25. Супружеские союзы по РП и виды сожительств
25. Супружеские союзы по РП и виды сожительств Понятие и виды брака Согласно определению Модестина, брак, — это «союз мужчины и женщины, общность на всю жизнь, соединение божественного и человеческого права». Данное определение довольно точно отражает моральные и этические аспекты римского брака, но ничего не говорит о правовых аспектах. Брак представлял собой фактические отношения между мужчиной и женщиной, основанные на взаимном притяжении и на совместном проживании в качестве мужа и жены, то есть обладало статусом легального супружества. Цель брака - создание римской семьи и рождение свободнорождённых законнорождённых римских детей, которые становились: римскими гражданами, т. е. входили в соц. -полит. структуру общества; (подвластными домовладыке, то есть входили в систему властных отношений внутри семьи; «своими наследниками» для своего отца, то есть призывались к наследству в первую очередь. Непременным условием для брака являлось наличие у супругов особого права — jus conubii (право заключать законный римский брак). Matrimonium мог быть заключен либо с мужней властью (cum manu), либо без таковой (sine manu). Условия вступления в брак;
Cum manu- древнейшая форма римского брака, устанавливающая власть мужа над женой. В случае заключения брака с недостатками формы супружеская власть приобреталась одногодичным непрерывным осуществлением брака. Тем самым признаком брака признавалась непрерывная в течение года супружеская общность Давность прерывалась и супружеская власть не наступала, если женщина проводила три ночи подряд вне дома мужа Эта процедура могла повторяться ежегодно. В агнатической семье жена не имеет ни личных, ни имущественных прав, она на положении дочери главы семьи приравнена к своим детям, подчинена одной и той же отцовской власти.
Заключение брака сum manu требовало совершения определённых обрядов. Развод мог иметь место только по инициативе мужа и был, в сущности, “отторжением жены от мужа”. Sine manu. Женщина не становилась агнаткой в семье мужа, но оставалась под властью своего отца или своих агнатических опекунов. В соответствии же с принципом цивильного права без супружеской власти не создается агнатическая семья. Тем не менее брак без супружеской власти признавался. браком цивильного права. Дети от такого брака следовали правовому положению отца, они - римские граждане, агнаты своего отца,, находятся под его защитой и покровительством. Брак sine manu заключался посредством простого соглашения, юридически завершающим актом которого был привод невесты в дом жениха при наличии согласия брачующихся и лиц, осуществляющих над ними patria potestas. Брак sine manu мог быть расторгнут по соглашению супругов или односторонним волеизъявлением как мужа, так и супруги. Способы заключения брака.
Прекращение брака:
Внебрачное сожительство обозначается термином конкубинат дозволялся законом и носил характер постоянной и моногамной связи мужчины и женщины, которые по каким-то причинам не могли или не хотели вступать в брак(типичной причиной было социальное неравенство; так, например, сенатора, вступившего в «правильный» брак с актрисой или проституткой, могли исключить из списка сенаторов). Конкубинат не имеет юридических последствий: женщина не разделяла общественного положения сожителя, ее статус никак не влиял на положение сожителя; римская семья здесь не возникала, и, соответственно, отпрыски были «натуральными детьми» — они хотя и рождались свободнорожденными и даже римскими гражданами (если мать была римлянкой в момент их рождения), но при этом не подчинялись отеческой власти и не являлись для отца «своими наследниками». Не состоявшие в браке не наследовали по завещаниям, а состоявшие в браке, но бездетные, наследовали половину завещанного. При этом мужчина не считался бездетным, если у него один ребенок, женщина, если у нее трое детей и четверо - у вольноотпущенниц. Женщины, удовлетворявшие этим требованиям, имели ряд привилегий, в том числе неограниченное право наследовать по завещаниям. В эпоху республики мужчина мог состоять в браке с одной женщиной и в конкубинате с другой. Напротив, конкубинат супруги рассматривался как уголовное преступление. В праве Юстиниана произошла трансформация конкубината в полноценный брак. Сделано это путем введения презумпции о том, что союз со свободной женщиной, ведущей пристойный образ жизни, должен рассматриваться в качестве законного супружеского союза, если только стороны не заявили публично при свидетелях и не зафиксировали в письменном документе, что они живут именно в конкубинате.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|