Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классный час как форма патриотического воспитания детей младшего школьного возраста




 

Л.Н. Седова характеризует формы воспитания как конкретные акты деятельности, ситуации, процедуры, мероприятия, в рамках которых осуществляется взаимодействие участников воспитательного процесса, направленное на решение определенных педагогических задач [21:102].

При осуществлении задач патриотического воспитания могут применяться такие формы, как диспуты, круглый стол, беседа на этические темы, телемосты, акции милосердия, литературно-музыкальные композиции, игры и т. п. Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность. Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность младшего школьника [11:137]. Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние, т.е., говоря о патриотическом воспитании, нужно сказать, что его цели и задачи будут достигнуты только тогда, когда ребенок будет заинтересован. Например, школьник лучше запомнит те факты из истории родной страны, которые будут представлены ему в форме игры или экскурсии, чем обычной лекции.

Одной из форм патриотического воспитания школьников являются классные часы, прежде всего патриотической направленности, рассчитанные на то, чтобы помочь школьникам разобраться в сложном мире человеческих отношений, научиться тому, что может пригодиться в жизни гражданину, живущему в обществе; самим научиться определять, что хорошо и что плохо для каждого отдельного человека и всего общества в целом, воспитать в каждом ученике высоко гражданскую личность.

Классные часы патриотической направленности помогают учащимся понять для себя, как они относятся к своей семье, родному городу, краю, стране, направляют любить, уважать и ценить свое Отечество, Родину.

Е.Л. Райхлина определяет "классный час" как гибкую по составу и структуре форму фронтальной воспитательной работы, представляющую собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов [19:27].

Классный час, как форма патриотического воспитания, имеет своей целью воспитать личность - патриота России, способного на защиту государственных интересов страны, что только способствует развитию сплоченности и дружной атмосферы в классе.

Ю. Азаров, описывая секреты успеха в работе классных руководителей, свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению тематических классных часов по патриотическому воспитанию возможно решение следующих педагогических задач: познакомить учащихся с основным законами страны и символами государства, воспитывать бережное отношение к ним; показать школьникам единство прав и обязанностей; развивать речь, внимательность; воспитывать уважение к правам человека, любовь к родине; изучение обычаев и традиций родной страны; обогащение сознания учащихся знаниями о природе родного края, обществе, технике, человеке; усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности; формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка; содействие становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащегося, его способностей в области права; формирование классного коллектива как благоприятной среды развития патриотизма в жизнедеятельности школьников и т.д [1:3].

Понятно, что решение всех перечисленных задач следует связывать не с каким-то отдельным классным часом, пусть даже профессионально проведенным, а с хорошо продуманной, разработанной и организованной классным руководителем программой на учебный год, где каждому классному часу отводится определенное место и роль.

По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С. Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую.

Просветительная функция заключается в том, что тематический классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, обществознанию, истории, литературоведению и другим наукам патриотической направленности. Предметом такого классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.

Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая - его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к гимну Российской Федерации, который они ни разу не слышали.

Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему "Мир красоты, добра, справедливости" может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает внеплановую уборку территории вокруг своей школы и шефство над первоклассниками (для ребят 3-4 класса).

Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся [22:9].

Методика организации и проведения классного часа, прежде всего, предполагает определение его темы и содержания, которое в свою очередь зависит от целей, задач, возрастных особенностей детей, уровня их развития, опыта и интересов, места проведения и времени года.

Могут быть предложены различные циклы проведения классных часов патриотической направленности, например, человек и человеческие отношения; патриотическое воспитание, гражданское, нравственное; вопросы государства и права; история Отечества; знакомство с государственной символикой и т.д.

Темы классных часов разнообразны. Они заранее определяются и отражаются в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться морально-этическим и нравственным проблемам. На них формируется определённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, окружающим людям, родителям, самому себе и т. д. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников патриотических чувств. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями патриотизма. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями, будут это выборы президента, депутата или какой-либо государственный праздник (День Народного Единства, День Конституции и др.); вопроса физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека; психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного патриотического просвещения; проблемам добра, любви, уважения. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе, как правило, здесь организуются беседы окружающей действительности; общешкольным проблемам патриотического воспитания (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.)[4:10].

Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Хорошо бы поставить на стол цветы, а на стену повесить изображения герба и флага родной страны, края, города. Тема классного часа может быть написана на доске или плакате, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги. Дети в этот день не должны быть перегружены уроками и кружками.

На классном часу дети рассаживаются так, как им хочется, это помогает им расслабиться, настроиться на принятие информации.

Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость. Первый классный час, особенно в младших классах, может длиться около 20 минут, а в старших классах полчаса и более (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника). Однако в любом случае надо учитывать требования к режиму дня учащихся.

В противном случае дети могут не получить от такого классного часа ничего кроме усталости и плохого настроения.

Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития[1:5].

Часы классного руководителя очень разнообразны по содержанию, методам подготовки и проведения, но, тем не менее делаются попытки их типизации. Так, выделяют классные часы, в основе которых лежат: рассказ, беседа, сообщение классного руководителя; выступление специалиста; встреча с интересным человеком; сообщения самих школьников, подготовленные заранее, когда могут выступать один, несколько или все ученики класса.

В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.

Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки. Время вступительной части ограничено: ученики уже через 5 - 7 минут должны получить новую информацию, иначе их внимание рассеивается. Разговор можно начать с проблемной ситуации или с примеров, побуждающих их к раздумьям.

Цели основной части определяются воспитательными задачами тематического классного часа. Здесь рассматривается основное содержание проблемы.

Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса, пересмотреть какие-то свои жизненные позиции, если они противоречат патриотическому воспитанию. Заключительная часть может быть большей по времени, если разговор перешел к решению практических дел класса. Она не должна длиться слишком долго, чтобы "не смыть" впечатления от основного содержания классного часа. Можно продолжить разговор на классном собрании.

При составлении плана воспитательного часа эти его части полезно иметь в виду, чтобы было легче проверить логическую связь и наличие логического стержня в материале классного часа: постановка вопроса - в первой части; его решение - во второй, определение результата решения - в третьей[19:30].

Классному руководителю необходимо также учитывать, что в ряде случаев данный план проведения классного часа может быть педагогически нецелесообразен. Например, в случае взволновавшего всех события можно исключить вступление и сразу приступить к изложению основного содержания; или же отсутствует заключительная часть, когда школьники получают на классном часе материал для размышления, а завершается обсуждение на следующем классном часе.

Содержание классных часов и формы взаимодействия воспитанников с классным руководителем зависят не только от возраста учащихся, но и их позиции. Если на первых классных часах организатором является классный руководитель и информация исходит в основном от него, то на последующих классных часах в их проведение могут включаться и школьники. Приобщая учеников к ведению разговора о жизни, классный руководитель учит их анализу жизненных явлений [26:83].

Выступая на классных часах, дети учатся самостоятельности, ответственности за принятые решения. Активное участие в подготовке и проведении классного часа позволяет школьникам лучше осознать и запомнить его тему и содержание, выполнить поставленные задачи.

Классный час является одной из форм патриотического воспитания младших школьников, так как патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется именно в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.

Патриотическое воспитание в учебной и вне учебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм воспитания, одной из которых и является классный час. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран и знакомству с основными положениями Конституции Российской Федерации.

Патриотическое воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается также в процессе знакомства на классных часах с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.[24: 307].

Таким образом, мы выяснили, что современная школа обладает разнообразными формами воспитания, позволяющими классным руководителям воспитывать в школьниках патриотические чувства. Мы рассмотрели такую форму патриотического воспитания младших школьников как классный час и можем предположить, что она достаточно эффективна. При подготовке классных часов педагог опирается на активность, интересы, знания учащихся. Темы классных часов планируются на основе общешкольного плана, основных направлений работы школы на каждую четверть, месяц (например, проведение в школе месячников и др.), своеобразия характеров и интересов самих детей, уровня их развития.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...