На момент обследования: 2, 11
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Социальное развитие соответствует возрастной норме: легко устанавливает контакт со взрослыми и со сверстниками. Активен, инициативен, деятелен, улыбчив. Основные средства общения: голосовые реакции, несоотнесенный лепет, жесты, в ситуации наивысшей заинтересованности в чем-либо речь (“тета, дай пить”; “мама дай” и т.п.). Умеет себя обслуживать в быту: самостоятельно принимает пищу, пользуется туалетом, одевается с небольшой помощью взрослого. Физическое развитие соответствует возрастной норме: с предложенными двигательными упражнениями справился самостоятельно, и после помощи взрослого. Отмечается неточное выполнение таких движений как “ходьба по шнуру-зигзагу”, “бег между двумя линиями”, “перепрыгивание через веревку”, трудности сохранения равновесия. Амплитуда движений маленькая. Познавательное развитие соответствует возрастной норме: серии заданий по разным направлениям познавательного развития выполнил самостоятельно, и после помощи педагога. Наиболее успешно справился с заданиями по сенсорному развитию и конструированию. Паше оказались доступны задания по этим направлениям развития, составленные для детей 3-4-х лет. Уровень соотносящих и орудийных действий мальчика соответствует возрасту; обнаружены трудности мелкой моторики пальцев рук. Предметно-игровая деятельность ниже возрастной нормы: проявляет интерес к игрушкам, но он не очень стойкий. Игра носит процессуальный характер, основное место в ней занимают манипуляции, процессуальные и предметные действия (рассматривает посуду, закрывает-открывает крышку кастрюли, катает машину, паровоз и т.п.). Состояние слуха: глухота. На слух без аппаратов мальчик ощущает гармони на расстоянии 1,5-2 м, барабана – 3,5 м, голос разговорной громкости слева и справа на расстоянии до 10 см с экраном. На слух с аппаратами мальчик ощущает звучание игрушек и голоса на расстоянии от 1 до 3,5 м; различает звукоподражания и полные слова при выборе из 3-4-х на расстоянии 1,5-2-х м.
Состояние речи: Паша понимает обращенные к нему слова и короткие фразы, связанные с его деятельностью и бытом (“будем заниматься”, “сядь”, “иди”, “нельзя” и т.д.). В специально созданной ситуации ограниченного конкретного наглядного выбора понимает слова, обозначающие предметы посуды, мебели, одежды, частей тела и лица и т.д.; слова, обозначающие действия (спит, упал, ест, идет, едет), а также фразы из двух слов (ляля спит; мишка идет). В самостоятельной речи мальчика короткая фраза из 2-х слов (мяу упала; тетя дай и т.д.); отдельные полные слова (дом, на, юла, лопата мама и т.д.), отдельные звукоподражания (мяу; у__, ав-ав и т.д.). По итогам педагогического обследования психофизическое развитие мальчика отличается неравномерностью: в социальном, познавательном, физическом развитии его возможности в целом соответствуют возрастной норме, в предметно-игровой деятельности выявлено некоторое отставание. Таким образом, на основании углубленного комплексного педагогического обследования раскрывается целостная картина возможностей ребенка с нарушенным слухом третьего года жизни к началу его систематического обучения. Педагогу становится ясно, в какой линии малыш развивается в соответствии со своим паспортным возрастом, а может быть опережает его, в какой линии отстает в развитии. С помощью предлагаемой методики можно определить разные варианты психофизического развития детей с нарушенным слухом (гармоничное развитие, отставание в развитии, неравномерное развитие). Следует отметить, что полное представление о ребенке складывается из оценки достижений основных линий его развития. Поэтому недостаточно изучать лишь одну из них. В последнем случае представление о ребенке может быть неполным и велика вероятность «маскировки» как наиболее слабых, так и наиболее сильных сторон его развития. Углубленное педагогическое обследование по предложенной методике позволяет выявить не только актуальный уровень развития ребенка с нарушенным слухом, но и зону его ближайшего развития в познавательном, физическом, социальном развитии, что чрезвычайно важно для определения содержания коррекционно-педагогической работы с каждым воспитанником.
Описанная методика комплексного педагогического обследования детей с нарушенным слухом 3-го года жизни может быть использована в процессе коррекционно-педагогической работы с неслышащими детьми, проводящейся в разных видах учреждений: в специальном дошкольном учреждении, в группе кратковременного пребывания, в сурдологическом кабинете (центре) системы Министерства здравоохранения РФ. Предложенная методика может выступать как модель педагогического изучения дошкольников, как с нарушенным слухом разного возраста, так и детей с другими отклонениями в развитии. Литература 1. Васильева Л.Д. Раннее выявление электроакустической коррекции нарушений слуха у детей первых двух лет жизни. Дис. … канд. медиц. наук. – М., 1990. – 389 с. 2 Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. Программа для специальных дошкольных учреждений. М.: Просвещение, 1991.-160 с. 3 Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. Программа для специальных дошкольных учреждений. М.: Просвещение, 1991.- 158 с. 4. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения.- М.: Просвещение, 1972.-142 с. 5. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. – М., ИНТОР, 1996.–160 с. 6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. / Под ред. С.Л. Новоселовой. 4-е изд., перераб. – М., Просвещение, 1993. – 224 с. 7. Дошкольное образование Москвы. Сборник нормативно-правовых документов и научно-методического материала под ред. Г.К. Широковой. – М., 1996. 8. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. - М.: Просвещение, 1991. – 319 с.
9. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Книга для воспитателя детского сада. – М., Просвещение, 1991. – 223 с. 10 Лях Г.С. Особенности условных связей на мимические и звуковые компоненты речевых раздражителей у детей первого года жизни. // Журнал высш. нервной деятельности. – 1968. - № 6. – С. 1069-1071. 11. Лях Г.С., Марусева А.М. Аудиологические основы реабилитации детей с нейросенсорной тугоухостью. – Л.: Медицина, Ленингр. отд-ние, 1979. – 200 с. 12. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Организация ранней коррекционной работы с неслышащими детьми // Дефектология. – 1988. - № 5. – С. 71-74. 13. Пелымская Т.В. Развитие нарушенной слуховой функции у детей первых двух лет жизни: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1988. – 24 с.
15. Таварткиладзе Г.А., Васильева Л.Д. Раннее выявление нарушений слуха у детей первых лет жизни: Метод. рекомендации. – М., 1988. – 15 с. 16. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит... М.: Просвещение, 1995. - 126 с. 17. Klein, L. J., Huerta, L. E. Early identification of hearing impairment in infants and young children. – New York, 1992. – 112 p. Watkin P. Development in hearing scriens – the implications for services // Issues in DEAF education: Edited by S. Gregory, P. Knight, W. McCracken, S. Powers and L. Watson. – London, 1998 <сноска>* Мы используем понятие “основные линии развития”, введенное коллективом авторов при создании концепции воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста (С.Л. Новоселова, Л.Ф. Обухова, Л.А. Парамонова и др., 1996.<сноска>
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|