Транспорт как отрасль государственного управления
Транспорт - это совокупность видов экономической деятельности по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также организации таких перевозок. Принято выделять следующие виды транспорта: сухопутный транспорт (автомобильный и железнодорожный транспорт, транспортирование по трубопроводам); водный транспорт (морской и внутренний водный транспорт); воздушный транспорт (авиационный и космический). автомобильный транспорт, являясь одной из важнейших отраслей народного хозяйства, обеспечивает нормальное производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства, нужды капитального строительства, удовлетворяет потребности населения в перевозках и способствует укреплению оборонной мощи страны. Главными задачами автотранспортных предприятий и организаций являются полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в автомобильных перевозках, выполнение автомобильным транспортом планов перевозок грузов и пассажиров, обеспечение сохранности перевозимых грузов и своевременной доставки их в пункты назначения. Автомобильные перевозки подразделяются на городские, пригородные, междугородные и международные. В соответствии с Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами основными задачами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами или их обеспечивающих, и осуществляющих содержание, реконструкцию, ремонт автомобильных дорог, улиц, а также расположенных на маршрутах автобусных перевозок искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, технических средств организации дорожного движения, установку и эксплуатацию в непосредственной близости от автомобильных дорог рекламных и иных сооружений, способных повлиять на безопасность перевозок пассажиров автобусами, по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами.
К основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся: прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы; организация стажировки водителей; организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей; проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей; регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте; организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок. Техническое состояние автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, по которым проходят автобусные маршруты, их инженерное оборудование, порядок их ремонта и содержания должны удовлетворять требованиям безопасности движения, установленным Государственными стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог, другими нормативными документами. Дорожные, коммунальные, другие организации при введении временных ограничений или прекращении движения на участках дорог и улиц, по которым проходят автобусные маршруты (при проведении мероприятий по строительству, реконструкции, ремонту автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений и т.д.), обязаны своевременно информировать об этом владельцев автобусов, осуществляющих перевозки на соответствующих автобусных маршрутах, согласовать с органами Государственной автомобильной инспекции варианты объездных путей, при необходимости произвести дорожные работы и оборудовать их необходимыми средствами организации дорожного движения.
Проведение любых видов работ в пределах дорог, по которым проходят автобусные маршруты, или полосы их отвода (строительных, мелиоративных, изыскательских и других видов работ, прокладка линий связи и других коммуникаций, возведение новых и ремонт существующих сооружений) осуществляется только по согласованию с государственными органами управления дорожным хозяйством (дорожными органами), а на улицах - коммунальными организациями, а также органами исполнительной власти, органами Государственной автомобильной инспекции. При этом определяется точное время и место проведения таких работ, а также схемы расстановки временных технических средств регулирования движения, уведомляются владельцы автобусов. С целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду). Открытие автобусного маршрута осуществляется после обследования маршрута комиссией. В случае несоответствия действующих автобусных маршрутов требованиям безопасности дорожного движения органами исполнительной власти соответствующих территорий, по которым проходят автобусные маршруты, на основе представлений комиссий по обследованию автобусных маршрутов могут приниматься решения о временном прекращении автобусного движения на этих маршрутах или закрытии маршрута. Представление рассматривается в трехдневный срок. Решение о прекращении автобусного движения вступает в силу немедленно после его принятия, о чем информируются владельцы автобусов, осуществляющие перевозки на соответствующих маршрутах, население (с помощью средств массовой информации и объявлений, вывешиваемых на остановках соответствующих маршрутов).
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации. Железнодорожный транспорт состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из следующих принципов: устойчивость работы железнодорожного транспорта; доступность, безопасность и качество оказываемых услуг; развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта; согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется путем: проведения государственной политики в области железнодорожного транспорта; определения основы деятельности органов государственного регулирования в области железнодорожного транспорта;
утверждения обязательных для исполнения всеми участниками перевозочного процесса, иными физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов и иных актов и проведения контроля за их соблюдением; лицензирования отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта; проведения сертификации и стандартизации объектов, технических и программных средств, отдельных работ (услуг) при перевозках пассажиров и грузов железнодорожным транспортом; регулирования и контроля в области железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях и антимонопольным законодательством; определения порядка выдачи разрешений на примыкание к железнодорожным путям общего пользования строящихся, а также новых (восстановленных) железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования; выдачи разрешений на закрытие (ограничение) движения по конкретным участкам железнодорожных путей общего пользования, влияющее на выполнение установленного графика движения поездов; возложения обязанности по осуществлению отдельных перевозок железнодорожным транспортом на конкретных владельцев инфраструктур и перевозчиков в случаях возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях с соответствующей компенсацией понесенных указанными владельцами инфраструктур и перевозчиками убытков; организации и обеспечения воинских и специальных железнодорожных перевозок; руководства мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на железнодорожном транспорте; осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью физических и юридических лиц на железнодорожном транспорте, в том числе в части безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, обеспечения недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре, защиты сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации в случаях и в порядке, которые предусмотрены нормативными правовыми актами Российской Федерации; установления порядка сбора, накопления и анализа статистической информации о деятельности в области железнодорожного транспорта; установления приоритетов государственной политики в области железнодорожного транспорта общего пользования, обязательных для учета в производственной и иной деятельности владельцев инфраструктур, перевозчиков; выполнения иных предусмотренных законодательством Российской Федерации соответствующих функций.
В соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, промысла водных биологических ресурсов, разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, лоцманской и ледокольной проводки, поисковых, спасательных и буксирных операций, подъема затонувшего в море имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, санитарного, карантинного и другого контроля, защиты и сохранения морской среды, проведения морских научных исследований, учебных, спортивных и культурных целей, иных целей. Государственное управление в области торгового мореплавания осуществляется Министерством транспорта РФ, Федеральным агентством по рыболовству и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Навигационно-гидрографическое обеспечение морских путей, за исключением трасс Северного морского пути, осуществляется Министерством обороны РФ. Навигационно-гидрографическое обеспечение на трассах Северного морского пути осуществляется Министерством транспорта РФ. Министерство транспорта РФ осуществляет государственный надзор за соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании; охраной человеческой жизни на море; дипломированием членов экипажей судов, за исключением членов экипажей судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов; государственной регистрацией судов и прав на них; лоцманской службой и системой управления движением судов в морских портах; спасательной службой и взаимодействием ее с другими спасательными службами; состоянием морских путей; обеспечением защиты морской среды. Федеральное агентство по рыболовству осуществляет государственный надзор за соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании в отношении судов рыбопромыслового флота; охраной человеческой жизни на море; дипломированием членов экипажей судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов; государственной регистрацией судов рыбопромыслового флота и прав на них; лоцманской службой и системой управления движением судов в морских рыбных портах. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 января 2001 г. N 74 "О государственном надзоре за мореплаванием и техническом надзоре за спортивными и прогулочными судами в Российской Федерации" государственный надзор за соблюдением международных договоров и законодательства Российской Федерации в области охраны человеческой жизни на море и мореплавания с использованием спортивных и прогулочных судов, дипломирования членов экипажей, государственной регистрации судов и прав на них осуществляют: Федеральное агентство по физической культуре и спорту - в отношении мореплавания с использованием спортивных судов независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости для спортивных и учебно-тренировочных целей; Министерство транспорта РФ - в отношении мореплавания с использованием прогулочных судов пассажировместимостью более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости; Технический надзор за спортивными и прогулочными судами осуществляют: Федеральное агентство по физической культуре и спорту - в отношении спортивных судов независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости; Российский морской регистр судоходства Министерства транспорта Российской Федерации - в отношении морских прогулочных судов пассажировместимостью более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости; Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России - в отношении прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости. Морским торговым портом является комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту. Морским рыбным портом является комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для осуществления основного вида деятельности - комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота. Морским специализированным портом является комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, осуществляющих перевозки определенных видов грузов (древесины, нефти и других). К морским специализированным портам относятся также порты, предназначенные для обслуживания спортивных и прогулочных судов. Портовыми властями являются администрации морских портов, осуществляющие административно-властные и другие возложенные на них полномочия. Функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту осуществляет капитан морского порта. Распоряжения капитана морского порта по относящимся к его полномочиям вопросам обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту обязательны для всех находящихся в порту судов, организаций и граждан. На капитана морского торгового порта и капитана морского рыбного порта соответственно возлагается осуществление следующих функций по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в указанных портах: контроль за соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании; регистрация судов и выдача соответствующих судовых документов; регистрация права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судна или строящегося судна и иных прав на них, выдача соответствующих документов; выдача дипломов, квалификационных свидетельств, подтверждений их выдачи и паспортов моряка членам экипажей судов; проверка судовых документов, дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений выдачи дипломов и квалификационных свидетельств; контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта; оформление прихода судов в порты и выхода их из портов. В случае, если морской торговый порт и морской рыбный порт имеют смежные акватории, капитан морского торгового порта оформляет приход судов в морской торговый порт и выход судов из него, за исключением судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов; капитан морского рыбного порта оформляет приход судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов, в морской рыбный порт и выход таких судов из него; контроль за деятельностью лоцманской службы и системой управления движением судов; контроль за ледокольной проводкой судов на подходах к порту и в пределах акватории порта; выдача разрешений на подъем затонувшего в море имущества и проведение в порту строительных, гидротехнических и иных работ; расследование аварийных случаев с судами. В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ внутренний водный транспорт - один из видов транспорта, представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации. Внутренние водные пути - естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства. Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется Министерством транспорта РФ и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Министерство транспорта РФ утверждает правила и другие нормативные правовые акты, регулирующие связанные с судоходством, перевозкой и переработкой грузов, содержанием и использованием внутренних водных путей отношения и обязательные для исполнения организациями и физическими лицами. Министерство транспорта РФ непосредственно или через территориальные органы и государственные организации осуществляет контроль за соблюдением законодательства в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации, охраной человеческой жизни на внутренних водных путях, дипломированием членов экипажей судов, безопасностью судоходных гидротехнических сооружений, состоянием внутренних водных путей, обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов, государственной регистрацией судов и прав на них, лоцманской службой. Надзор за безопасностью портовых гидротехнических и судоходных гидротехнических сооружений также осуществляется Министерством транспорта РФ. При осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и грузов требуется обязательное наличие лицензий. В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию. Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Гражданская авиация, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и (или) выполнения авиационных работ, относится к коммерческой гражданской авиации. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения. Авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач, относится к государственной авиации. Использование государственной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации. Использование экспериментальной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Государственное регулирование использования воздушного пространства осуществляют следующие органы: Министерство обороны РФ - полное государственное регулирование использования воздушного пространства; Министерство транспорта РФ - государственное регулирование деятельности по использованию той части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов. В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" авиационная деятельность - это организационная, производственная, научная и иная деятельность физических и юридических лиц, направленная на поддержку и развитие авиации, удовлетворение нужд экономики и населения в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах, в том числе на создание и использование аэродромной сети и аэропортов, и решение других задач. Под авиацией понимается государственная авиация, гражданская авиация, экспериментальная авиация, авиационная промышленность, авиационная инфраструктура и единая система организации воздушного движения. Целями государственного регулирования развития авиации являются: содействие экономическому развитию Российской Федерации; укрепление обороны и обеспечение безопасности Российской Федерации; развитие и расширение международного сотрудничества Российской Федерации в интересах дальнейшей интеграции Российской Федерации в систему мировых хозяйственных связей; поддержка и развитие научно-технического потенциала авиации; удовлетворение нужд физических и юридических лиц в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах и защита их прав на безопасные, качественные и экономичные воздушные перевозки и авиационные работы и услуги; совершенствование и модернизация авиационной техники и обеспечение ее конкурентоспособности; обеспечение строительства аэродромов и аэропортов, отвечающих международным стандартам; создание рынка авиационных работ и услуг; создание системы лизинга российской гражданской авиационной техники как основы обновления парка летательных аппаратов, создание выгодных экономических условий российским и иностранным юридическим лицам, а также физическим лицам для вложения средств в приобретение указанной авиационной техники; создание новых рабочих мест. Основными принципами развития авиации являются: приоритет развития экономики, укрепления обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации; программно-целевой подход к развитию государственной, гражданской и экспериментальной авиации, разработке, созданию и производству авиационной техники; государственный контроль за развитием авиации в соответствии с законодательством Российской Федерации; равноправное и взаимовыгодное международное сотрудничество Российской Федерации в области развития авиации. Эксплуатация авиационной техники осуществляется при условии государственной регистрации такой техники и прав на нее в установленном порядке. Юридические лица осуществляют разработку, производство и испытания авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, при наличии соответствующих лицензий, сертификатов и при условии выполнения требований сохранять государственную, служебную и коммерческую тайны в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Контроль за обеспечением безопасности при разработке, производстве, испытаниях, эксплуатации, ремонте и утилизации авиационной техники возлагается на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Безопасность при проведении испытаний и эксплуатации авиационной техники обеспечивается ее разработчиками, эксплуатантами и соответствующими службами аэродромов и аэропортов. Государственная поддержка развития авиации осуществляется путем: проведения бюджетной политики, обеспечивающей развитие авиации; предоставления в установленном законом порядке налоговых и иных льгот российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в финансировании фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; предоставления в установленном законом порядке налоговых льгот российским авиационным организациям, приобретающим и эксплуатирующим российскую авиационную технику, в том числе на лизинговой основе; защиты интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации, осуществляющих деятельность в области развития авиации, в международных организациях; информационного и правового обеспечения развития авиации. В соответствии с Законом РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности" под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. К основным направлениям космической деятельности относятся: научные космические исследования; использование космической техники для связи, телевизионного и радиовещания: дистанционное зондирование Земли из космоса, включая экологический мониторинг и метеорологию; использование спутниковых навигационных и топогеодезических систем; пилотируемые космические полеты; использование космической техники, космических материалов и космических технологий в интересах обороны и безопасности Российской Федерации; наблюдение за объектами и явлениями в космическом пространстве; испытания техники в условиях космоса; производство в космосе материалов и иной продукции; другие виды деятельности, осуществляемые с помощью космической техники. Космическая деятельность включает в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства. Целями космической деятельности являются: содействие экономическому развитию государства, повышению благосостояния населения Российской Федерации путем рационального и эффективного использования космической техники, космических материалов и космических технологий, а также расширения масштабов их использования; укрепление и развитие научно-технического и интеллектуального потенциала космической индустрии и ее инфраструктуры; содействие укреплению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации; дальнейшее совершенствование и накопление научных знаний о Земле, космическом пространстве и небесных телах; развитие и расширение международного сотрудничества Российской Федерации в интересах дальнейшей интеграции Российской Федерации в систему мировых хозяйственных связей и обеспечения международной безопасности. Космическая деятельность осуществляется в соответствии со следующими принципами: содействия поддержанию мира и международной безопасности путем использования достижений космической науки и техники; поощрения привлечения внебюджетных средств в космическую деятельность при сохранении государственного контроля за их использованием и обеспечения гарантий соблюдения государственных интересов Российской Федерации; обеспечения безопасности космической деятельности и охраны окружающей природной среды; равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества Российской Федерации в области космоса; международной ответственности Российской Федерации за осуществляемую космическую деятельность; рационального сочетания и сбалансированного развития космической техники и космических технологий, применяемых в научных, социально-экономических целях, в интересах обороны и безопасности Российской Федерации. Федеральная космическая программа России является долгосрочным плановым документом, на основании которого формируется государственный заказ на создание, изготовление и использование космической техники в научных и социально-экономических целях. Федеральная космическая программа России разрабатывается с учетом установленных целей, задач и принципов космической деятельности, интересов субъектов РФ, экономического положения в стране, состояния космической науки и промышленности, необходимости комплексного развития космического и наземного сегментов космической инфраструктуры, интересов потребителей и производителей космической техники и космических технологий, состояния и тенденций развития космонавтики, конъюнктуры мирового космического рынка, принятых международных обязательств Российской Федерации и задач расширения международного сотрудничества. Федеральная космическая программа России разрабатывается в соответствии с результатами конкурсов космических проектов, представленных заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, организациями и гражданами. Конкурсы космических проектов, осуществляемых в научных и социально-экономических целях, проводятся в порядке, установленном для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. Общие сведения о Федеральной космической программе России и ежегодный отчет о ходе ее выполнения публикуются в печати. Космическая деятельность подлежит лицензированию Федеральным космическим агентством. В соответствии с Положением о лицензировании космической деятельности при осуществлении космической деятельности могут выполняться (оказываться) следующие работы (услуги): создание и производство космической техники, космических материалов и технологий, а также создание и реконструкция космической инфраструктуры; монтаж оборудования, ввод и прием в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры, их доработка, ремонт и реконструкция; подготовка средств выведения и космических объектов к запуску; подготовка космонавтов к полету на космических кораблях и научно-методическое обеспечение пилотируемых космических полетов; запуск и управление полетом космических объектов; использование (эксплуатация) космической техники, космических материалов и космических технологий, в том числе проведение исследований и экспериментов с применением космической техники, прием и (или) обработка информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли; международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства. Космическая техника, включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры, создаваемая в научных и социально-экономических целях, подлежит проверке на соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (сертификации). Сертификации также может подлежать оборудование, применяемое при создании и использовании космической техники. На основании экспертизы принимаются решения по следующим вопросам: включение проекта в Федеральную космическую программу России; выдача сертификатов на образцы космической техники, а также на оборудование, применяемое при создании и использовании космической техники; отнесение космической техники и космических технологий к продукции, экспорт которой запрещен или ограничен; подведение итогов конкурсов космических проектов; установление причин происшествий при осуществлении космической деятельности; по иным вопросам связанным с осуществлением космической деятельности, определяемым Правительством РФ. Космическая инфраструктура Российской Федерации включает в себя космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и обработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей космических объектов, полигоны посадки космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности. Объекты космической инфраструктуры, включая мобильные, являются таковыми в той мере, в какой они используются для обеспечения или осуществления космической деятельности. Любая космическая деятельность осуществляется с соблюдением требований безопасности, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Ответственность и общее руководство работами по обеспечению безопасности космической деятельности возлагаются на Федеральное космическое агентство и Министерство обороны РФ. Космическая деятельность должна осуществляться с учетом обеспечения уровня допустимых антропогенных нагрузок на окружающую природную среду и околоземное пространство. Федеральное космическое агентство и Министерство обороны РФ по требованию заинтересованных организаций и граждан обязаны предоставлять информацию об опасности, возникающей при осуществлении космической деятельности. При возникновении угрозы для безопасности населения и окружающей природной среды Федеральное космическое агентство и Министерство обороны РФ незамедлительно информируют об этом соответствующие органы государственной власти, а также организации и граждан.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|