Общая характеристика этапов организации коррекционно – развивающей работы
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Решение о включении ребенка в коррекционно – развивающую группу принимается по результатам диагностики совместно с учителем. На этапе диагностики существенным является получение объективных данных об особенностях когнитивной сферы учащихся начальной школы: внимания, памяти, мышления, которые подлежат в дальнейшем коррекционно-развивающему воздействию. В программе используются следующие диагностические методики: Для первого класса: 1. Рисунок человека; 2. Графический диктант; 3. Образец и правило; 4. Первая буква; 5. Тест отношений к школе «Домики» в рамках мониторинга, методика самооценки Дембо - Рубинштейна, методика социометрии. Для 2-3 классов: тест Тулуз – Пьерона, диагностика объема зрительной, слуховой, слухо-моторной, комбинированной, смысловой памяти; исследование аналогий и способности к обобщению,методика самооценки Дембо - Рубинштейна, методика социометрии. Для 4 класса к перечисленным выше методикам исследования внимания и памяти добавляются диагностика речевого синтеза, речи, исследование способности к обобщению и выделению существенных признаков. Все учащиеся обследуются в течение сентября еженедельно с учетом периода первичной адаптации к школе, предусмотренного для первоклассников. По результатам диагностики формируется диагностическая карта на весь класс, в которой отражены основные особенности познавательных процессов младших школьников. Для первоклассников в карте отражаются данные мониторинга готовности к школе, которые для учащихся коррекционной группы дополняются результатами индивидуального тестирования. Результаты диагностики служат ориентиром педагогам в плане учета индивидуальных особенностей детей в учебном процессе и являются материалом для последующего индивидуального консультирования родителей.
На следующем этапе работы происходит уточнение плана и содержания занятий в соответствии со спецификой запроса, индивидуальными особенностями участников группы, условиями их развития, внесения корректив в программу. Программа предполагает вариабельность и использование коррекционно – развивающих упражнений с опорой на ту или иную функцию или качество в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Занятия проводятся еженедельно в групповой форме с учащимися в количестве от 4 до 8 человек, всего 20 занятий. Возможно проведение также индивидуальных коррекционных занятий. Коррекционные занятия целесообразно проводить не реже одного раза в неделю (при продолжительности занятия - до 40 - 50 минут). Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активности самого ребенка, участвующего в занятиях. По окончании коррекционно-развивающих мероприятий проводится итоговая (заключительная) диагностика с целью получения информации о результатах проведенной работы, тех изменениях, которые произошли в индивидуально-психологических, физических, поведенческих и других особенностях личности каждого участника группы. Коррекционно – развивающие занятия проводятся в рамках внеурочной деятельности педагога – психолога. Диагностическое обследование проводится вне учета времени, отведенного на коррекционную работу. Структура и содержание занятий Содержание занятий базируется на комплексном подходе, единстве выше перечисленных принципов и предполагает системное развитие высшихпсихических функций с опорой на те, которые развиты лучше остальных у членов группы.
Занятия содержат вводную, основную и заключительную части. Задачей вводной части является включение учащихся в работу, создание психологического настроя на активное участие в группе, положительного эмоционального фона, например, с помощью приемов аутотренинга;вопросов для активизации умственной деятельности; мозговой гимнастики, повышающей энергетику головного мозга, работоспособность. Основная часть содержит задания, направленные на развитие познавательной сферы младших школьников. Заключительная часть предполагает подведение итогов занятия, определения своего отношения к занятию, рефлексию. Занятия для учащихся 1 классов включают упражнения на развитие сенсомоторной сферы, которая выступает начальным уровнем для развития ВПФ. Закрепленные через двигательную программу навыки способствуют взаимодействию и развитию связей между разными уровнями психической деятельности. При этом занятия предполагают стимулирование правого полушария, как условия полноценного развития левого, и включают упражнения на обогащение сенсорного опыта учащихся. В целом, основываясь на приводимых А.Л. Сиротюк данных в своей книге по исследованиям Н.В.Дубровинской, Д.А.Фарбер, М.М.Безруких, коррекционное воздействие для учащихся 1 класса направлено на структуры первого блока мозга – энергетического, обеспечивающего общий тонус, необходимый для протекания психических процессов. Задания направлены на развитие пространственных представлений, слухо-моторных координаций, мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, саморегуляции, коррекцию тревожности. Для учащихся 2-3 класса коррекционное воздействие направлено на структуры первого и второго блока мозга (операционального), связанного с приемом, переработкой и хранением информации. Упражнения и задания направлены на развитие межполушарного взаимодействия, видов памяти, произвольности, самоконтроля над собственной речью, мыслительных операций обобщения и аналогий, слухо – речевое развитие. Для учащихся 4 класса коррекционное воздействие направлено на развитие 3 блока мозга – блока программирования и целеполагания. Упражнения направлены на развитие межполушарного взаимодействия, абстрактно – логического мышления, логики, операций анализа и синтеза, удержания программ, самоконтроля, саморегуляции.
Методические приемы и средства – элементы аутотренинга, арт – терапии, сказкотерапии по отработке негативных переживаний, психотехнические игры, дыхательные упражнения, приемы массажа и самомассажа, релаксационные техники, метод ФБУ с помощью аппаратного комплекса «Волна», ЭОТ (эмоционально – образной терапии) в индивидуальном консультировании, упражнения на развитие познавательных процессов в рабочих тетрадях: штриховки, аналогии, исключение лишнего, обобщающий признак, копирование, кодирование, корректурные пробы, шифровка, восстановление слова, текста и т.д. Результативность данной программы выражается в положительной динамике результатов коррекционно-развивающей работы, развитии нейропсихологических основ психической деятельности, подтверждаемых повторной диагностикой. К числу параметров прогнозируемой результативности занятий относятся: v умение сформулировать принцип или алгоритм решения задания и переносить данный алгоритм с одного задания на другое; v активное включение учащихся в деятельность, проявление интереса и творческой инициативы; v вариативность мышления, умение находить нестандартные решения и восстанавливать недостающие фрагменты; v целостность и избирательность восприятия и внимания; v развитие произвольности психических процессов, сформированность функций контроля v показатель RSA – респираторной синусовой аритмии, характеризующей навык диафрагмального дыхания; v повышение успеваемости по отдельным предметам. III.Тематическое планирование 3.1.Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 1-х классов по развитию адаптации к школе. Занятия с первоклассниками по развитию адаптации к школенаправлены на развитие положительной мотивации и интереса к занятиям, обеспечение адаптации к школе, гармонизации эмоциональной сферы и предполагают использование методов сказкотерапии, арт – терапии, ЭОТ (эмоционально образной терапии), медитации, психотехнических игр и психогимнастики.
3.2.Тематическое планирование занятий по индивидуальной коррекционной работе с учащимися 1 класса. Структура занятий предполагает использование в занятиях психотехнических и психогимнастических упражнений, направленных на развитие сенсомоторных координаций в сочетании с работой в тетрадях по заданиям направленным на развитие целостности восприятия, зрительной и слуховой памяти, внимания, мышления, ориентации на листе, мелкой моторики, пространственных (квазипространственных) представлений, речи.
3.3.Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 2, 3 - х классов по развитию познавательных процессов. Структура занятий во 2-3 классах включает упражнения натренировку внимания, памяти, развитие операций мышления: аналогий, обобщения, сравнения, анализа, синтеза, классификации, абстрагирования; математических операций; межполушарного взаимодействия; самостоятельности; саморегуляции; слухо – речевого развития, расширения кругозора. Необходимой частью занятий остаются психогимнастические упражнения и динамические паузы.
3.4.Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 4-х классов по развитию познавательных процессов. Структура занятий в 4 классе включает задания, направленные на установление логических закономерностей, построение умозаключений, решение нестандартных задач, развитие операций анализа и синтеза, развитие функции контроля собственных действий, речевого синтеза.
Список литературы 1. Белинская Е.В. «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников».- СПб.: Речь, 2006г. 2. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога.- М.,2002.
3. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Методические рекомендации. - М. 1998 г. 4. Зак А.З. Познавать играя: Развитие познавательных способностей у детей 5-12 лет. 5. Зинкевич – ЕвстигнееваТ.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2001г. 6. Князева Т. Н. Я учусь учиться – М.: АРКТИ, 2004 7. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - М., «Академия развития», 2002 8. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа для развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов). - М., «Академия развития», 2008. 9. Сиротюк А.Л. Сиротюк А.С. Закономерности психического развития детей от 0 до 9 лет.–М., 2009 г. 10. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофихиологии: Практическое руководство для учителей родителей. – М., 2001. 11. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М., 2008. 12. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. - М., Изд-во МПСИ, 1999 13. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.2007 г. 14. Рабочие тетради «Юным умникам и умницам» (О.Холодова) 1 - 4 класс, в 2-х частях. Москва. РОСТ-книга 2008 г. 15. Рабочие тетради «Развитие интеллектуальных способностей» (Т. Языканова) 1 - 4 класс. М.,2008 г. 16. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. Учебно – методический комплект. - М.,2012г. 17. Учебно-методическое пособие «Юным умникам и умницам» (О.Холодова) 1 - 4 класс.-М.,2008 г. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|