Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды, фазы и циклы кризиса в организации




 

Организационные кризисы можно классифицировать:

1) технологический - при его возникновении устаревшее оборудование и технология не позволяют выпускать качественную и конкурентоспособную продукцию, что приводит к финансовым потерям;

2) социально-управленческий - возникает в результате появления между работниками или их групп конфликтов, что ведет к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве;

)   финансовый - возникает в результате нерационального использования собственного капитала и заемных средств, неэффективного использования полученной прибыли, что влечет за собой финансовые потери;

)   организационный - возникает в результате несовершенства производственной структуры управления и структуры аппарата управления в организации;

)   информационный - является следствием ситуации, в которой получаемая информация не отражает изменений, происходящей на рынке, недостаточно достоверно отражает положение дел в организации, что вызывает возникновение и увеличение различных потерь;

)   кризис взаимодействия между собственниками организации или с властью, что не позволяет проводить эффективную политику и в результате приносит существенные потери в организации.

В конечном итоге эти кризисы между собой достаточно тесно связаны и, как правило, отражаются на финансах организации.

Фазы возможно развития и преодоления кризисов:

I фаза. Спад (снижение показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности) из-за внешних факторов рынка.

II фаза. Дальнейшее ухудшение результатов деятельности под влиянием внутренних причин в организации (без ухудшений внешних условий на рынке).

III фаза. Депрессия - приспособление организации к новым условиям хозяйствования на более низком уровне доходов (при условии принятия первоочередных антикризисных мер).

IV фаза. Восстановление финансового равновесия, оживление производства - восстановление производства и реализации продукции до предкризисного уровня.

V фаза. Рост производства, ускорения экономического развития организации, увеличение объемов продаж и реализации в краткосрочной перспективе.

VI фаза. Поддержание нового экономического уровня развития предприятия, его устойчивости в длительной перспективе, создание условий для самофинансирования.

В менеджменте знания о кризисе, его возможных проявлениях в жизнедеятельности системы - основой базис для разработки эффективной программы антикризисных мероприятий.

Один из наиболее рациональных заключается в выделении пятиэтапного цикла развития:

) экспрелентное состояние - зарождение организации, формирование ее структуры. На этом этапе требуются повышенное внимание и помощь внешних организаций в лице крупных фирм, государственных и муниципальных органов, с тем чтобы создаваемая организация не самоликвидировалась;

) патентное состояние - организационное оформление и завоевание определенного сегмента рынка, количественный рост;

) виолентное состояние - устойчивое положение на рынке, агрессивная стратегия. Фирмы-виоленты бывают в форме национального, интернационального и деструктированного виолента. Первая форма характерна для индустриальных организаций, энергично действующих в национальном масштабе. Вторая форма свойственна крупным диверсифицированным организациям с зарубежной филиализацией. Третья форма указывает на гипертрофированные габариты с низкой управляемостью организации, свидетельствующие о ее закате в качестве динамичной экономической системы и предрасположенности к качественному переходу;

) коммутантное состояние - характеризует приход организации в упадок. Происходят ее структурное и предметное упрощение, распад на малые организации, специализирующиеся на отдельных продуктах, как правило, с пониженными эксплуатационными качествами. Угасает НИОКР, Продукция не совершенствуется и не обновляется. Рынок сбыта сужается и локализуется;

) леталентное состояние - характеризуется деструктуризацией организации, прекращением ее существования в прежнем качестве. Полностью изменяется производственный профиль.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др. Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр.

Кризисы могут оказывать различное влияние на развитие социально-экономических систем. Возможно разрушение или обновление организации, ее оздоровление или возникновение нового, более разрушительного кризиса.

Кризисы прогрессивны, при всей их болезненности.

Последствия кризиса определяются не только его природой и параметрами, но и эффективностью антикризисного управления. Последнее же зависит от профессионализма, системы мотивации, прогнозирования причин и последствий, искусства управления, эффективной методологии.

Кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути. Необходимость в разветвленной классификации кризисов связана с дифференциацией средств и способов управления ими. Если есть типология и понимание характера кризиса, появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания.

По структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики ее развития можно выделить отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, технологических кризисов.

Вся совокупность возможных кризисов разделяется также на группы кризисов, затяжных и кратковременных. Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.

Кризис государственного управления - особое переломное состояние в развитии и функционировании политической системы общества, государственно-властных структур, характеризуемое нестабильностью, разбалансированностью деятельности политических институтов, снижением уровня управляемости социально-экономическими процессами, обострением политических конфликтов, нарастанием критической активности масс.

Требование эффективного управления - уделять повышенное внимание выявлению проблемы. Раннее распознавание признаков кризисных ситуаций становится основной задачей антикризисного управления.

Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды.

В практике антикризисного управления очень важно уметь диагностировать наступление кризиса, отделять изменения переходного периода от изменений нормального функционирования фирмы.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Антикризисное управление кредитными организациями: учеб. пособие / А.М. Тавасиев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 480 с.

2  Антикризисное управление предприятием: учебное пособие / В.В. Жариков, И.А. Жариков, А.И. Евсейчев. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 128 с.

    Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 432 с.

    Бабушкина Е. А., Бирюкова О. Ю., Верещагина Л. С. Антикризисное управление. Конспект лекций. - М.: Издательство Эксмо, 2008. - 160 с.

    Балдин К. В., Быстров О. Ф., Рукосуев А. В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 316 с.

    Беляев А. А., Коротков Э. М. Антикризисное управление. - М.: Юнита-Дана, 2009 - 312 с.

    Демчук О.Н. Антикризисное управление: учеб. пособие. - М.: Флинта: МПСИ, 2009. - 256 с.

    Маренков Н.Л., Касьянов В.В. Антикризисное управление. Серия "Высшее образование". Москва: Национальный институт бизнеса. Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 2004. - 512 с.

    Таль Г. К. Антикризисное управление: учеб. пособие в 2 томах - М.: ИНФРА-М, 2004. - 645 с.

    Татарников Е. А. Антикризисное управление: Учеб. пособие. - М.: Издательство РИОР, 2005. - 95 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...