Правовая регламентация деятельности ЕС.
Договор об учреждении ЕЭС Наиболее важный по значению и самый крупный по объему учредительный договор. В этом договоре закреплена почти вся компетенция этой организации. Не вошли в договор внешняя политика и политика безопасности, борьба с преступностью, вопросы атомной энергетики. Договор устанавливает основы экономической системы европейского сообщества, статус граждан стран, входящих в ЕЭС, статус руководящих органов ЕС. В действующей редакции договора о ЕЭС зафиксировано 318 статей: преамбула и нормативные положения. Статьи сгруппированы в 6 частей. Крупные части делятся на разделы, разделы – на главы. Часть 1. 1-16ст. Принципы. Сформулированы принципы, на которых осуществляется интеграция государств, цели, институты, основные направления деятельности ЕС. Часть 2. 17-22. Основы сообщества. Вводят гражданство ЕС, закрепляют условия его приобретения, соотношение с национальным гражданством, ряд основных прав граждан. Часть 3. 23-181. Политика сообщества. Наиболее объемная часть договора. Устанавливает полномочия сообщества в экономической, аграрной, визовой сферах, в вопросах культуры и здравоохранения. Определяет также основы внутреннего рынка, включая единую валюту.
Часть 4. 182-188. Ассоциация с заморскими странами и территориями. Отношения сообщества с зарубежными странами. Регулирует взаимоотношения с зависимыми территориями: Британские Виргинские острова, Нидерландские Антильские острова, Фр. Полинезия, Датская Гренландия, Франц. Гваделупа, Гвиана, МартинИка, Реюньон, Португалия – Мадейра, Азорские острова, Испания – Канарские острова. Часть 5. 189-280. Институты сообщества. Закрепляет основные положения, определяющие статус основных органов ЕС, которые именуются институтами. Институты ЕС выступают институтами Евратома и ЕС. Определяет статус двух консультационных органов – Экономический и социальный совет и Европейский инвестиционный банк. Предусмотрена система правовых актов, издаваемых институтами в рамках ЕС.
Часть 6. 281-318.Общие и заключительные положения. Определяются вопросы правосубъектности ЕС (возможность выступать как самостоятельный субъект МП).
Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Договор о Евратоме) подписан вместе с Договором о ЕС, однако по своему значению далеко уступает последнему. Он регулирует деятельность институтов Союза в области мирного (только мирного!) использования энергии атома, в том числе функционирование общего рынка по атомной энергии. Эта деятельность происходит в рамках отдельного Сообщества т-r Евратома, которое ныне вместе с ЕС является одним из элементов первой опоры Европейского Союза (см. предыдущий вопрос). Договор о Евратоме 1957 г. состоит из преамбулы и нормативных положений (более 200 статей).,, многие из которых дублируют соответствующие нормы Договора о ЕС (например, статус институтов или порядок принятия бюджета). Нормативные положения Договора о Евратоме сгруппированы в разделы. Раздел первый «Задачи Сообщества» носит вводный характер. Раздел второй «Положения по содействию прогрессу в области атомной энергии» закрепляет права и обязанности наднациональных институтов и государств-членов в области изучения и использования атомной энергии. Раздел третий «Положения, регулирующие деятельность институтов» и раздел четвертый «Финансовые положения» содержат в основном те же правила, что и часть пятая Договора о ЕС. Раздел пятый «Общие положения», раздел шестой «Положения, относящиеся к начальному периоду» и раздел (без номера) «Заключительные положения» корреспондируют последней части Договора о ЕС (содержат нормы общего, заключительного или переходного характера).
Договор о Европейском Союзе 1992 т. Подписанный в г. Маастрихт (Нидерланды) в 1992 г. Договор об Европейском Союзе (Маастрихтский договор) — самый «молодой» из учредительных документов организации. Он объединил Европейские сообщества и другие сложившиеся к началу 1990-х гг. интеграционные структуры государств-членов в целостную конструкцию — Европейский Союз. В Маастрихтском договоре закреплены наиболее общие цели и условия деятельности Союза во всех сферах жизни, которые обязательны в том числе для Европейских сообществ (как первой опоры). Договор о Европейском Союзе также непосредственно регулирует функционирование второй и третьей опор организации, не имеющих собственного учредительного документа — общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ), сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО). Договор о Европейском Союзе включает преамбулу и 63 статьи, которые сгруппированы в восемь разделов, три из которых не имеют самостоятельного значения. Раздел I «Общие положения» (ст. 1—7) закрепляет общие принципы', на которых строится функционирование Союза, в том числе демократические принципы конституционного строя и Санкции за их нарушение (см. вопрос № 21). Разделы II—IV (ст. 8—10), каждый из которых включает одну статью, содержат поправки в учредительные договоры Европейских сообществ: раздел II «Положения об изменении Договора об учреждении Европейского экономического сообщества с целью образовать Европейское сообщество» (ст. 8); раздел III «Положения, изменяющие Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали» (ст. 9); раздел IV «Положения, изменяющие Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии» (ст. 10). Раздел V «Положения об общей внешней политике и политике безопасности» (ст. 11—28) и раздел VI «Положения о сотрудничестве полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере» (ст. 29—42) устанавливают правовые основы деятельности Европейского Союза в рамках его второй (ОВПБ) и третьей (СПСО) опор. Раздел VII «Положения 0 продвинутом сотрудничестве» (ст. 43—45) разрешает по инициативе отдельных государств-членов (минимум восьми) ставить перед институтами Союза дополнительные задачи, которые они будут осуществлять только в отношении государств, заинтересованных в таком «сотрудничестве».
Необходимость подобного раздела обусловлена значительным расширением состава и территории Союза в начале XXI в. Европейский Союз становится все более неоднородным, и поэтому нужен более гибкий, дифференцированный подход к развитию интеграции («Европа двух, трех и т.д. скоростей»). Наиболее известным примером продвинутого сотрудничества на сегодняшний день служит «Шенгенское пространство» с прозрачными внутренними границами и единой визой. Раздел VIII «Заключительные положения» (ст. 46—53) определяет порядок ратификации и вступления в силу Маастрихтского договора и содержит другие нормы общего или заключительного характера. В частности, именно здесь закреплена единая процедура пересмотра учредительных документов Союза, предусмотрены условия и порядок вступления в него новых государств-членов. Кроме основного текста учредительные документы Европейского Союза имеют структурно обособленные разделы, приложенные к ним в виде протоколов. В протоколы к учредительным документам чаще всего включаются нормы специального или переходного характера, которые государства-члены посчитали целесообразным отделить от основных положений, чтобы не «перегружать» последние. Так как к учредительным договорам Союза не разрешаются односторонние оговорки государств-членов, то исключения и изъятия для некоторых из них также оформлены протоколами. Всего ныне действуют 36 протоколов, приложенных к учредительным документам в разное время (например, Ниццкий договор 2001 г. приложил четыре новых и отменил три ранее действовавших протокола). Наибольшее число протоколов приложено к Договору об учреждении Европейского сообщества (Договору о ЕС) 1957 г. — двадцать пять. Существуют также совместные протоколы, приложенные к двум или сразу ко всем учредительным договорам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|