно присваивает.

Хочется отметить, что К. Маркс внес большой вклад в экономическую науку и остается одним из самых читаемых авторов в мире

Западные предприниматели, вполне обоснованно не любя К.Маркса за его учение о труде и капитале, особенно за революционные выводы из этого учения, на деле являются последовательными приверженцами теории К.Маркса о цене и стоимости. Необходимо снижать издержки производства, осознано ими давно и навсегда. Чтобы занять на рынке определенную нишу, найти и удержать свой сегмент спроса, предприниматель должен иметь запас устойчивости на случай снижения спроса и необходимости перехода на более низкие цены реализации. Этот запас создается только скрупулезной работой по снижению издержек. Иначе предприниматель лишиться прибыли.

Второе направление маржинальная теория цены противостоит марксистскому подходу, в рамках нее цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе обмена на рынке. В маржинальной теории различают два направления: субъективное маржинальное и неоклассический синтез.

Родоначальники субъективной маржинальной теории английский экономист Уильям Джевонс (1835-1882), австрийский экономист Карл Менгер (1840-1921), французский экономист Леон Вальрас(1834-1910) выделили в качестве основы цены категорию «полезность», определяемую как меру предпочтения, отдаваемого потребителем конкретному товару из предлагаемого ассортимента на рынке. Базой цены здесь выступает предельная полезность, означающая прирост единицы продукции и определяемая по формуле:

Пп = , (1.2)

 

где: Пп – предельная полезность;

Δ П – прирост величины полезности;

∆ В – прирост объема производства.

Однако оказалось совсем не просто количественно измерить размеры полезности, и экономисты предлагали различные варианты ее определения:

Первый – кардиналистическая концепция, представителями которой являются У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас, предложившие измерять полезность путем подсчета субъективных оценок контрагентов на товарном рынке, основанных на анализе собственных психологических ощущений.

Второй – ординалистическая концепция представленная английским экономистом - Френсисом Эджуортом (1845-1926), итальянским инженером-экономистом - Вильфредо Парето (1848-1923), русским ученым в области экономики, математики, физики, философии и искусства - Евгением Слуцким (1880-1948), основанная на измерении полезности путем графического изображения потребительского выбора предлагаемого товара наибольшей полезности с учетом зависимости от величины дохода потребителя, (построение кривых безразличий).

Третий – концепция потребительских предпочтений, выдвинутая американским экономистом Полом Самуэльсоном (1915-2009). Он предложил индексную функцию полезности всей массы товарных наборов и определение количественной величины полезности одних товарных наборов по сравнению с другими путем наблюдения за процессом продаж.

Как показала практика, предложенные варианты отличаются высокой степенью абстракции и невозможностью применения для определения цены конкретного товара.

Таким образом, если в марксистской теории процесс формирования цены и стоимости происходит в сфере производства, то в теории предельной полезности это осуществляется в сфере обращения, то есть абсолютизируется спрос.

Основные положения маржинальной теории были развиты и дополнены известным английским экономистом Альфредом Маршаллом (1842-1924г.), представителем неоклассического направления. А. Маршалл синтезировал рассматриваемые до него обособленно предложение и спрос и создал маржинальную теорию цены, объединившую в единую систему важнейшие понятия из различных учений.

Основные принципы маржинальной теории цен:

1. Рассмотрение спроса и предложения как равнозначных факторов.

2. Достижение равновесия на рынке, в результате чего рыночная цена является ценой равновесия.

3. Учет и анализ соотношения спроса и предложения, их взаимосвязь с ценой в условиях чистой конкуренции: рост спроса и падение предложения при уменьшении цены и снижение спроса и рост предложения при ее увеличении.

В этой конструкции цена тяготеет к денежным издержкам, но эти издержки не связаны со стоимостью в марксистском понимании, а сами определяются соотношением спроса и предложения на те, факторы производства, которые образуют издержки.

Новым в учении А. Маршалла является включение фактора времени в анализ цен: взаимосвязь между издержками и ценами зависит от того, за какой период (долгосрочный или краткосрочный) осуществляется анализ. Если резко возрастает спрос, на какой - либо товар, то в краткосрочном периоде производители этого товара получают дополнительные доходы (сверхприбыль), пока не введены в действие новые мощности. Отсюда вытекает необходимость адаптации ценовых решений к текущему и перспективному спросу, а также необходимость оптимизации ценовых решений путем оценки альтернативных затрат (предельных, переменных, маржинальных). Кроме того, характер рыночного равновесия приобретает динамику. Спрос и предложение – категории динамические, а законы спроса и предложения действуют в тенденции. Предложенный А. Маршаллом подход к формированию цены стал основой той части современной западной экономической науки, которая называется микроэкономикой и посвящена анализу рыночных закономерностей на уровне субъектов рынка предприятий, предпринимателей и др. агентов.

Для понимания сущности цены целесообразно объединить различные подходы и рассмотреть понятие «стоимость» как категорию, имеющую дуалистический (двойственный) характер и выполняющую одновременно две функции: функцию учета затрат и функцию учета общественных потребностей, проявляющуюся в полезности товаров.

Различают следующие виды стоимости:

Индивидуальная – стоимость товара на предприятии.

Общественная – стоимость, определяемая средними условиями производства и общественно необходимыми затратами и формирующаяся в результате выравнивания индивидуальных стоимостей в процессе конкуренции. Общественная стоимость отклоняется от индивидуальной в силу различных условий производства, кроме того, она зависит от степени монополизации рынка.

Рыночная – стоимость, определяемая на рынке при столкновении интересов производителей (продавцов) и потребителей и показывающая, насколько производство соответствует общественным потребностям. Рыночная стоимость колеблется вокруг общественной стоимости, так как зависит от соотношения предложения и спроса. Если предложение превышает спрос, то рыночная стоимость будет ниже общественной, при недостаточном предложении рыночная стоимость выше общественной, а при их полном совпадении (чего не бывает на практике) – рыночная и общественная стоимости равны.

Таким образом, на рыночную стоимость товара оказывают влияние условия производства, монополизм производителей, соответствие общественным потребностям и соотношение спроса и предложения. Именно рыночная стоимость является основой рыночной цены.

 

Функции цены

Функции цен это наиболее общие свойства, которые объективно присущи категории «цена» и характерны для любого вида цен. Функции цен являются внешним проявлением их внутреннего содержания. К функциям цен может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. С достаточной степенью условности выделяют следующие функции цены:

- учетная или функция учета и измерения затрат и результатов труда;

- стимулирующая;

- распределительная;

- балансирования спроса и предложения;

Учетная или функция учета и измерения затрат и результатов труда. Определяется самой сущностью цены, так как является денежным выражением стоимости. Показывает, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете, цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения, но и размер прибыли.

В качестве примера представим, что на конкретной фирме производятся три вида продукции: «А», «Б», «В». Цены производителя и ее элементы на эти товары представлены в табл. 1.2.

 

Таблица 1.2

 

Элементы, входящие в состав цены производителя (в рублях)

 

  Товар «А» Товар «Б»   Товар «В»
Цена        
Себестоимость      
Прибыль     -5

 

Как видно из табл. 1.2, в цене товаров находят отражение затраты (себестоимость) и результаты (прибыль). Таким образом цена, выполняя учетно-измерительную функцию, учитывает и затраты, и результаты производства.

Цена не просто пассивно учитывает затраты и результаты. Цена является носителем важнейшей информации о затратах и результатах, на основе которой участники рыночных процессов могут принимать оптимальные экономические решения. Покажем это на основе данных, представленных в табл. 1.2. Прежде всего, рассчитаем структуру цен товаров «А», «Б», «В» (табл. 1.3).

 

Таблица 1.3

 

Структура цен производителя товаров «А», «Б», «В», (в процентах)

 

  Товар «А» Товар «Б» Товар «В»  
Цена      
Себестоимость      
Прибыль     -10

 

Информация о структуре цен производителя показывает, что с позиций производства самым эффективным является товар «Б». Каждый рубль реализации товара «Б» приносит производителю прибыль в размере 50 копеек. В то же время самый неэффективный — это товар «В». На каждый рубль реализации товара «В» производитель терпит убыток в 10 копеек. Информация о ценах выполняет роль индикаторов, сигналов, побуждающих участников экономических процессов (как производителей, так и потребителей) к принятию тех или иных управленческих решений.

Стимулирующая функция цены. Сущность ее заключается в поощрительном или сдерживающем воздействии цены практически на производство и потребление различных видов товаров. Оказывает стимулирующее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли. К примеру, увеличение ввозных таможенных пошлин на импортные автомобили, в конечном счете, приводят к росту внутренних цен на них. Этим самым цена стимулирует сдерживание (сокращение) притока иностранных автомобилей в страну. С другой стороны, создаются благоприятные условия для развития отечественного автомобилестроения, то есть цена поощряет отечественного производителя.

С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать: научно-технический прогресс; экономию затрат ресурсов; улучшение качества продукции; изменение структуры производства и потребления.

Стимулирование осуществляется путем повышения уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене.

Распределительная функция цены. Эта функция связана с возможность отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. С помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение национального дохода (чистого дохода) между отраслями экономики, различными формами собственности, регионами страны, фондами накопления и потребления, наконец, между различными социальными группами населения.

Распределительная функция цены предусматривает также учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость (НДС) и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджет разных уровней на общегосударственные нужды. С помощью этой функции цены решаются также и другие социальные задачи общества.

Если цена на товар значительно превышает затраты, то часть доходов перераспределяется в пользу продавца, т.е. потребитель при покупке товара несет повышенные расходы, которые создают дополнительные доходы продавца.

Пример. Допустим, что какой-то конкретный товар производится со средними затратами на единицу продукции, равными 2500 руб. за единицу товара. Усредненная цена, обеспечивающая нормальную работу производителя, составляет 3000 руб. Товар продается внутри страны и за рубеж. Перераспределительные процессы между потребителями различных стран, осуществляемые посредством цены, приведены в табл. 1.4. (Объемы потребления товара внутри страны и в других странах условно приняты одинаковыми).

Таблица 1.4

 

Ценовой механизм перераспределения доходов между странами посредством цены единицы товара

 

Ценовые показатели Страны
Страна- производитель Страна-импортер «1» Страна- импортер «2» Страна-импортер «3»
Усредненные затраты производителя, руб.        
Средняя цена производителя, руб.        
Конкретная цена для каждой страны-потребителя, руб.        
Разница между конкретной и средней ценой, руб. -1500 -500    
Доход производителя, руб. -1000      

От реализации товара для внутренних потребителей и в зарубежные страны, производитель получил доход в 2000 руб. При этом страна-импортер «3» несет повышенные расходы на сумму 1500 руб., а страна-импортер «2» — на сумму 500 рублей. Повышенные расходы этих стран и создали доходы производителя. В то же время внутренний потребитель товара получил дополнительный доход от приобретения товара на сумму 1500 руб., а потребитель страны-импортера «1» — на сумму 500 руб. Данный пример показывает, что производитель получил свой планируемый доход. Между странами-потребителями произошло перераспределение дохода. Выиграли внутренний потребитель и потребитель страны-импортера «2».

Функция балансирования спроса и предложения. Эта функция цены выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.

Сигнализирует о появлении диспропорций в сферах производства и обращения и требует принятия необходимых мер по их преодолению.

Цена служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.

Цена должна заинтересовывать производителя в повышении качества и расширении ассортимента необходимых рынку товаров, пользующихся спросом.

Спрос выражает потребность в товаре со стороны покупателя с учетом имеющихся у него возможностей купить товар. Это практически выражается в установлении обратной зависимости между рыночной ценой и количеством приобретаемых товаров. При прочих равных условиях количество приобретаемых товаров зависит от уровня цен на них. Чем выше цена, тем меньше товаров будет куплено покупателем, и объем проданных товаров снизится.

С уменьшением цены спрос на товары увеличивается. При повышении спроса, когда имеет место дефицит товаров, цены на них неизбежно растут. В условиях избытка товаров их продажа возможна лишь при снижении цен.

Функцию балансирования спроса и предложения цены выполняют в основном на микроуровне, на уровне конкретных фирм. Для этого целесообразно рассчитывать показатель (коэффициент) эластичности спроса на товар от цены. Данный показатель характеризует «на сколько % изменяется спрос на товар, если его цена изменяется на 1%». Коэффициент эластичности спроса от цены (Еэл) определяется по следующей формуле:

Е эл = : , (1.3)

где: Еэл — изменение в процентах, соответственно, спроса и цены;

Q1, Q2 — объем спроса на товар до изменения и после изменения цены;

Р1, Р2 — уровень цены до изменения и после изменения.

На условных примерах покажем расчет коэффициента эластичности спроса от цены.

Пример 1. Цена на конкретный товар снизилась на 5%. Спрос на такое изменение цены отреагировал увеличением на 8%. В таком случае коэффициент эластичности будет равен 1,6 (Еэл = 8% / 5% = 1,6).

Пример 2. Цена за единицу конкретного товара повысилась с 50 руб. до 52 руб. В результате этого спрос на данный товар снизился с 12 тыс. шт. до 10 тыс. шт. Расчет коэффициента эластичности спроса от цены осуществляется в три этапа.

На первом этапе рассчитывается изменение цен в %:

∆ Р = х 100% = = 4%

 

На втором этапе определяется изменение спроса в %:

 

∆ Q = х 100% = = - 16,7%

 

На третьем этапе определяется коэффициент эластичности спроса от цены:

Еэл = = - 4,175

Пример 3. Цена на товар снизилась на 5%, спрос увеличился за календарный период с 3000 штук до 3150 штук. В этом случае коэффициент эластичности спроса от цены составит 1.

Величина коэффициента эластичности различается в зависимости от группы товаров и может находиться в диапазоне от нуля до бесконечности. На практике различают в основном следующие виды коэффициента эластичности спроса от цены:

Еэл = 0 это совершенно не эластичные товары, без которых невозможно обойтись, например, соль, инсулин для диабетов;

Еэл < 1 это неэластичный спрос. Данный коэффициент показывает, что на каждый % изменения цены спрос меняется на величину менее 1%;

Еэл > 1 это эластичный спрос. Данный коэффициент показывает, что объем спроса меняется более высокими темпами, чем цены;

Еэл = 1 это единичная эластичность. Данный коэффициент показывает, что на 1% изменения цены объем спроса меняется также на 1%.

Е эл = ∞ совершенно эластичный товар = бесконечности.

Для эффективного функционирования каждая фирма должна разрабатывать коэффициенты эластичности спроса от цены по выпускаемым товарам. Предположим, что фирма выпускает три вида продукции: товар «А», «Б» и «В». Для расчета коэффициента эластичности спроса от цены имеется следующая условная информация (табл. 1.5.). На основании этих данных рассчитываются коэффициенты эластичности спроса от цен.

 

Таблица 1.5

 

Данные об объеме продаж и ценах на продукцию фирмы за два года и коэффициентах эластичности

 

  Товар «А»   Товар «Б»   Товар «В»  
Цена ед. товара в предыдущем году, руб.        
Цена товара в отчетном году, руб.        
Объем продаж в предыдущем году, тыс. шт.      
Объем продаж в отчетном году, тыс. шт.        
Коэффициенты эластичности спроса от цен   0,2 4,0 1,0

 

Между различными функциями цены имеется взаимосвязь, которая бывает как взаимодополняющей, так и противоречивой. Стимулирующая функция цены способствует реализации функции сбалансированности спроса и предложения, наращиванию производства товаров, пользующихся спросом. Цена может играть и противоположную роль, способствуя сокращению предложения товаров. Это также приводит к балансированию спроса и предложения, когда последнее превышает спрос.

Распределительная функция действует совместно с функцией цены в качестве средства оптимизации размещения производства, способствуя переливу капиталов в те сферы хозяйства, в которых имеются повышенный спрос на конкретные товары и высокая норма прибыли.

Учетная функция цены вступает в противоречие со всеми прочими функциями, так как в рыночных условиях цены часто существенно отклоняются от издержек производства и реализации.

Поэтому взаимосвязи между различными функциями цены должны быть предметом специальных маркетинговых исследований.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...