Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные принципы ценообразования




Под принципами ценообразования понимаются наиболее общие условия, необходимые для обеспечения нормального процесса формирования, установления и применения цен. Принципы формирования цен являются общими как для макроэкономического уровня, так и для конкретных предприятий и организаций.

К наиболее важным принципам ценообразования, относятся:

- научная обоснованность цен;

- целевая направленность цен;

- непрерывность процесса ценообразования;

- единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.

Принцип научной обоснованности цен состоит в необходимости познания и учета объективных экономических законов развития рыночной экономики и, прежде всего, действие закона стоимости, законов спроса и предложения.

Научный подход к формированию цен базируется, прежде всего, на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей в экономике системы цен. При этом необходимо выявлять тенденции развития производства на перспективу, прогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров и др.

Научная обоснованность цен во многом зависит от полноты информационного обеспечения при установлении цен, оно требует обширной и разнообразной информации, и, прежде всего, экономической.

Принцип целевой направленности цен, требует четкого определения приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен.

К примеру, решение проблем социальной защиты населения или целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышения ее качества. С этой целью у нас в стране и за рубежом (например, в США) допускается на определенный период времени устанавливать цены на принципиально новые виды продукции, обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль.

Целевые приоритеты и целевая направленность цен меняются на каждом этапе развития экономики.

Принцип непрерывности процесса ценообразования является динамичным и непрерывным. Это проявляется в том, что продукция в своем движении от сырья до готового изделия проходит ряд этапов (например, руда- чугун- сталь- прокат и т.д.). На каждом этапе товародвижения имеется своя цена. Кроме того, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции этот процесс будет все более динамичным.

Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен основан на контроле цен государственными органами, Государственный контроль осуществляют государственные органы ценообразования на федеральном и региональном уровне инспекциями по ценам, по торговле, качеству и защите прав потребителей при органах торговли.

К примеру, лекарственные средства, предназначенные для льготных групп населения.

Государство устанавливает правила формирования цен, методы исчисления отдельных элементов цен, нормативы и ставки, по которым эти элементы включаются в цены. Все это является предметом контроля со стороны государства. Особую роль государство играет при осуществлении контроля цен на продукцию, поставляемую по системе государственных закупок. Более того, для контроля формирования и применения цен на продукцию оборонного заказа действует специальный орган — Федеральная служба по оборонному заказу.

Существует общественный контроль, он проводится обществами потребителей в соответствии с Законом о защите прав потребителей.

Факторы рыночного ценообразования.

Как известно, в условиях рыночной экономики на формирование цен оказывают влияние ряд факторов. Это совокупность различных переменных аргументов (условий), которые оказывают влияние на формирование уровня, структуры и динамики цен. Условно их можно подразделить на внутренние и внешние.

Внутренние факторы.

Э то те, на которые фирма способна воздействовать. Рассмотрим основные факторы этой системы:

- мероприятия, связанные с управлением затратами. Для эффективного функционирования на каждом конкретном предприятии необходимо управлять всеми элементами затрат: материальными; трудовыми; амортизацией и прочими. Целью такого управления на конкретной фирме является создание условий для снижения (или стабилизации) затрат. Так, увеличение объемов производства может способствовать снижению общих затрат, а сокращение — их росту. Рост производительности труда, опережающий темпы роста оплаты труда, также приводит к снижению затрат за счет уменьшения доли в себестоимости заработной платы. Улучшение системы нормирования материальных ресурсов способствует сокращению затрат на них.

- формирование оптимальной номенклатуры фирмы. Как правило, предприятия выпускают несколько видов продукции, которые имеют различный уровень рентабельности. Предприятию выгодно производить изделия с высокой рентабельностью. Поэтому оно может изменять ассортиментную структуру производства в пользу высокорентабельной продукции.

- совершенствование маркетинговых исследований рынка, что предполагает более глубокое изучение конкурентной среды, рекламной деятельности, повышение имиджа фирмы и др.

- привлечение финансовых ресурсови их эффективное использование. Оптимальное соотношение между собственными и заемными финансовыми ресурсами может способствовать снижению или стабилизации цен. Это связано с возможностями расширения производства. Привлечение заемных средств (к примеру, банковского кредита) требует не только их возврата, но и определенной платы в виде процента. За использование собственных финансовых ресурсов платить не приходится. Но в рыночной экономике развита система использования заемных средств.

- обоснованное формирование и использование ценовой политики фирмы. От того, какую ценовую политику использует фирма, формируются цены на конкретные группы товаров, которые могут преследовать различные цели: завоевание сегмента рынка (низкие цены); формирование у потенциальных потребителей спроса на продукцию фирмы (низкие цены); использование высокого имиджа фирмы (высокие цены); получение сверхприбыли (высокие цены) и т.д.

- совершенствование организационного механизма предприятия. К нему можно отнести совершенствование работы с поставщиками и потребителями, выбор системы оплаты продукции и материальных ресурсов, оптимизацию организационной структуры и др.

Внешние факторы.

Это факторы, которые не подконтрольны фирме, на которые фирма не в состоянии влиять. Внешние факторы можно условно подразделить на две группы: внешние факторы, обусловленные национальными условиями, и внешние факторы, связанные с международной экономикой.

К внешним факторам, обусловленным национальной экономикой, относятся следующие факторы:

- государственное регулирование цен, которое заключается: в установлении жестких цен на отдельные виды товаров и услуг в различных сферах экономики; в формировании государственной ценовой политики; в применении системы максимальных и минимальных цен; в определении порогов и границ изменения цен;

- разработка и применение государственной налоговой, денежно-кредитной и амортизационной политики;

- использование системы таможенных пошлин на импортные и экспортные товары;

- установление минимальной оплаты труда;

- проведение антимонопольной политики;

- инфляционные процессы;

- уровень благосостояния народа.

К внешним факторам, связанным с мировой экономикой, можно отнести: изменение мировых цен (цен на мировых товарных рынках); изменение валютных курсов; конъюнктуру мировых товарных и фондовых рынков; использование запретов и ограничений во внешней торговле различных стран и др.

Под воздействием внутренних и внешних факторов формируются цены на товары и услуги внутри страны.

Контрольные вопросы:

1. Назовите экономическую природу цены.

2. Перечислите факторы, влияющие на уровень рыночной цены?

3. В чем состоит сущность марксистской и маржинальной теории цены, их различие, недостатки?

4. От чего зависит общественная стоимость товара?

5. Перечислите функции цены. Назовите те из них, которые наиболее адекватны рыночной экономике.

6. Объясните механизм действия цены, покажите взаимосвязь между различными функциями.

6. Какова взаимосвязь цены, спроса, предложения и затрат.

7. Назовите принципы, лежащие в основе процесса формирования цен.

8. Каким образом макро- и микроэкономические факторы, влияют на формирование цены.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...