Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Методологические принципы построения программы Методологические и теоретические основы программы




Коррекционно - развивающая программа по работе с младшими школьниками

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………....2

I. Методологические принципы построения программы………………5

II. Организация коррекционно – развивающей работы………………..8

III.Тематическое планирование

3.1.Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 1-х классов по развитию адаптации к школе……………………………………13

3.2.Тематическое планирование занятий по индивидуальной коррекционной работе с учащимися 1 класса……………………………15

3.3. Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 2, 3 - х классов по развитию познавательных процессов…………………………..18

3.4.Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 4-х классов по развитию познавательных процессов………………………….21

Список литературы……………………………………………………...24

Приложение 1. Методики диагностики учащихся 2,3 класса………..25

Приложение 2. Методики диагностики учащихся 4 класса………….30

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач современного образования в соответствии с введенным Федеральным государственным стандартом начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, и,в особенности тех, ктоиспытывает трудности в освоении учебной программы.

К числу основных трудностей, которые обращают на себя внимание педагогов, родителей и психологов относятся проблема готовности детей к школьному обучению: сформированности компонентов интеллектуальной готовности и общей адаптации учащихся к школе,которая предполагаетне только приспособление к успешному функционированию, но и способность к психологическому и личностному развитию. При оценке психологической готовности также учитывается аспект, связанный с эмоциональным благополучием школьника. Также для учащихся первых классов трудностями, препятствующими успешному обучению, становятся недостаток развития пространственных представлений, мелкой моторики, недостаток фонетико – фонематического и звукобуквенного анализа, речи. Для учащихся 2-4 классов актуальными становятся проблемы низкого уровня развития познавательных возможностей, препятствующих успешному обучению детей в школе. К основным трудностям относятся: патология и недостаточный уровень развития внимания, обусловленные минимально мозговыми дисфункциями, низкий уровень или несформированность функции контроля, невысокий уровень развития слуховой, зрительной, слухо-моторной, комбинированной, смысловой видов памяти; операций мышления: зрительного анализа, способности к аналогии и обобщению, выделению существенных признаков; низкий уровень развития речи и речевого синтеза, фонетико – фонематического анализа; низкая продуктивность деятельности, недостаток саморегуляции.

Целесообразность создания коррекционно – развивающей программы для учащихся начальной школы продиктована необходимостью комплексного психолого – педагогического подхода к проблеме преодоления школьных трудностей у учащихся начального звена. Программа обеспечивает возможность последовательного психологического сопровождения учащихся начального звена и предполагает дифференцированных подход, основанный на учете индивидуальных возможностей личности школьника, использование групповых форм работы наряду с индивидуальной помощью учащимся, а также консультативную деятельность педагогов и родителей по вопросам помощи ребенку, учета его индивидуальных особенностей в процессе обучения.

Основными адресатом программы становятся учащиеся 1-4 классов общеобразовательной школы, имеющие учебные трудности адаптации к школе, невысокий уровень развития когнитивной и аффективной сферы, обусловленные различными вариантами отклонений психического развития или минимальных мозговых дисфункций и выявленные в результате психологической диагностики, наблюдения совместно с учителем и психологического анализа трудностей при усвоении основных учебных предметов.

Цель программы заключается в коррекции отклонений, обусловленных нейропсихологическими особенностями онтогенеза, и развитии познавательной и эмоциональной сферы младшего школьника, развитии ВПФ.

Результативность программы основывается на данных повторного диагностического исследования. Программа апробирована в МБОУ «СОШ № 5» г.Торжка.

Составленные по данной программе занятия интегрируют знания по детской нейропсихологии, психофизиологии, здоровьесбережению и возрастной психологии, учитывают возрастные этапы в формировании ВПФ (высших психических функций), их нейро – и психофизиологической основы.

Новизна представленной программы заключается заключается в сочетании дифференцированного подхода к диагностике, основанного на учете нейропсихологических особенностей развития, учете требований образовательного стандарта, рекомендаций по изучению готовности первоклассников к обучению в школе.

I. Методологические принципы построения программы Методологические и теоретические основы программы

Данная программа строится на научных теориях Н.Ф.Виноградовой, Л.Е.Журовой, конценциях школьной зрелости Л.И. Божович, Д.Б.Эльконина, Н.И. Гуткиной, Е.Е. Кравцовой, А.Л. Венгер, Р.В.Овчаровой, концепциях современной нейропсихологии детского возраста, объединяющей принцип взаимовлияния структуры и психики и принцип обучения; концепции Л.С. Выготского, показавшего в своих работах, что развитие мозга ребенка идет путем надстройки новых уровней психики над старыми, высшие психические функции формируются в предметной деятельности, зависящей от возрастного этапа развития ребенка, психическое развитие идет через обучение, то есть овладение социальным опытом. В программе также используется опыт и практические наработки Сиротюк А.Л., Локаловой Н.П. по организации помощи слабоуспевающим детям.

Теоретические основания программы исходят из современных представлений о психических структурах как «сквозных» процессах (И.А.Скворцов), а психическое развитие происходит качественными скачками. Причем нервная система ребенка особенно восприимчива в этот период к коррегирующим воздействиям, а сам скачок возможен через устранение дефицитарности и отклонений развития, элиминации повреждающих факторов, создания стимулирующих социальных условий развития.

Методические принципы программы:

• принцип единства диагностики и коррекции, предполагающий эффективность коррекции в случае предшествующей ей точной диагностики, их взаимосвязь;

• принцип нормативности и природособразности, связанный с учетом возрастных и психофизиологических особенностей ребенка;

• деятельностный принцип, основанный на организации и вовлечении школьника в деятельность, в рамках которой создаются условия для эффективности коррекционного воздействия;

• принцип от простого к сложному – постепенного усложнения уровня психического развития ребенка, что позволит создать для ребенка ситуацию успеха;

• принцип от сложного к простому, предполагающий расширение и углубление уровня психического развития через создание зоны ближайшего развития;

• принцип системности предполагает учет всех аспектов индивидуального развития личности в их взаимосвязи;

• принцип коррекции и развития, предполагающий развитие сохранных психических функций и элиминацию дефицитарных, либо задержанных, и их последующее развитие.

Реализация целей и задач коррекционно-развивающей программы предполагает решение системы задач трех уровней:

· коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение проблем развития;

· профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии;

· развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

В качестве основных задач занятий в программе выделены следующие:

Ø Обогащение сенсорного опыта младших школьников;

Ø Снятие психоэмоционального напряжения и тревожности;

Ø Стимулирование и развитие психофизиологических предпосылок высших психических функций;

Ø Развитие пространственных представлений и отношений;

Ø Развитие слухомоторной координации;

Ø Развитие произвольного внимания, функций контроля;

Ø Развитие способностей к аналогии и обобщению, аналитико-синтетической деятельности, зрительного анализа и синтеза;

Ø Развитие зрительной, слуховой, комбинированной, смысловой видов памяти;

Ø Формирование навыков саморегуляции поведения;

Ø Формирование способности слушать другого, следить за ходом мыслей и умения встраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования;

Ø Развитие речи и речевого синтеза;

Ø Развитие рефлексии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...