Классификация юридических лиц по законодательству РФ и зарубежных стран
Как уже отмечалось, современная отечественная доктрина гражданского законодательства признает деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, игнорируя концепцию о юридических лицах публичного права и, соответственно, обосновываемую цивилистами теорию о юридических лицах двух видов: публичного права и частного права. В системе юридических лиц публичного права выделяются государственные и негосударственные, то есть не интегрированные в систему государственного управления. Вместе с тем деление юридических лиц по признаку функциональности на коммерческие и некоммерческие приобрело нормативное закрепление при издании Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года. Отсутствие цели извлечения прибыли как основной задачи участия некоммерческих организаций в гражданском обороте было дополнено запретом на распределение полученной прибыли между участниками организации в законе о некоммерческих организациях 1996 года [74, с. 65]. Необходимо отметить и вытекающие из правового статуса некоммерческих юридических лиц ограничения в части осуществления дополнительных видов деятельности, а именно: избранный организацией вид деятельности должен соответствовать целям, закрепленным в уставе организации (создание и сохранение материально-технической базы); при наличии в актах законодательства ограничений по осуществлению сделок исключительно коммерческими организациями, участие в них юридических лиц некоммерческого типа вне зависимости от содержания уставных документов исключается; отсутствие возможности распределения прибыли между участниками некоммерческой организации [83].
Перечень юридических лиц, предлагаемый ГК РФ, довольно разнообразен. Так, например, в системе хозяйственных обществ могут быть созданы как открытые, так и закрытые акционерные общества, общества с дополнительной ответственностью, с ограниченной ответственностью и т.д. По этому поводу высказался Е.А. Суханов, указав на необходимость исключения из системы коммерческих организаций закрытых акционерных обществ, которые во многом «повторяют» особенности участия в гражданском обороте обществ с ограниченной ответственностью, отличаясь лишь полномочием по выпуску акций, которое большинство обществ и не реализуется [90, с. 6]. Аналогичное предложение поддерживается ученым и в отношении обществ с дополнительной ответственностью. Довольно скептически Е.А. Суханов оценивает и стремление современного отечественного законодателя внедрить в гражданский оборот практику установления новых видов некоммерческих юридических лиц не в ГК РФ, а в специальном акте законодательства - Федеральном законе о некоммерческих организациях [90, с. 7]. В частности, можно наблюдать введение таких видов юридических лиц, как: государственные корпорации и государственные компании. Е.А. Суханов, в свою очередь, обосновывает достаточность пяти форм некоммерческих организаций, а именно: потребительский кооператив, общественная либо религиозная организация, ассоциация и союз (корпоративные формы), фонд и учреждение (унитарные). Следует согласиться с позицией ученого об исключении подобной практики правового регулирования в пользу закрепления исчерпывающего перечня юридических лиц в нормах ГК РФ. Аналогичного мнения придерживается и О.А. Серова [89]. В.Ю. Савватеев поддерживает разработчиков Концепции развития гражданского законодательства РФ 2009 года в части введения новой классификации юридических лиц на корпоративные и некорпоративные организации [87]. Он предлагает принять нормативные правовые акты, в которых закрепить исключительные положения об органах управления корпоративных организаций и, соответственно, некорпоративных организаций.
Европейскому континентальному праву известно деление юридических лиц на корпорации и организации некорпоративного типа [90]. К числу первых традиционно относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы (коммерческие организации); потребительские кооперативы, ассоциации или союзы, общественные и религиозные организации (некоммерческие). Организациями некорпоративного типа являются унитарные предприятия (коммерческие организации) и фонды и учреждения (некоммерческие организации). О.А. Серова с сожалением отмечает отказ современного законодателя от использования опыта развитых в экономическом отношении стран в отношении правового регулирования деятельности кооперативов [89]. Обладая признаками корпорации, упомянутые юридические лица близки категории «товарищества». Кооперативы создаются гражданами, которые желают принимать участие в гражданском обороте опосредованно. В законодательстве зарубежных стран развитого правопорядка юридические лица публичного права находятся в поле зрения ученых-административистов, именуются «децентрализованной администрацией» [67]. Включение в систему организаций юридических лиц публичного права в некоторых иностранных государствах объясняется, по мнению Е.А.Суханова, особенностями их исторического развития. Так, например, в Германии юридическими лицами публичного права именуются не только органы публичной власти, но и университеты, торговые палаты. В Австрии используется несколько другая концепция, а именно: отсутствуют стандарты единого подхода к закреплению правового статуса субъектов публичного права, что объясняется особым гражданско-правовым статусом земель и муниципалитетов [90, с. 8]. В научной литературе отмечается, что истоки возникновения концепции о юридических лицах публичного права следует искать во Франции, где принято деление организаций на три группы: юридические лица публичного права, публичные службы и административная юстиция [94, с. 32]. К числу первых относятся государство, территориальные образования, публичные учреждения, объединения в публичном интересе (промышленные и торговые государственные учреждения).
Одной из наиболее востребованных сегодня проблем выступает практика функционирования государственных корпораций. Еще в 2009 году Президент РФ поручал Генеральному прокурору провести соответствующие проверки и предоставить отчет о правомерности создания госкорпораций. Исполняя поручение, Генеральный прокурор отметил, что руководство государственных корпораций не в полном объеме реализует предоставленные им полномочия, а в некоторых случаях - допускает злоупотребление правами [78]. Одновременно, в Концепции социально-экономического развития России на период до 2020 года государственным корпорациям уделено особое внимание. В частности, предусматривается, что Правительство РФ продолжит развивать как финансовые, так и нефинансовые институты. К числу первых отнесены следующие: Инвестиционный фонд РФ, Внешэкономбанк, ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», ОАО «Россельхозбанк», Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и т.д. Вторая группа институтов, пользующихся поддержкой Правительства РФ, включает центры содействия энергоэффективности, технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы и т.п. В перечне институтов развития особое место отведено государственным корпорациям. Следует отметить, что мировой опыт функционирования государственных корпораций позволил И.Ю. Колеснику сделать вывод о том, что жизненный цикл указанных юридических лиц завершается приватизацией [80, с. 90]. В результате некоторые государственные корпорации при их создании предполагают определенный срок действия. К таковым относятся государственные корпорации «Роснанотех», «Фонд содействия реформированию ЖКХ», Внешэкономбанк, «Росатом» и др. Среди особенностей функционирования государственных корпораций можно назвать следующие:
индивидуально-правовое регулирование их деятельности (в отношении корпораций принимаются специальные законодательные акты); имущество, переданное государственной корпорации, утрачивает статус государственной собственности; учредитель почти полностью отстранен от осуществления контроля за деятельностью корпорации (в Правительство РФ направляется годовой отчет, соответствующая информация публикуется на сайте) [80, с. 94]. Таким образом, учитывая специальный характер правосубъектности государственных корпораций, следует поддержать ученых, выдвигающих предложения о принятии нормативного правового акта, в котором были бы предусмотрены особенности создания и функционирования указанных юридических лиц [71]. В зарубежных странах юридические лица указанного типа именуются «децентрализованные», как уже отмечалось. Предпосылками их создания на рубеже XIX-XX веков стали низкая эффективность традиционных органов управления, невысокое качество оказываемых ими услуг при сохранении высокой стоимости на них. В странах прецедентного права они называются независимыми и публичными агентствами, государственными и публичными корпорациями, внеминистерскими учреждениями. В зарубежных странах децентрализованные юридические лица обособлены от системы органов государственной власти, но должны отражать общественные интересы. Они подчиняются как Главе государства непосредственно, так и органам исполнительной и законодательной власти. Во Франции выделяются три признака, присущих государственным корпорациям: статус юридического лица, участие в управлении корпорацией коллектива участников, целевая направленность ее деятельности [78, с. 52]. Во Франции используется подход, когда в законодательстве отсутствуют четкие различия между публичной и открытой компанией, хотя публичные предложения могут совершать только акционерные общества определенного вида [53]. Классификация юридических лиц частного права во Франции представлена следующими видами: ассоциации и товарищества. В свете 200-летия Гражданского кодекса Наполеона 1804 года, А.Л.Маковский не раз обращал внимание на преемственность отечественного гражданского законодательства по отношению к упомянутому нормативному правовому акту [82]. Создание товарищества оформляется договором, заключенным по инициативе лиц, достигших согласие о совместной деятельности посредством предоставления имущества в общее пользование и распределении экономии, которая может стать результатом деятельности юридического лица. Товарищества, создаваемые для осуществления торговых сделок, именуются торговыми (закон о торговых товариществах 1966 года). Соответственно, ассоциации ориентированы на достижение социальных, культурных и иных общественных задач, их деятельность не предусматривает извлечение прибыли.
В соответствии с положениями Германского гражданского уложения частные юридические лица подразделяются на два вида - союзы и учреждения. Союзы организуются на основе единства целей, обеспечивают организационное единство и не трансформируются под влиянием изменения перечня участников [90]. В системе союзов названы хозяйственные - преследуют цель извлечения прибыли (например, торговые товарищества) и нехозяйственные союзы - преследуют «идеальные» цели (политические, социальные, научные и т.п.). Учреждение создаются посредством сделки, совершенной одним лицом, которое разрабатывает учредительный акт и определяет имущество, которое подлежит передаче. Одновременно, в ФРГ функционируют и юридические лица публичного права. К ним относятся следующие: государственные финансовые и кредитные учреждения; предприятия транспорта и связи; Федеральный банк; государственные сберегательные кассы. В Швейцарии система юридических лиц представлена объединениями лиц (корпорации) и учреждения. К первым отнесены хозяйственные союзы и иные, не преследующие цель извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности. Анализ различных подходов к правовому регулированию юридических лиц публичного права позволяет утверждать, что правосубъектность юридических лиц публичного права должна определяться двумя группами норм: общими (например, закон о общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ 1999 года и т.д.) и специальными (в случаях, когда правоотношения не урегулированы общими нормами либо когда организации действуют не в публичных интересах, а в собственных). Подводя итог вышеизложенному, отметим следующее: Реализуемая в настоящее время Концепция развития гражданского законодательства в России 2009 года позволила выявить как положительные, так и отрицательные аспекты правового регулирования участия юридических лиц в гражданском обороте. Многие изменения в содержании статуса юридических лиц, безусловно, должны соотноситься с отечественной доктриной гражданского права, а не слепо интегрировать удачные, на первый взгляд, аналоги юридических лиц в зарубежных правопорядках. Одновременно, не следует отказываться от зарубежного опыта использования тех или иных правовых конструкций юридических лиц, планируемых к внедрению на территории России. Анализ результатов их функционирования в иностранных государствах, а также проектирование этого опыта на законодательно и исторически сложившиеся особенности регулирования правоотношений с участием юридических лиц в РФ позволит оценить необходимость пересмотра существующей системы юридических лиц в России. Следует признать актуальность проблемы внедрения новых моделей юридических лиц вслед за создателями Концепции развития гражданского законодательства РФ 2009 года. Однако, эта деятельность не должна привести к искусственному наращиванию организационно-правовых форм юридических лиц без должного теоретического, правового обоснования необходимости их введения. Представляется вполне обоснованным внедрение практики общественной экспертизы законопроектов об изменении системы юридических лиц в России. Президент РФ в Послании Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2013 года назвал эту процедуру «нулевым чтением» и предложил осуществить ее законодательное оформление [111]. юридическое лицо континентальный англосаксонский Заключение
В результате проведенного исследования поставленная цель была достигнута полностью, все задачи нашли разрешение. Основные результаты исследования могут быть сформулированы следующим образом: Реализуемая в настоящее время Концепция развития гражданского законодательства в России 2009 года позволила выявить как положительные, так и отрицательные аспекты правового регулирования участия юридических лиц в гражданском обороте. Многие изменения в содержании статуса юридических лиц, безусловно, должны соотноситься с отечественной доктриной гражданского права, а не слепо интегрировать удачные, на первый взгляд, аналоги юридических лиц в зарубежных правопорядках. Одновременно, не следует отказываться от зарубежного опыта использования тех или иных правовых конструкций юридических лиц, планируемых к внедрению на территории России. Анализ результатов их функционирования в иностранных государствах, а также проектирование этого опыта на законодательно и исторически сложившиеся особенности регулирования правоотношений с участием юридических лиц в РФ позволит оценить необходимость пересмотра существующей системы юридических лиц в России. Следует признать актуальность проблемы внедрения новых моделей юридических лиц вслед за создателями Концепции развития гражданского законодательства РФ 2009 года. Однако, эта деятельность не должна привести к искусственному наращиванию организационно-правовых форм юридических лиц без должного теоретического, правового обоснования. Представляется вполне обоснованным внедрение практики общественной экспертизы законопроектов об изменении системы юридических лиц в России. Президент РФ в Послании Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2013 года назвал эту процедуру «нулевым чтением» и предложил осуществить ее законодательное оформление. Отечественное гражданское законодательство находится сегодня в активной стадии реформирования, когда многие аспекты участия организаций в гражданском обороте подвергаются пересмотру. Необходимость внимания «к деталям» закрепления в нормативных правовых актах особенностей государственной регистрации юридических лиц, создаваемых посредством учреждения и реорганизации, объясняется комплексом причин, в частности, отсутствием единого подхода к определению важнейших правовых категорий в Гражданском кодексе РФ и, например, Законе о государственной регистрации юридических лиц. В ходе настоящего исследования был выявлен рад проблем нормативного характера, касающихся содержания юридического состава государственной регистрации юридических лиц, а именно: в нормативном порядке не закреплено понятие государственной регистрации юридических лиц, целей и принципов ее осуществления, а также понятие государственного реестра, его содержание, отвечающее требованиям, предъявляемым к документам и сведениям о юридических лицах, в том числе полученных в порядке электронного взаимодействия с иными государственными органами, организациями и заинтересованными лицами. Установлено и наличие коллизий в новой редакции ст. 51 Гражданского кодекса РФ, посвященной регистрации юридического лица. Особое внимание предлагается уделить рассмотрению особенностей реорганизации юридических лиц. Сегодня в актах отечественного законодательства отсутствуют нормы, содержащие сведения об элементах каждой формы реорганизации, их особенностях применительно к юридическим лицам различных организационно-правовых форм. В качестве пробела современного правового регулирования участия юридических лиц в гражданском обороте следует также назвать отсутствие нормативного закрепления оснований для признания реорганизации юридических лиц незаконной. Содержащиеся в научной литературе концепции могут помочь законодателю разработать действенный механизм признания реорганизации недействительной и четко определить правовые последствия этого юридического факта. Создание некоммерческих организаций обладает рядом специфических черт, которые варьируются в зависимости от формы собственности и вида некоммерческой организации. Одной из наиболее востребованных в современной цивилистике проблем является проблема учреждения органов государственной власти и местного самоуправления, определение их правового положения не только как полноценных участников гражданского оборота, но и представителей государства и муниципального образования в гражданских правоотношениях. Таким образом, разработка оптимального механизма регистрации юридических лиц на территории России имеет как внутриполитическое, так и внешнеполитическое значение. Выступая основной формой придания правосубъектности коллективным участникам гражданского оборота, регистрация организаций должна отвечать современным требованиям, предъявляемым сложившейся практикой внешнеторгового оборота. Сегодня руководство страны заинтересовано в создании системы правовых гарантий защиты интересов иностранных инвесторов, размещающих в Российской Федерации собственные денежные средства, а равно гарантий защиты собственных резидентов от злоупотреблений со стороны контрагентов. В настоящее время в России реализуется крупномасштабная реформа гражданского законодательства, в том числе в сфере регулирования правоотношений по созданию и деятельности юридических лиц различных организационно-правовых форм. Создатели Концепции развития законодательства о юридических лицах справедливо использовали в качестве образца применяемые на территории развитых в экономическом отношении стран нормативные правила образования организаций, прежде всего, действующие на территории стран континентальной системы права - Франции, Германии. Анализ законодательства стран с развитой рыночной экономикой показал, что государственная регистрация организаций осуществляется там посредством электронной почты (через Интернет), что ведет к экономии временных и денежных затрат учредителей. В условиях перехода России к информационному обществу реализация указанной концепции позволит вывести участников хозяйственного оборота на новый уровень развития при сохранении гарантий защиты интересов иных участников гражданских правоотношений. Одновременно, представляется вполне обоснованным сохранение существующего порядка регистрации учреждений, создаваемых Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями, поскольку в данном случае речь идет о распоряжении государственной и муниципальной собственностью, а также денежными средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, активно реализуется практика функционирования специализированных коммерческих организаций, занимающихся проблемами бизнес-планирования и непосредственно подготовкой и представлением необходимых для государственной регистрации документов в уполномоченный орган. В настоящее время в России подобная классификация организаций отсутствует, используется комплексный подход к подготовке и представлению документов в регистрирующий орган, однако в этом случае исключается ситуация выявления на стадии принятия учредителями решения о создании юридического лица рисков, которые могут привести к низкой эффективности деятельности организации. Важно иметь в виду, что в ближайшей перспективе на территории России, следуя положительному опыту стран развитого правопорядка, необходимо внедрить процедуру обязательного проведения мониторинга затрат заинтересованных лиц на осуществление регистрации юридических лиц. Это позволит повысить статус России в рейтинге стран, организованному по принципу простоты регистрации организаций (в соответствии с последними данными Россия занимает 106 место из 178 возможных мест). Более того, следует воспринять практику возложения на коммерческие организации (прежде всего, привлекающие средства граждан) обязанности по опубликованию подробных сведений о ходе и результатах своей финансово-хозяйственной деятельности на официальных сайтах в сети «Интернет», открытых для всеобщего пользования. Указанное предложение должно быть воспринято и учредителями некоммерческих организаций, функционирующих на территории России, в целях создания системы конкурентоспособных организаций. Представляется целесообразным рассмотреть вопрос об унификации перечня коммерческих и некоммерческих организаций в одном кодифицированном источнике гражданского права - Гражданском кодексе РФ, поскольку положения иных актов гражданского законодательства должны соответствовать нормам Кодекса и не вступать с ними в противоречие. Внедрение в политическую и управленческую практику рассмотренных теоретических разработок не представляется возможным при отсутствии соответствующего правового и финансового обеспечения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|